Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.

Содержание

Введение…………………………………………… стр. 3
1. Понятие и сущность монополии.
1.1 Виды монополий……………………………………………стр. 5
1.2 Монополия и конкуренция…………………………………стр. 18
2. Развитие монополии и её регулирование.
2.1 Закон Республики Казахстан о регулировании естественных монополий………………стр. 21
2.2 Действующая система ценообразования в условиях монополии……………………………стр. 34
2.3 Антимонопольная политика Республики Казахстан……..стр. 39

Заключение…………………………………………стр. 42

Список используемой литературы………………стр. 44

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование 1 курс.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

   Действия (бездействие) субъекта естественной монополии, противоречащие настоящему Закону и причинившие убытки другому юридическому или физическому лицу, в том числе путем завышения цен (тарифов), необоснованного отказа в заключении договоров на предоставление услуг и их исполнение, влекут за собой возмещение субъектом естественной монополии убытков в соответствии с законодательством Республики Казахстан в случае, если убытки таких юридических или физических лиц не были и не будут возмещены посредством установления временных компенсационных цен и тарифов, предписанных уполномоченным органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Действующая система ценообразования в условиях  монополии.

 

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления.

Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов. Как же устанавливаются цены?

Рыночная цена – это реальная цена, которая установилась на рынке в определённый момент времени. На рынке продаются и покупаются два основных вида товаров: потребительские (хлеб, одежда, мясо и т.п.) и капитальные (машины, оборудование, энергоносители, различные материалы, транспортные средства и т.д.).  Равновесная   цена  устанавливается на рынке в результате конкурентной борьбы между производителями и взаимодействия спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то цена растёт, если предложение превышает спрос, то цена падает. На рынке величина предложения непосредственно зависит от затрат на производство товара: больше затрат – выше цена.                                                                                                                                    

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга. Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает. Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему.

   Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. с возникновением крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников.

   Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

   Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играет решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям.

    Цена – это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия, например: тонны железа, добычи угля, нефти, условных единиц измерения ткани, обуви, пищевых продуктов и т.д.

     На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.

     В зависимости от района действия цены могут быть едиными в стране

(стоимость доллара) или дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование, о чем будет сказано ниже.

        На современном этапе рыночных отношений еще не сложился приоритетный метод ценообразования. Рыночные цены осуществляются стихийно, в процессе конкуренции между различными товаропроизводителями. Однако, наметившаяся тенденция роста объема выпуска отечественных товаров, уменьшения затрат труда на единицу продукции выступает основным фактором понижения, действующих на рынке цен (главным образом на продукты питания).

      В тоже время расширение монополизации при частной собственности на средства производства в промышленности, добывающих отраслях побуждает монополии заключать между собой соглашения о высоких ценах на реализуемый товар и низкие цены на приобретаемое сырье. Это в конечном итоге приводит к скачкам инфляционного роста цен, сдерживает развитие основных черт совершенной (чистой) конкуренции предпринимателей.

     Максимальная цена определяется спросом, а минимальная – издержками. Это общий, простой, но достаточно широко распространенный смысловой подход к ценообразованию. Однако цена товара устанавливается в конечном счете с учетом социально – экономических, организационно – технических и других факторов. В предыдущих разделах данной темы мы рассмотрели основы ценообразования, виды цен в различных типах производства и рыночных отношений. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.

       Особого   внимания   требует   вопрос ценовой    политики    монополистических образований.    Последние,    как    уже говорилось    выше,    используя    свое монополистические    положение,    имеют возможность влиять на цены, а  иногда  и устанавливать   их.   Вследствие   этого появляется новая  разновидность  цены  — монопольная        цена,         которая устанавливается        предпринимателем, занимающим  монопольное   положение   на рынке,   и   приводит   к    ограничению конкуренции     и     нарушению     прав потребителя. К этому  следует  добавить, что эта  цена  рассчитана  на  получение сверхприбылей,   или   монополистических прибылей.  Именно  в  цене  реализуется выгода монопольного положения.

   Особенность     монопольной      цены заключается в том, что  она сознательно отклоняется   от   реальной    рыночной, которая  устанавливается  в   результате взаимодействия  спроса  и   предложения. Монопольная цена  является  верхней  или нижней в зависимости  от  того,  кто  ее формирует - монополист или  монопсонист. В обоих  случаях  обеспечивается  выгода последних  за   счет   потребителя   или мелкого      производителя:       первый переплачивает,  а  второй  не   получает надлежащей  ему  части  продукта.  Таким образом, монопольная цена  являет  собой определенную  "дань",  которую  общество вынуждено  платить  тем,  кто   занимает монопольное положение .

   Отличают   монопольную   высокую    и монопольную    низкую    цены.    Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок,  и  с   ней   вынужден   мириться потребитель,   лишенный    альтернативы. Вторую    формирует   монопсонист    по отношению   к   мелким   производителям, которые   тоже    не    имеют    выбора.

Следовательно,     монопольная      цена осуществляет перераспределение  продукта между  хозяйственными   субъектами,   но такое     перераспределение,     которое сновывается     на     внеэкономических факторах. Но сущность  монопольной  цены

этим не исчерпывается - она  отражает  и экономические   преимущества   крупного, высокотехнического         производства, обеспечивая   получения   сверхизлишнегопродукта.

 

 

 

2.3. Антимонопольная политика Республики Казахстан

 

       Недавно Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил  на

путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к  существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной  экономики необходимо  антимонопольное  регулирование  со  стороны   государства,   без которого невозможно достичь свободы  предпринимательства  и  конкуренции.

  В этих целях в 1991  г.  Верховным  Советом  Казахской  ССР  принят  Закон  «О развитии  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности»,  во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты  Законы  «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

       Актуальность   темы    исследования.    Появление    антимонопольного

законодательства в  нашей  республике  обусловлено  необходимостью  создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер  по  предотвращению  и ограничению  монополистической   деятельности,   поощрения   конкуренции   и закреплению  механизмов,  позволяющих  регулировать  деятельность  субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в  себя  весь комплекс   экономических,   административных    и    законодательных    мер,

осуществляемых государством. Такое  законодательство  призвано  регулировать отношения  между  субъектами  предпринимательской  деятельности  всех   сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

       Практическое значение имеет проблема  эффективности  реализации  норм антимонопольного законодательства, то есть соотношение между результатом  их действия и целями, для достижения которых эти правовые нормы были приняты.

       Антимонопольное  законодательство  в  Республике  Казахстан     имеет

недолгую историю и находится в стадии постоянного совершенствования.

      Реализация антимонопольного законодательства возложена  на  специально созданный  государственный  орган  –  Агентство  Республики   Казахстан   по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса и его территориальные органы –  Департаменты,  деятельность  которых носит функциональный характер.

       Государственная   политика    перехода    к    рыночным    отношениям

предопределила изменение форм и методов управленческой деятельности.  Вместо прямого  властного  воздействия  стали  применяться  методы  согласования  и контроля за исполнением нормативных актов общегосударственного  значения.

В формах управления  антимонопольной  деятельностью  важная  роль  отводится государственным отраслевым и межотраслевым программам и планам развития.  За 1994—1999 годы  в  республике  было  принято  несколько  общегосударственных программ  экономического  развития.  Среди  таких  программ  можно  выделить утвержденную   Президентом   Республики   Казахстан   "Программу    действий Правительства по углублению реформ и выходу из  экономического  кризиса". В рамках этой Программы в сфере антимонопольной деятельности и  конкурентной политики предполагалось осуществить ряд мер, нацеленных  на  демонополизацию торговли, грузоперевозок, внешней торговли  и  пр.  С  этой  целью  намечено прежде всего провести либерализацию цен и товарных рынков.

       Эти меры явились своего рода первым шагом  в  том  комплексе  мер  по

развитию конкурентной среды и  ограничению  монополистической  деятельности, которые Правительство наметило осуществить в дальнейшем.

      В программе стратегического развития 2030  Президент  Казахстана  Н.А.

Назарбаев  определил  одним   из   приоритетных   направлений   -   создание

конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного  регулирования   как один из важных факторов стабилизации цен  и  повышения  качества  товаров  и услуг.

     На территории СНГ государствами-участниками проводится согласованная антимонопольная политика, которая строится на реализации национального антимонопольного законодательства и взаимодействии национальных антимонопольных органов. Основой такой политики является Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. По своей природе согласованная политика менее эффективна, чем единая, вместе с тем это весьма важный и решительный шаг стран СНГ на пути необратимости проведения рыночных реформ в пределах Содружества. После подписания Договора пяти стран СНГ о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы предпосылки для проведения не только согласованной, но и единой антимонопольной политики. Это позволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и в рамках всего Содружества Независимых Государств.

Информация о работе Антимонопольное регулирование