Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы работы может быть объяснена следующим:
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
Общее представление об антимонопольном регулировании в Российской Федерации 5
Цели, формы и методы антимонопольного регулирования в современной России 8
Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования 11
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реф1.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования «Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Специальность

«Экономика и управление на предприятии

(в машиностроении)»

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Государственное  регулирование экономики.

Тема: Антимонопольное  регулирование.

 

 

 

 

 

 

                

 

                                      

 

                                             Выполнил:

                                                                                     студент 5 курса, гр. 3-44 ЭУ/16

                                                    Сизов А.Н.

 

 

 

                                                                             Проверил: Былинская А.А.

                                            

                                                                                                           _____________

                                                                                                           подпись

 

 

 

 

 

 

Дзержинск

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           3

  1. Общее представление об антимонопольном регулировании в Российской Федерации    5
  2. Цели, формы и методы антимонопольного регулирования в современной России     8
  3. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования                 11

Заключение                  13

Список  литературы                14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы может быть объяснена следующим:

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов  эти проблемы остро стали перед  Россией: без принятия твердых и  последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Процесс развития конкуренции  в России, в частности на основе демонополизации, характеризуется  рядом специфических черт, уникальных с точки зрения мирового опыта  по масштабности, сложности и нетрадиционности стоящих задач. Все это приводит к выводу о необходимости формирования государственной конкурентной политики, которая должна сыграть определенную роль в стабилизации экономического положения. Антимонопольное регулирование, являясь необходимым элементом конкурентной политики, основанным на комплексе экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством, направлено на обеспечение условий для развития конкуренции.

Недостаточное развитие конкурентных отношений в России во многом определяется несовершенством антимонопольного регулирования и, прежде всего, правовой базы, что ограничивает возможности его реализации.

Исследования в этой области и применение их результатов  на практике будут способствовать дальнейшему развитию антимонопольной деятельности государства и формированию реальной конкурентной среды.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Формирование рыночных отношений  сложный и длительный процесс, требующий четкого определения целей, задач, способов и средств проведения экономических преобразований. Практика проведения экономических реформ показала, что рассчитывать непосредственно на регулирующую роль рынка бессмысленно. Длительный период невмешательства государства в хозяйственную жизнь привел к перекосам в экономике, создал «спекулятивную» экономику. В условиях российской экономики развитие рыночных отношений невозможно без целенаправленной и последовательной политики государства.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью адаптации социально-экономической системы и отдельных ее субъектов к изменяющимся экономическим условиям.

Рыночные отношения в современных  условиях представляют собой сложный  механизм, в котором сочетаются монополистические  структуры, конкуренция и регулирующие силы.

Динамичное развитие рынка предполагает наличие определенных условий, обеспечивающих создание соответствующей экономической среды, в которой могут успешно проявляться процессы саморегулирования товарно-денежных отношений, главным их которых является конкуренция. Хорошо известно, что именно конкуренция обеспечивает те движущие силы, которые заставляют товаропроизводителей повышать производительность труда и качество продукции, расширять производство, бороться за потребителя и т.д.

Таким образом, конкуренция определяет эффективность функционирования рыночного  механизма в качестве регулятора производства.

Конкуренция (от латинского «concurrere» - сталкиваться) -состязательность хозяйственных  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополия (от греческого «monos polien»  — единственный продавец) — это  абсолютное преобладание в экономике  единоличного производителя или  продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще.

Как известно, регулирование деятельности монополий осуществляется на базе антимонопольного законодательства.

Первый в России антимонопольный  нормативный акт - Закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" был принят 22 марта 1991 года. Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.

26 июля 2006 года был  принят Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ являющийся на сегодняшний день основой всего антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

В ст.2 этого закона устанавливается, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Для проведения государственного антимонопольного регулирования в  России создан специализированный государственный  орган - Федеральная антимонопольная  служба (ФАС). Федеральная антимонопольная  служба является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Федеральная антимонопольная  служба находится в ведении Правительства  Российской Федерации. Федеральная  антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а  также через свои территориальные органы.

Для определения конкретного  круга полномочий ФАС России Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»  и Положение о ФАС России.

В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным  законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением  законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства, осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

 

 

 

 

 

 

2 ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Согласно ч.2 ст. 1 Закона «О защите конкуренции» целями антимонопольного регулирования являются:

- обеспечение единства экономического пространства;

- свободного перемещения товаров;

- свободы экономической деятельности  в Российской Федерации;

- защита конкуренции и создание  условий для эффективного функционирования  товарных рынков.

Достижение поставленных целей  реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной антимонопольной  политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики  путем издания законодательных  актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтобы создавать или  поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия  договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Развитие рыночных отношений  предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Информация о работе Антимонопольное регулирование