Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования моей работы является рассмотрение понятия конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
Задачами исследования в курсовой работе выступают: понятие, виды и функции конкуренции, методы конкурентной борьбы, место и роль конкуренции в современном хозяйствующем субъекте, особенности современной конкуренции, направления повышения конкурентоспособности российских хозяйствующих субъектов, антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………....5
1 Понятие и виды конкуренции, методы конкурентной борьбы……………………………..……………………………………..6
1.1 Сущность и функции конкуренции………………………………...6
1.2 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы……………..8
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйствующем субъекте………………………………………………………………....15
2.1 Особенности современной конкуренции…………………………15
2.2Направления повышения конкурентоспособности российских хозяйствующих субъектов………………………………………...…...16
3 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………….………26
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 86.33 Кб (Скачать)

Аннотация 

                Курсовая работа содержит 32 страницы, в том числе 20 источников, 3 приложения.

           В данной работе отображены основные понятия конкуренции, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме. Рассмотрены функции конкуренции, а также изучены особенности современной конкуренции, рассмотрено антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики. Все это позволяет раскрыть содержание конкуренции.

 

Содержание 
 

Введение  ………………………………………………………………....5
1 Понятие  и виды конкуренции, методы конкурентной борьбы……………………………..……………………………………..6
1.1 Сущность и функции конкуренции………………………………...6
1.2 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы……………..8
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйствующем субъекте………………………………………………………………....15
2.1 Особенности современной конкуренции…………………………15
2.2Направления повышения конкурентоспособности российских хозяйствующих субъектов………………………………………...…...16

3 Антимонопольное  законодательство и государственное  регулирование экономики……………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………...24
Список  использованных источников………………………….………26
Приложение  А – Характерные черты четырех основных моделей рынка…………………………………………………………………….27
Приложение Б – Виды конкуренции …….……………………………28

Приложение В  - Факторы конкуренции на рынке отрасли … ……...29

 

Введение 

            Тема моей курсовой работы  «Конкуренция, её виды, место и  роль в современном хозяйственном  механизме».

             Главной особенностью рыночной  экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе  товара, работник - в выборе места  работы и т.д. Но свобода  выбора не обеспечивает экономического  успеха автоматически. Он завоевывается  в конкурентной борьбе.

            Конкуренция-  борьба (соперничество) между фирмами за наилучшие условия производства и сбыта продукции. Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

            Конкуренция одновременно имеет и отрицательные стороны. К положительным качествам конкуренции относится то, что она:

  1. способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;
  2. обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  3. способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
  4. нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг;

К числу  негативных сторон  можно отнести:

  1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
  2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
  3. ее следствием может быть перепроизводство товаров и не дозагрузка мощностей в периоды производственных спадов;

              Целью исследования моей работы  является рассмотрение понятия конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.

              Задачами исследования в курсовой  работе выступают: понятие, виды  и функции конкуренции, методы  конкурентной борьбы, место и  роль конкуренции в современном  хозяйствующем субъекте, особенности современной конкуренции, направления повышения конкурентоспособности российских хозяйствующих субъектов, антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

 
 

               Объект исследования - изучение конкуренции  в современном хозяйственном  механизме.

                Предметом исследования моей  курсовой работы являются отношения,  возникающие между субъектами, выходящими  на рынок со своими продуктами  деятельности.

                В работе применялись методы эмпирического исследования, сравнительно-сопоставительный, наблюдение и др.  
                Источники информации, используемые в работе: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, справочная и учебная литература, работы российских и зарубежных авторов, средства массовой информации, интернет-ресурсы.
 

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие и виды конкуренции
 
    1. Сущность  и функции конкуренции
 
 

            Конкуренция (от латинского «concurrere»– столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.[3]

            Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.[14]

           Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы  продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

            Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.

            Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как?  для кого производить?

            Конкуренция имеет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. [10]

            Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.[4]

            Основные условия возникновения конкуренции:

  1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
  2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
  3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе  за покупательский спрос;[9]

             Основные функции конкуренции:

  1. функция размещения (аллокационная) – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
  2. инновационная функция – стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продуктов и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и.т.д.
  3. контрольная функция – инструмент (средство) , которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке.
  4. обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  5. стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
  6. давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  7. ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
  8. стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
  1. внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

 б)  роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

 в) зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

 г)  старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.[11]

  

    1. Виды  конкуренции и  методы конкурентной борьбы
 
 

            По степени свободного проникновения в отрасль конкуренция подразделяется на открытую, закрытую, полузакрытую.

            Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:

           Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

           Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

           Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. (см. Приложение Б)

             Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).

           В зависимости от степени антагонизма выделяют добросовестную конкуренцию и недобросовестную (с нарушением норм действующего законодательства).[11]

            Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат Законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанести или могут нанести вред их деловой репутации.[15]

Информация о работе Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики