Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.

Содержание

Введение…………………………………………… стр. 3
1. Понятие и сущность монополии.
1.1 Виды монополий……………………………………………стр. 5
1.2 Монополия и конкуренция…………………………………стр. 18
2. Развитие монополии и её регулирование.
2.1 Закон Республики Казахстан о регулировании естественных монополий………………стр. 21
2.2 Действующая система ценообразования в условиях монополии……………………………стр. 34
2.3 Антимонопольная политика Республики Казахстан……..стр. 39

Заключение…………………………………………стр. 42

Список используемой литературы………………стр. 44

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование 1 курс.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

3) обжаловать в суд действия (бездействие) уполномоченного органа, противоречащие законодательству Республики Казахстан;

4) обжаловать в уполномоченный орган или в суд действия (бездействие) других субъектов, которые отражаются на его деятельности, доходах, собственности или правовом статусе;

5) обращаться в установленном законодательством порядке в уполномоченный орган с просьбой об исключении его из Государственного регистра субъектов естественных монополий;

6) иметь иные права, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

    Статья 7. Обязанности субъекта естественной монополии

Субъект естественной монополии обязан:

1) выполнять решения уполномоченного органа, не противоречащие законодательству Республики Казахстан;

2) обеспечивать качественное всеобщее обслуживание потребителей услуг (товаров, работ) с учетом цен, тарифов, определенных уполномоченным органом за предоставляемые услуги (товары, работы);

3) предоставлять равные условия потребителям услуг субъекта естественной монополии;

4) осуществлять закупку материальных, финансовых ресурсов и оборудования для производственных нужд на тендерной основе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) по требованию уполномоченного органа представлять финансовую отчетность и иную необходимую информацию;

6) выбирать наиболее эффективные методы и технологии производства и предоставления услуг естественной монополии при соблюдении принципов общественной безопасности и безопасности для здоровья граждан;

7) проводить ежегодные финансовые проверки (обязательный аудит) аудиторскими организациями (аудиторами); результаты проверки публиковать в средствах массовой информации;

8) заключать договоры с потребителями на предоставление услуг (товаров, работ);

9) устанавливать потребителям приборы учета оказываемых услуг.

     Статья 8. Отчуждение имущества и приобретение акций (долей) субъекта естественной монополии

1. Имущество субъекта естественной монополии по согласованию с уполномоченным органом может быть отчуждено полностью или частично при условии, что отчуждение имущества не влечет за собой нарушений договоров с потребителями.

2. Государственное имущество субъектов естественной монополии может быть приватизировано по согласованию с уполномоченным органом.

3. Физическое или юридическое лицо (или группа лиц), приобретающее более 10 процентов голосующих акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии, обязано предварительно проинформировать об этом уполномоченный орган

     Статья 9. Реорганизация и ликвидация субъекта естественной монополии

1. К субъекту естественной монополии могут быть применены процедуры реорганизации или ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Имущество субъекта естественной монополии может быть передано в доверительное управление в соответствии с законодательством Республики Казахстан при условии, что эта передача не влечет за собой продолжительного прерывания или существенного снижения объема производства товаров, работ и предоставления услуг субъектом естественной монополии.

3. К субъекту естественной монополии могут быть применены реабилитационные процедуры в целях предотвращения продолжительного перерыва или существенного снижения объема производства товаров, работ и предоставления услуг.

    Статья 10. Права потребителя услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии

Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе:

1) покупать услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в порядке, по ценам и тарифам, установленным уполномоченным органом, требовать установки приборов учета за фактически оказываемые услуги;

2) обращаться с заявлениями в уполномоченный орган о внесении изменений и дополнений, принятии новых или отмене действующих решений;

3) обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) уполномоченного органа, а также принятые им решения;

4) обжаловать в уполномоченный орган и (или) в судебном порядке действия субъекта естественной монополии, противоречащие законодательству Республики Казахстан;

5) иметь иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

    Статья 11. Обязанности потребителя услуг субъекта естественной монополии

1. Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии обязан:

1) своевременно и в полном объеме оплачивать услуги (товары, работы), предоставляемые субъектами естественной монополии;

2) выполнять технические требования, устанавливаемые субъектами естественной монополии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Потребителю услуг субъекта естественной монополии запрещается самостоятельно или в составе группы лиц владеть (или иным образом контролировать) более чем 25 процентами голосующих акций (долей) субъекта естественной монополии, услугами (товарами, работами) которого он пользуется.

3. По ходатайству потребителя услуг субъекта естественной монополии уполномоченный орган вправе отменить ограничения, установленные настоящей статьей, если это ведет к снижению цен и тарифов.

    Статья 12. Уполномоченный орган

1. Контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляет государственный орган по регулированию естественных монополий (далее - уполномоченный орган).

2. Порядок организации деятельности и структура уполномоченного органа утверждаются правительством Республики Казахстан.

   Статья 13. Функции уполномоченного органа

Уполномоченный орган выполняет следующие функции:

1) формирует и ведет Государственный регистр субъектов естественных монополий, осуществляет государственное регулирование и контроль за их деятельностью;

2) осуществляет контроль в пределах своей компетенции за соблюдением требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, и принимает меры по выявлению и устранению нарушений;

3) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

4) разрабатывает и внедряет недискриминационные методы установления цен и тарифов в сфере естественных монополий.

1. Уполномоченный орган вправе:

1) принимать решения о включении субъектов, осуществляющих деятельность в сфере естественной монополии, в Государственный регистр либо об исключении из него;

2) принимать решения, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами;

3) принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о ведении, изменении или прекращении государственного регулирования;

4) принимать в пределах своей компетенции решения по фактам нарушений настоящего Закона о пресечении нарушений и устранении их последствий в сфере естественных монополий;

5) принимать в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, обязательные для исполнения постановления и предписания о заключении договоров на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии с потребителями, о внесении изменений в заключенные договоры, о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного ими в результате действий (бездействия), нарушающих настоящий Закон, и (или) о наложении административных взысканий;

6) вносить субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания об отчуждении технологически связанных производств, не являющихся естественными монополиями;

7) обращаться в суд в случаях нарушения настоящего Закона;

8) запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от юридических и физических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц;

9) рассматривать дела об административных правонарушениях законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях по собственной инициативе, на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в их распоряжении материалов, на основании письменных заявлений и сообщений государственных органов, юридических лиц, граждан, заинтересованных лиц и обращений субъектов естественной монополии;

10) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Республики Казахстан.

2. Уполномоченный орган несет в установленном законодательством порядке ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую и служебную тайны.

    Статья 15. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий

Регулирование деятельности субъектов естественной монополии уполномоченным органом осуществляется:

1) установлением цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) особым порядком формирования затрат;

3) иными мерами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

    Статья 16. Порядок предоставления проектов цен и тарифов

1. При необходимости утверждения (изменения) цен и тарифов на предоставляемые услуги (товары, работы) субъект естественной монополии представляет в уполномоченный орган заявку на рассмотрение цен и тарифов.

2. Субъект естественной монополии обязан вместе с заявкой предоставлять проекты цен и тарифов на свои товары, работы, услуги за 45 дней до введения их в действие.

3. Проекты цен и тарифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 дней при условии представления экономически обоснованных расчетов в соответствии с требованиями уполномоченного органа. Срок рассмотрения проектов цен и тарифов исчисляется с момента представления необходимых документов.

 

    Статья 17. Порядок рассмотрения проектов цен и тарифов

1. В случаях изменения действующих цен и тарифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии уполномоченный орган:

1) проводит экспертизу проекта цен и тарифов с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов, общественных объединений, в том числе обществ потребителей и субъектов естественных монополий, представивших проект;

2) разрабатывает на основе экспертизы проекта предварительное решение по предлагаемым ценам и тарифам на услуги (товары, работы) субъекта естественных монополий.

2. Требования пункта 1 настоящей статьи не распространяются на решения уполномоченного органа о продлении срока действия ранее установленных цен и тарифов, а также на решения, принимаемые уполномоченным органом в виде чрезвычайных регулирующих мер.

    Статья 18. Порядок утверждения цен и тарифов

1. Утверждаемые уполномоченным органом цены и тарифы субъекта естественной монополии должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для оказания услуг (производства товаров, работ), и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии.

2. Окончательное решение об утверждении цен и тарифов на услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии должно быть направлено субъекту естественной монополии не позднее 15 дней до момента введения их в действие.

3. Изменение цен и тарифов на услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии может производиться не чаще одного раза в квартал. Введение новых цен и тарифов осуществляется с первого числа квартала.

4. Субъект естественной монополии обязан довести до сведения потребителя информацию об изменении цен и тарифов не позднее чем за 10 дней до введения их в действие.

 

    Статья 19. Последствия нарушения настоящего Закона

1. В случае нарушения настоящего Закона субъекты естественной монополии, их руководители обязаны:

1) прекратить нарушение настоящего Закона и устранить его последствия;

2) восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в предписании;

3) принять меры для возмещения причиненного ущерба и (или) убытков напрямую или посредством временного снижения цен и тарифов.

2. Уполномоченный орган обязан принять решение о возмещении потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением цен и тарифов, путем установления временных компенсирующих (понижающих) цен и тарифов.

    Статья 20. Ответственность руководителя субъекта естественной монополии, должностных лиц за нарушение настоящего Закона

Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица уполномоченных органов регулирования естественных монополий и исполнительных органов несут ответственность за нарушение настоящего Закона в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     Статья 21. Возмещение субъектом естественной монополии убытков, причиненных нарушением настоящего Закона

Информация о работе Антимонопольное регулирование