Антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – антимонопольная политика государства. Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:
Определить понятие, сущность, виды и формы монополий.
Рассмотреть историю возникновения и развития монополий в России.
Раскрыть такие аспекты антимонопольной политики как:
История развития антимонопольной политики
Антимонопольное законодательство в России
Контроль за экономической концентрацией
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ 5
1.1. Понятие монополии. 5
1.2. Виды монополий. 7
1.3. Формы монополий. 8
II. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ 12
III. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 17
3.1. Антимонопольное законодательство в России. 17
3.2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 20
3.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. 23
3.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 28
3.5. Особенности антимонопольной политики в России. 32
3.6. Область проблем антимонопольного регулирования в России 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

КР ГРЭ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного  количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Проблема взаимоотношения  государства и хозяйствующих  субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Одним из важных видов государственного регулирования  является регулирование монополий.

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.

Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.

Именно конкуренция  превращает экономическую систему  страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

Но здоровая конкуренция  невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования  конкуренции на российском рынке, повышения  конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Цель данной работы – антимонопольная политика государства. Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:

  1. Определить понятие, сущность, виды и формы монополий.
  2. Рассмотреть историю возникновения  и развития монополий в России.
  3. Раскрыть такие аспекты антимонопольной политики как:
  • История развития антимонопольной политики
  • Антимонопольное законодательство в России
  • Контроль за экономической концентрацией
  • Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
  • Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
  • Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий
  • Особенности антимонопольной политики в России
  • Область проблем антимонопольного регулирования в России

 

I. Монополия: понятие, виды и формы

Выход в свет работ  «Теория монополистической конкуренции» (Эдуард Чемберлин, 1933) и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Джоан Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции.

Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная  политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

1.1. Понятие монополии.

Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» — продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной  конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» — немногий, «полео» — продаю) — основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» — малочисленный и «опсония» — покупка) — превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.1

Монополия – это когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение  монополии с точки зрения рыночного  поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

·       монопольно высокими ценами

·       ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1.    Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2.    Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

3.    Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

·        Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

·        Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

·        Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

·        При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

·        Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

1.2. Виды монополий.

Монополии можно классифицировать по разным видам.


По месту в  торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.

По масштабам  охвата рынка монополия может  установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или монопсония, или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной конкуренции.

В зависимости  от характера и причин возникновения  можно выделить:

- естественные монополии (возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.);

- легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);

- искусственные  монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.)

1.3. Формы монополий.

Исторически первой формой монополии стал картель.

Картель - это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка. Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Это соглашение контрактного типа, так как его участники не теряют своей самостоятельности и являются в момент сделки равноправными.

Следует заметить, что картельная форма монополистического образования оказалась достаточно живучей. В настоящее время существует немало неформальных картелей в экспортно-импортной сфере и ряд легально действующих картелей. К ним относятся ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти, картельное соглашение между государственными нефтяными компаниями), “Семь сестер” (нефтяной картель семи ведущих западных нефтяных компаний). Картельные соглашения сейчас, как правило, попадают под действие антимонополистических законов, поэтому достаточно часто они заключаются на основе джентльменских соглашений.

Другой формой, в которой существовал  капитал-монополия, был синдикат. Это - объединение юридически самостоятельных предприятий, которые теряют коммерческую самостоятельность, так как сбыт продукции идет через единую сбытовую контору - синдикат. Здесь капитал-монополия представлен соглашением, которое ограничивает самостоятельность и суверенитет всех его участников. Можно утверждать, что это соглашение подпадает под характеристики контрактных, но оно не является только соглашением. Потеря коммерческой самостоятельности - это, возможно, первый реальный шаг к объединению разных капиталов в одну структуру (внутрифирменную). Необходимо заметить, что крупнейшие российские монополистические капиталы до 1917 года были представлены именно формой синдиката (“Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон” и т. д.).

Следующей организационной формой капитала-монополии стал трест. Трест это - объединение, участники которого теряют и юридическую, и коммерческую самостоятельность, превращаясь в структурные подразделения одной фирмы. Американские крупнейшие фирмы, обеспечившие переход к поточно-массовому производству, - это как раз тресты (“Дженерал Моторз”, “Форд Моторз”, “Стандарт Ойл”, “Дженерал Электрик” и др.).

Несмотря на очевидные плюсы  внутрифирменной иерархии, тресты имели, по крайней мере, два существенных недостатка - неповоротливость, ведущую  при определенных условиях к невосприятию достижений научно-технического прогресса, и высокую вероятность бюрократизации и полной замены экономических отношений на административные.

Преодолеть оба указанных недостатка можно было, только отказавшись от трестовской формы организации. На месте трестов стали образовываться концерны.

Концерн - это объединение предприятий, компаний (как юридически самостоятельных, так и несамостоятельных), связанных в единое целое системой участия, личной унией, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями. Стержень, обеспечивающий организационное единство этого объединения, - контроль.

В концерне выделяется головная компания, в руках у которой находятся все нити зависимостей. Данная организационная форма соединяет в себе и централизованное начало (контроль), и оперативно-хозяйственную самостоятельность подразделений. Жестко централизованы в концерне финансы, капиталовложения (инвестиции) и НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки).

Такая организационная структура  в большей степени восприимчива к достижениям научно-технического прогресса и в меньшей мере, по сравнению с трестом, подвержена угрозе “заражения вирусом бюрократизма”.

Концерн включает в себя сложные  рыночные и нерыночные связи. Критерием  выбора той или иной формы трансакции (сделки) во внутрифирменном обороте концерна является сопоставление издержек, которые несет в себе каждая из трех возможных форм экономической организации, из которых руководство концерном и осуществляет конкретный выбор (рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия). Концерн - современная форма организации крупного капитала-монополии.

Конгломерат - это концерн, фактически потерявший свое “отраслевое лицо”, когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой (ни технологически, ни организационно). Такая форма организации крупного капитала-монополии, по нашему мнению, является гораздо менее устойчивой по сравнению с концерном. Именно поэтому конгломераты недолговечны, преходящи, подвижны.

Грань, отделяющая концерн  от конгломерата, на первый взгляд, может показаться условной. Но, как нам представляется, она все-таки реальна. У любого крупного капитала-монополии, существующего в организационной форме концерна, есть “отраслевое лицо”, тот вид бизнеса, который либо дает большую часть реализованной продукции, либо технологически связан с другими видами деятельности.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства