АПК Россиии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности.

Содержание

Введение
Агропродовольственная и ценовая политика в условиях глобализации
Агропродовольственные рынки в России: тенденции и барьеры Теоретические основы аграрной политики на Западе и Россия
Структура и цели функционирования агропромышленного комплекса России
Размещение отраслей сельского хозяйства
Основные задачи животноводства
Основные направления развития агропромышленного комплекса
Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России
Кризис и сельское хозяйство России
АГРОГОРОДА И РАЗВИТИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ
Современный агрогород
Финансирование проекта
Агрогорода и развитие депрессивных регионов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 131.49 Кб (Скачать)

На 1 июля 2009 г. только в девяти субъектах РФ доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета не превышала 15%. К их числу относятся Москва и Московская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Тюменская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Пермский край, а также Сахалинская область,

В депрессивных регионах уровень социально-экономического развития ниже среднего по России. Их растущее отставание от конкурентоспособных субъектов РФ по объему ВРП на душу населения и, следовательно, по уровню жизни вряд ли можно преодолеть с помощью поддержания бюджетного баланса за счет трансфертов, которые лишь обеспечивают минимальные социальные стандарты.

В период посткризисного восстановления экономики следует искать новые способы решения экономических, демографических (старение населения и трудовая миграция), социальных (низкий уровень жизни, низкие стандарты медицинского и социального обслуживания) и кадровых проблем, иначе отставание депрессивных регионов не преодолеть.                                                                 

 

3.1. Современный агрогород

Одним из наиболее перспективных кластерных проектов в настоящее время выступает создание агрогородов нового типа. Это позволит решить проблемы первичной переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержать малый бизнес и уменьшить перенаселение мегаполисов.

Сельское хозяйство относительно слабо зависит от колебаний экономических циклов из-за низкой эластичности спроса на производимую продукцию. Вместе с тем это наименее развитая отрасль российской экономики. Одна из проблем данного сектора - возрастающий отток населения из деревень в города. Продолжается экономическая и социальная деградация сельскохозяйственных территорий.

Сегодня в АПК России занято около 30% работающих н сфере материального производства, здесь сосредоточено 20% производственных фондон и создается около % ВВП. Развитие агропромышленного комплекса во многом определяет состояние всего потенциала народного хозя1!ства, уровень социально-экономической и продовольственной безопасности государства. В сельской местности проживает около 38 млн человек, то есть 27% населения страны. Почти 75% сельских населенных пунктов составляют мелкие поселки (численность жителей до 200 человек). Начиная с 1992 г. численность трудоспособного населения в деревне возросла с 17,8 млн до 23,7 млн человек, но количество занятых в производстве и в частном секторе выросло всего на 4,2%. Безработные составляют % сельского населения (по официальным данным 10,8%), более 40% малоимущих проживают именно в сельской местности.

Как стимулировать развитие сельского хозяйства? Одним из способов может стать программа строительства малоэтажного жилья. Однако она не предусматривает строительство новых городов — создаются только жилые объекты в более экологически чистой зоне, которые фактически становятся спальными районами крупных городских агломераций. Наряду с развитием социальной инфраструктуры следует формировать возможности для запято-| аи населения в сфере сельского хозяйства непосредственно на территории нового города. Необходим не просто экстенсивный путь — физическое увеличение объемов возводимого жилья, а принципиальное изменение подхода к развитию города и деревни, точнее, - создание нового типа города за ста постепенного стирания границ между ними.

Впервые идея создания агрогородов была сформулирована в СССР, когда Н. С. Хрущев предложил создать города, где в центре будут многоэтажные типовые дома, а вокруг будут сосредоточены пашни, сенокосы, пастбища и т. д. Тогда столь масштабный проект не был реализован из-за нехватки бюджетных средств. Представленный в данной работе вариант обладает схожими чертами, однако создание современного агрогорода, во-первых, преследует другие цели, а во-вторых, опирается на иные принципы построения, позволяющие получить синергетический эффект от объединения множества индивидуальных предприятий.

При создании агрогородов индивидуальным жильем застраиваются значительные территории. При этом собственник получает не только жилье, но и бизнес-проект, поэтому агрогород может функционировать как самодостаточный организм.

 Агрогород представляет собой крупную территориальную единицу, в которую входят:

  • индивидуальные участки земли, соответствующие средней площади 
    фермерского хозяйства в России (порядка 100 га) либо меньшие по площади. 
    Житель агрогорода может объединить несколько индивидуальных участков 
    в единое хозяйство исходя из потребностей бизнеса;
  • инфраструктура (характерная для современных спальных районов 
    крупных городов) для обеспечения комфортной жизнедеятельности и со 
    циальной среды на территории города: поликлиники и больницы, школы 
    и детские сады, отделения милиции и пожарной охраны, магазины, кафе 
    и рестораны и иные инфраструктурные объекты;
  • инфраструктура для хранения, первичной обработки и сбыта сельско 
    хозяйственной продукции.

Поскольку производственная инфраструктура будет находиться на доступном расстоянии от всех пользователей, удельные издержки каждого агропроизводителя на ее содержание будут невысокими. Этим агрогорода нового типа принципиально отличаются от современной российской деревни, где создание единой" инфраструктуры сбыта и хранения невозможно в силу дисперсного характера ее размещения по территории страны.

 

    1. Финансирование проекта

Государство берет на себя ответственность за оснащение выбранной территории необходимой инфраструктурой (подведение газопровода, дорог, обеспечение электроэнергией, мощностями для хранения и первичной переработки производимой сельхозпродукции) и разработку типовых проектов создания малых или средних предприятий. При этом строительство домов не финансируется за счет государства, что экономит значительные бюджетные средства.

Человек, решивший участвовать в проекте, получает во временное пользование (срок зависит от региона) земельный участок с подведенными коммуникациями, типовой проект (предусматривается несколько проекта! на выбор, например мясное или молочное хозяйство, либо объект в области экотуризма) и кредит в Россельхозбанке на его реализацию (обеспечением по кредиту служит комплекс сооружений, построенных по типовому проекту). В случае успешного функционирования предприятия и полного погашения обязательств по окончании срока аренды участок переходит а собственность нового жителя города.               

    1. Агрогорода и развитие депрессивных регионов

Заселение агрогородов станет одним из решений проблемы предоставления работы и жилья военнослужащим, уволенным в запас, а обеспечением по кредиту может стать жилищный сертификат.

Люди с высоким потенциалом развития и стремлением к самореализации, вероятно, окажутся первыми переселенцами, так как их не будет отталкивать отсутствие городской инфраструктуры. Проблему занятости в условиях кризиса будет частично решена благодаря увеличению количества рабочих мест непосредственно в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях, развивающихся в новых городах.

Одно из достоинств агрогорода — решение проблемы сбыта сельхозпродукции по справедливым ценам, которые в настоящий момент нельзя установить из-за отсутствия соответствующих институтов (добросоиестность покупателей, информационная прозрачность рынка). Справедливая цена продукции в данном случае определяется на агробирже, которая создается одновременно с агрогородом. Механизм ее функционирования следующий: в городе формируется ряд центров, аккумулирующих данные о товарных остатках и приобретающих продукцию, отвечающую требованиям биржи. Сама биржа осуществляет прием заявок от трейдеров и заключает сделки. Развитие биржевого рынка впоследствии может стимулировать рынок товарных деривативога (развитие рынка производных финансовых инструментов началось именно с зерновых фьючерсов).

Можно иыделить несколько типов агрогородов, различающихся по территориальному принципу, по целям создания и характеру обеспеченности инфраструктурой. Во-первых, агрогорода, расположенные в непосредственной близости от рынков сбыта крупных городских агломераций и их производственной инфраструктуры. Во-вторых, агрогорода в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. В этом случае будет решена проблема заселения обширных территорий па востоке страны и брошенных деревень в средней полосе. При этом стимулом для переселения станет субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию типовых проектов. Размер субсидий будет зависеть от географического расположения города (может быть выше для регионов Сибири, Дальнего Востока, а также северных территорий РФ) и социального статуса (например, повышенные субсидии для военнослужащих в отставке). В-третьих, необходимо развивать существующие районные центры и создавать недостающую инфраструктуру, превращая их и агрогорода.

 

    1. Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России

Этим тенденциям в сфере рыночной торговли продуктами питания может противостоять российский агробизнес. Например, компания «Столичные овощи», которая создает круглогодичное производство овощей при городах с населением более 1 млн человек, построила на Южном Урале новый тепличный комбинат. Однако масштабы сетевого ритейла и агропродовольственных рынков не сопоставимы. Агробизнес вынужден принимать условия, диктуемые сетями. У него часто возникают серьезные проблемы с энергоснабжением, он обделен вниманием властей и остается локальным явлением на российском рынке.

Доминируя на рынке торговли продовольствием, торговые сети продвигают прежде всего импортные продукты. Но на их цены, как отмечалось выше, влияет ситуация на мировом валютном рынке. Так, в январе 2009 г. импортеры требовали от торговых сетей менять цены каждые десять дней, а не раз в квартал, как раньше. Это коснулось и российских производителей, которые используют импортные ингредиенты10.

Административная поддержка торговых сетей, насильственное вытеснение с рынков отечественных производителей делают большинство из них неконкурентоспособными. «Неорганизованные» торговцы не могут соблюдать нормы торговых сетей из-за отсутствия соответствующих финансовых возможностей. В результате многие российские товары проигрывают конкуренцию с импортной продукцией.

В ходе обсуждения Закона о торговле широко дискутировалась норма о запрете на получение ритейлерами бонусов от поставщиков, кроме премии за объем, ограниченной 10%. Это могло создать еще одно преимущество для импортеров. Иностранные торговые компании, получая большие бонусы от своих поставщиков, имеют возможность значительно снижать цепы па товары, реализуемые в России, Ограничивая объем торговли отечественных производителей. На следующей фазе цены будут диктовать уже сетевики-импортеры.

Наносит удар по отечественному рынку и гибкая политика импортеров. Например, Республика Молдова — один из основных импортеров свежих овощей и фруктов в Россию — упростила процедуру экспорта, а лаборатории по сертификации были оснащены современной техникой, что позволило повысить конкурентоспособность молдавских фруктов по сравнению с российскими.

Не способствует развитию производства российского продовольствия и действующее законодательство. Так, закон «О розничных рынках...*- в течение продолжительного времени не создавал для отечественных фермеров, владельцев ЛПХ и других граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, должных условий при распределении торговых мест на рынках". И хотя был принят Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона О розничных рынках..."» (о введении упрощенной формы предоставления торговых мест на рынках для сельхозпроизводителей), это мало что изменило: агропродовольственный рынок по-прежнему остается полностью монополизированным. Самая сложная задача для селян сегодня — реализовать собственную продукцию, хотя с 2007 г. для отечественных сельхозпроизводителей правительство РФ установило квоты — не менее 40% мест на розничных рынках. Их основные партнеры на агропродовольственном рынке — частные посредники и торговцы.

В настоящее время на российском розничном рынке доминируют трудовые (иностранные) мигранты из стран ближнего зарубежья. Правда, в 2010 г. их число должно сократиться на 2 млн человек. С помощью нового закона о патентах на трудовую деятельность иностранных мигрантов, въезжающих в Россию без визы (его стоимость — 1000 руб. ежемесячно), предполагается упорядочить труд иностранцев.

По мнению председателя Совета Архангельского облпотребсоюза Ю. Лебедева, поддержать селян, оказавшихся в трудном положении, может система областной потребкооперации, но при этом ей самой требуется помощь. Многие эксперты считают, что развитие кооперативного сектора позволит преодолеть негативные тенденции на российском продовольственном рынке. Но в настоящее время кооперация на розничных рынках играет незначительную роль. Хотя закон «О розничных рынках...» предусматривает создание сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляет которыми компания, зарегистрированная «в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива» (ст. 3, п. 6), ситуация не меняется. После принятия закона прошло три с половиной года, но сельскохозяйственные кооперативные рынки, по сути, так и не созданы, иными словами, ниша потребительской кооперации занята частниками в сотрудничестве с государственными институтами, силовыми структурами и т.д. (своего рода государственно-частное партнерство).

Информация о работе АПК Россиии