Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования моей работы является рассмотрение понятия конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
Задачами исследования в курсовой работе выступают: понятие, виды и функции конкуренции, методы конкурентной борьбы, место и роль конкуренции в современном хозяйствующем субъекте, особенности современной конкуренции, направления повышения конкурентоспособности российских хозяйствующих субъектов, антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………....5
1 Понятие и виды конкуренции, методы конкурентной борьбы……………………………..……………………………………..6
1.1 Сущность и функции конкуренции………………………………...6
1.2 Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы……………..8
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйствующем субъекте………………………………………………………………....15
2.1 Особенности современной конкуренции…………………………15
2.2Направления повышения конкурентоспособности российских хозяйствующих субъектов………………………………………...…...16
3 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………….………26
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 86.33 Кб (Скачать)

        Текущими задачами антимонопольной политики в условиях кризиса являются:

  1. развитие конкуренции на российских территориях – придание конкурентной политике регионального измерения;
  2. развитие конкуренции как инструмента повышения эффективности экономики – особое внимание инновационным (наукоемким) отраслям и отраслям с высоким потенциалом увеличения производительности труда;
  3. обеспечение соблюдения конкурентных принципов в проведении антикризисной политики, недопущение ущемления интересов общества и бизнеса в ходе реструктуризации и финансового оздоровления компаний;
  4. создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных компаний;
  5. снятие административных и инфраструктурных барьеров для развития предпринимательской деятельности, развитие системы информационной
  6. поддержки ведения бизнеса.[18]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

             За последние десятилетия усиление  конкуренции отмечено фактически  во всем мире. Еще не так  давно она отсутствовала во  многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие  позиции на них были четко  определены. И даже там, где  существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным. Рост  конкуренции сдерживался непосредственным  вмешательством правительств и  картелей.

           Когда мы ассоциируем конкуренцию  с развивающейся экономикой, мы  часто забываем, как много изменений  произошло в государствах, занимающих  ведущие позиции в мировой  экономике.

           Конкуренция – важнейший элемент  рынка, играющий роль в повышении  качества продукции, работ и  услуг, снижении производственных  затрат, в освоении технических  новинок и открытий.

           Добиться повышения конкурентоспособности  на макроуровне нельзя без  кардинального изменения всей  экономической системы управления  на уровне отдельного предприятия,  отрасли, региона, всего национального  хозяйства. И это изменение  должно быть направлено, в частности,  на обеспечение ускоренного роста  емкости национального рынка,  повышение его конкурентности, активного  развития и внедрения в производство  приобретенных научных исследований  и опытно-конструкторских    разработок.

            Можно назвать очень многие  отрасли экономики, которые сегодня  в состоянии противостоять влиянию  конкуренции и рынка. Ни одна  страна и ни одна компания  не могут позволить себе игнорировать  объективную необходимость конкуренции.  Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

            Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.

            Сегодня, можно с удовлетворением  констатировать, что традиционно  существующий разрыв между Россией  и развитыми капиталистическими  странами в области теории  и практики конкуренции, по  крайней мере, перестал углубляться.

           Особенность ситуации состоит  в том, что в распоряжении  российского бизнеса находится  теоретический огромный практический  опыт мировой конкуренции. Есть  возможность, не теряя времени  на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного  решения проблемы, чтобы избежать  дорогостоящих ошибок. В создавшихся  условиях особенно важно выделить  наиболее ценное в имеющейся  практике и на этой основе  предложить механизм выбора таких  приемов и методов конкуренции,  которые, с одной стороны, отвечали  бы особенностям развития конкретного  производства, с другой – сложившейся  в России рыночной ситуации  и тенденциям ее развития.

            Опыт последних лет свидетельствует  об усилении конкуренции во  всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества  новых предприятий и организаций,  либерализация импорта, образование  рынка капитала, внедрение на  российский рынок иностранных  компаний – все это значительно  осложнило рыночную ситуацию. Увеличение    предложения товаров и услуг,  с одной стороны, и  уменьшение  платежеспособного спроса – с  другой, создали условия, в которых  конкуренция стала обыденным  делом.

            Как показала практика, большинство  российских предприятий не готово  к активному ведению конкурентной  борьбы. В условия либерализации  цен и скачка инфляции промышленность  оказалась в таком тяжелом  положении, что сколько-нибудь  серьезные инновации, связанные  с усилением конкурентной позиции  предприятий, стали невозможны. И,  тем не менее, выход из тяжелого  финансового положения может  быть лишь на пути создания  конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не только дестабилизирующим  фактором, но и условием выживания  предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. И.В. Ершова - Предпринимательское право. Год  выпуска: 2006. Издательство: Юриспруденция ISBN: 5-9516-0176-2;
  2. Предпринимательское право России. Курс лекций — О.А. Беляева. Год выпуска: 2006. Автор: О.А. Беляева Издательство: Юстицинформ ISBN: 5-7205-0974-3;
  3. Чепурин М.Н Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г. – 832 с. ISBN 5-88186-417-4;
  4. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000 г. – 448с. ISBN 5-8369-0102-3;
  5. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФА-М,1997. – 720 с. ISBN 5-86225-387-4;
  6. Иохин В.Я Экономическая теория: Учебник. – М.:Юристъ, 2003. – 861 с. ISBN: 5-7975-0368-9;
  7. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006 г. – 432 с. ISBN:5 – 482-00278-0;
  8. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — 505 с. ISBN: 5-7975-0368-9;
  9. Экономическая теория / Под ред. А.И Добрынина, Л.С Тарасевича: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009 ISBN: 978-5-388- 00457-4;
  10. Янова В.В Экономика./ В.В. Янова – Москва, 2007 – с.256 ISBN: 5-472-01013-6;
  11. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. / Л.П. Кураков,  Г.Е.Яковлев – Москва, 2005 – с.364 ISBN: 5-8239-0143-7;
  12. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. — 1997. — ¹ 10 — С.33–42.;
  13. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. / Я.С. Ядгаров – М.: ИНФА-М, 1999.-с.52. ISBN 5-16-000434-3;
  14. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2000. – 256 с. ISBN 5-8041-0049-1;
  15. Федеральный закон №135 - ФЗ ст.4 «О защите конкуренции»;
  16. Периодический журнал «Экономист» №1 2010 г. стр.85-90 Тикин В. «Критерий недобросовестной конкуренции»;
  17. http://delovik.pp.ru/macro/konkurenciya/osobennosti-konkurencii-na-sovremennom-etape-razvitiya.php
  18. www.fas.gov.ru
  19. http://www.combienergy.ru/stat1026p2.html
  20. http://ru.wikipedia.org/wiki/Конкуренция

http://rudiplom.ru/lekcii/economika/ekonomicheskaya_teoriya/7_1.html

 
 

Приложение  А

(обязательное)

Таблица 1. Характерные черты  четырех основных моделей рынка

Характерная черта Модель  рынка
Чистая  конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая  монополия
Число фирм Очень большое  Много несколько Одна
Тип продукта стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный: нет  близких заменителей
Контроль  над ценой отсутствует Некоторый, но в  довольно узких рамках Ограниченный  взаимной зависимостью значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия  отсутствуют Сравнительно  легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция отсутствует Значительный  упор на рекламу, торговые знаки и  т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом  реклама, связи фирмы с общественными  органами
Пример Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.п. Производство  стали, автомобилей, сельскохозяйственного  инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия  общественного пользования
 
 
 

Приложение  Б

(справочное)

  Таблица 2. Виды конкуренции

Виды  конкуренции Цель Механизм Результаты
Внутри  – отраслевая Получение сверхприбыли Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара
Межотраслевая Получение наибольшей прибыли Свободное переливание  из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли Выравнивание  различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование  средней прибыли как абсолютной ее величины
Рыночная Защита интересов  покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен) Динамика соотношения  предложения и спроса товара Установление  цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  В

(рекомендуемое) 

Таблица 3.  Факторы конкуренции на рынке отрасли.  

№ п/п  Факторы конкуренции Признаки  проявления факторов на рынке
1. Ситуация в отрасли
1.1 Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке Имеется группа равных по мощности фирм или имеется  одна или более фирм, явно превосходящая  исследуемую по мощности.
1.2 Изменение платежеспособного  спроса  Платежеспособный  спрос на товар падает, прогноз  неблагоприятен
1.3 Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке  Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар фирмы и товары-конкуренты практически взаимозаменяемы.
1.4 Издержки переключения клиента с одного производителя  на другого Издержки переключения клиента с одного производителя  на другого минимальны, т.е. вероятность  ухода клиентов фирмы к конкурентам  и наоборот велика.
1.5 Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли Набор сервисных  услуг фирм-конкурентов отрасли  фирмы по товару в целом идентичен.
1.6 Барьеры ухода  с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) Издержки ухода  фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.).
1.7 Барьеры проникновения  на рынок  Начальные затраты  для развертывания работ на рынке  данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован.
1.8 Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров  с близкими технологиями и сферами  применения) Уровень конкуренции  на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и др.).
1.9 Стратегии конкурирующих  фирм (поведение)  Отдельные фирмы  осуществляют или готовы к осуществлению  агрессивной политики укрепления своих  позиций за счет других конкурентов.
 
1.10
 
Привлекательность рынка данного продукта 
 
Имеется явно расширяющийся спрос, большие  потенциальные возможности, благоприятный  прогноз.
2. Влияние потенциальных  конкурентов
2.1 Трудности входа  на отраслевой рынок  Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли  не высока. Эффективный масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Фирмы отрасли не склонны  применять агрессивные стратегии  против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли  для отражения экспансии в  отрасль
 
 
2.2
 
 
Доступ  к каналам распределения
 
 
На  рынке отрасли большое число  торговых посредников, слабо связанных  с производителями. Создание собственной  сети распространения или привлечение  имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны "новичков".
2.3 Отраслевые  преимущества  Предприятия отрасли  не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами  и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия  и т.д.
3. Влияние поставщиков
3.1 Уникальность  канала поставок Степень дифференциации продукции поставщиков настолько  высока, что перейти от одного поставщика к другому трудно или дорого.
3.2 Значимость  покупателя Предприятия отрасли  не являются важными (основными) клиентами  для фирм-поставщиков.
3.3 Доля отдельного поставщика Доля одного поставщика в основном определяет затраты  на поставки при производстве продукта (монопоставщик).
4. Влияние покупателей
4.1 Статус покупателей  Покупателей в  отрасли немного. В основном - это  крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли.
4.2 Значимость  товара у покупателя Наш товар и  аналогичные товары наших конкурентов  не являются важной составляющей в  номенклатуре закупок покупателя.
4.3 Стандартизация  товара Товар стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей  к новому продавцу незначительна.
5. Влияние товаров-заменителей
5.1 Цена  Более низкие цены и доступность товаров-заменителей  создают потолок цен для продукции  предприятий нашей отрасли.
5.2 Стоимость "переключения" Стоимость "переключения" на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических  процессов и др. у клиента при  переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка.
5.3 Качество основного  товара Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики