Антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – антимонопольная политика государства. Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:
Определить понятие, сущность, виды и формы монополий.
Рассмотреть историю возникновения и развития монополий в России.
Раскрыть такие аспекты антимонопольной политики как:
История развития антимонопольной политики
Антимонопольное законодательство в России
Контроль за экономической концентрацией
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ 5
1.1. Понятие монополии. 5
1.2. Виды монополий. 7
1.3. Формы монополий. 8
II. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ 12
III. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 17
3.1. Антимонопольное законодательство в России. 17
3.2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 20
3.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. 23
3.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 28
3.5. Особенности антимонопольной политики в России. 32
3.6. Область проблем антимонопольного регулирования в России 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

КР ГРЭ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

3) навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к  предмету договора;

4) экономически или  технологически не обоснованные  сокращение или прекращение производства  товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или  технологически не обоснованные  отказ либо уклонение от заключения  договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически  и иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов)  на один и тот же товар,  если иное не установлено федеральным  законом;

7) установление финансовой  организацией необоснованно высокой  или необоснованно низкой цены  финансовой услуги;

8) создание дискриминационных  условий;

9) создание препятствий  доступу на товарный рынок  или выходу из товарного рынка  другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного  нормативными правовыми актами  порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный  закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

3.2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.

Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Выбора-то у последнего все равно нет.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Всевластию же монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.

Вместе с тем проведение антимонопольной  политики сопряжено с 


Рисунок №1

рядом объективных трудностей. Чтобы понять их происхождение обратимся к рис.1, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC).

Для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек, достигается при очень больших объемах производства (Q0).


Обозначим точку минимума на кривой LATC буквой О, а соответствующий ей уровень издержек Р0. Фирма-монополист максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства – до Qм. При этом в силу х-неэффектиности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC, а заметно выше (см. точку М и соответствующий ей уровень издержек Рм). Разумеется, эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам) далека от оптимальной и требует государственного вмешательства.

Представим себе, однако, что государственные органы пытаются решить проблему демонополизации «в лоб», путем принудительного раздробления монополиста на множество мелких фирм. Это будет означать снижение объема выпуска продукции каждой из таких фирм до уровня Qc. Но в соответствии с кривой LATC столь малый объем выпуска приведет к резкому возрастанию издержек (до Рс). Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили в сарайчике нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АВТОВАЗА.

И это далеко не частный случай. Можно говорить о невозможности  превращения монополизированной отрасли  в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже  если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся не конкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

В силу названных причин прямое дробление  фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной  политики – не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений. На рис. 1 желаемый результат антимонопольной политики изображен в точке R, приближенной к положению оптимума О как по объему выпуска продукции, так и по ценам. Какими же методами удается «укротить» монополистов? Этот вопрос особенно важен по отношению к естественным монополиям.

3.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.

Высокая экономическая  эффективность естественных монополий  делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

В соответствии с Федеральным законом  РФ «О естественных монополиях» (Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ ред. от 08.11.2007, принят ГД ФС РФ 19.07.1995)6 к категории естественных монополий отнесены:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

И это не абстрактная теория. Вся  российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, быстро растущие цены на энергию и т.п.

При этом естественный характер монопольного положения, хотя и создает  возможности для эффективной  работы, отнюдь не гарантирует, что  эти возможности будут на практике реализованы.

Ведь существует механизм х-неэффективности. Действительно, теоретически монополист может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих фирм. Но где гарантии того, что он хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет раздувать расходы высшего руководства фирмы. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.

Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей.

Оплачивая завышенные цены, они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.).

Но еще опасней, пожалуй, закрепление убытков. Покрывать  их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль, так или иначе, нет надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду, лишь за счет растранжиривания государственных средств.

Высочайшие оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские расходы – все это скрытые формы обогащения за счет казны. Другими словами, х-неэффективность в этом случае достигает высочайшего уровня.

Кроме регулирования  цен определенную пользу – особенно в нашей стране – может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

Ведь даже в странах  с очень жесткими правилами антимонопольного регулирования – Япония, США, Германия – основной схемой организации энергетики являются энергосистемы, т.е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей и передающих сетей.

К тому же единая энергосистема  страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» это время мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции). Удастся ли добиться такой слаженности в работе независимых региональных энергосистем? Как показал опыт - нет.

Вместо РАО «ЕЭС России»  путем реорганизации было создано  множество корпораций, владеющих электростанциями ТГК (ТГК – Территориальная Генерирующая Компания).

В процессе реформы РАО  «ЕЭС» ликвидирована вертикальная интеграция генерирующей и сетевой деятельности. Сетевая, распределительная, а также диспетчерская деятельность остается в руках государства. Тарифы на неё устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Генерирующая и сбытовая деятельность будет открыта для частных компаний и в течение 2005—2011 года подлежит дерегуляции и переходу в режим свободной конкуренции на основе биржевой торговли через ОАО «Администратор Торговой Системы».7

В октябре 2008 года во время финансового кризиса некоммерческое партнёрство «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», созданное для лоббирования интересов частных энергетических компаний, обратилось с просьбой о предоставлении кредита Внешэкономбанком на 50 млрд $ по льготной ставке (на уровне ставки рефинансирования Центробанка — 11 % годовых в рублях).

Совершенно очевидно, что заявление энергетиков свидетельствует  о полном провале энергетической реформы, проведенной Анатолием Чубайсом.

А ведь официально провозглашенная  цель реформы как раз и заключалась в том, чтобы, приватизировав по частям российскую теплоэнергетику, избавить госбюджет от необходимости тратить деньги на строительство новых генерирующих мощностей, однако сегодня нам демонстрируют совсем другой результат: единая энергосистема страны разрушена, тепловая генерация перешла в частные руки, топ-менеджеры РАО «ЕЭС России» стали легальными мультимиллионерами, а оплачивать строительство новой генерации опять должен бюджет, то есть налогоплательщик, — ведь из каких средств будет возвращаться кредит и оплачиваться проценты по нему, как не из тарифов, то есть из карманов граждан?

Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, ОАО  «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом, очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

Наконец, еще одна сложная  проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует  ли этим компаниям быть государственными или частными? Истоки этой проблемы связаны с тем, что естественные монополии, как мы убедились, являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Если естественные монополии исключают конкуренцию; если цена и объемы производства определяются не игрой рыночных сил, а либо произволом монополиста, либо решениями государства; если нарушаются многие другие механизмы функционирования рынка. Если все это так, то не лучше ли управлять естественными монополиями не как частными, а как государственными предприятиями?

Экономическая наука  не выбрала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства