Банки и их роль в рыночной экономике

Автор: a****************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит).

Содержание

Введение
Глава I. Сущность, функции и роль банков как элемента
банковской системы
1.1.Банки – особые институты
1.2.Основные операции банков
1.3.Особенности современной банковской системы
Глава II. Состояние банковского сектора Республики Казахстан
2.1.Анализ развития банковского сектора
2.2.Развития системы банковского регулирования и банковского
надзора в Республики Казахстан
Глава III Проблемы и пути совершенствования банковской системы РК
3.1. Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан
3.2. Пути совершенствования банковской системы РК

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории).doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Прирост активов на 69% был обеспечен расширением  кредитования нефинансовых организаций  и физических лиц. Суммарный объем кредитов, предоставленных этим категориям заемщиков, за 2009 год вырос на 53,0%, составив 12 288,3 млрд. тенге, а их доля в активах банковского сектора увеличилась с 57,2 до 60,7%

     Финансовый  результат

     деятельности  банковского сектора

     Прибыль действующих кредитных организаций за 2009 год составила 508,0 млрд. тенге, а с учетом финансового результата предшествующих лет— 627,0 млрд. тенге.

      Темп  прироста прибыли банковского сектора  за 2009 год составил 36,7% (за 2008 год— 41,8%). Удельный вес прибыльных кредитных организаций среди действующих кредитных организаций увеличился с 98,4 до 98,9%, а количество убыточных кредитных организаций снизилось за год с 18 до 11 (или с 1,5 до 1,0% от общего числа действующих кредитных организаций). Убытки действующих кредитных организаций в 2009 году составили 0,9 млрд. тенге (в 2006 году— 0,8 млрд. тенге).

     Распределение отдельных групп банков с точки  зрения их вклада в совокупный финансовый результат в целом соответствует  их месту в банковском секторе  исходя из удельного веса в активах. Наибольший вклад в формирование финансового результата внесли банки, контролируемые государством,— 40,3% (их доля в активах банковского сектора составляла 39,2%), крупные частные банки — 36,3% (доля в активах — 35,5%) и банки, контролируемые иностранным капиталом,— 16,3% (доля в активах— 17,2%).

      Анализ факторов, повлиявших на снижение показателя рентабельности капитала в 2009 году, показывает, что оно произошло при сокращении величины финансового левериджа (мультипликатора капитала). Показатели маржи прибыли и доходности активов по сравнению с 2008 годом изменились не значительно, что свидетельствует о достаточно эффективной работе банков в 2009 году. На снижение уровня финансового левериджа оказал влияние опережающий рост собственных средств (капитала) по сравнению с активами банковского сектора, во многом благодаря публичному размещению акций Нац Банка Казахстана ОАО и ОАО Банк НБК.

     В 2009 году показатели рентабельности у банков, контролируемых иностранным капиталом, были одними из наиболее высоких в банковском секторе. У банков, контролируемых государством, и крупных частных банков они находятся на уровне, близком к средним показателям по банковскому сектору.

 

      2.2.Развития системы  банковского регулирования  и банковского  надзора в Республике Казахстан

      Важнейшими задачами, стоящими перед Банками Казахстана, являются дальнейшее совершенствование правового обеспечения банковской деятельности, повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора, а также конкурентоспособности казахстанских кредитных организаций.

     Принятие  решений о государственной  регистрации кредитных  организаций и  лицензирование банковской деятельности

     В целях реализации указанных задач  будет продолжена работа, направленная на обеспечение оптимальных условий для консолидации банковского бизнеса и инвестирования в капитал казахстанских банков, повышение транспарентности структуры их собственности, снятие административных барьеров, создание благоприятных условий для выхода кредитных организаций на открытые рынки ценных бумаг, а также развитие регулирования микрофинансирования с участием небанковских кредитных организаций.

     В рамках проводимой работы по совершенствованию процедур реорганизации НБК будет участвовать в рассмотрении поправок к законопроекту "О внесении изменений в Конституцию "О банках и банковской деятельности", предусматривающему упрощение и удешевление процедур реорганизации, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах и повышение прозрачности деятельности реорганизуемой кредитной организации.

     В целях создания условий для повышения  качества управления кредитными организациями  и прозрачности структуры собственности  кредитных организаций продолжится  работа по подготовке федеральных законов, направленных на формирование профессионального и надежного руководящего состава кредитной организации, обеспечение необходимого уровня компетентности членов совета директоров, повышение требований к владельцам кредитных организаций, на установление реальных владельцев кредитных организаций. Так, проектом конституционного закона предусматривается внесение изменений в конституционные законы "О банках и банковской деятельности" Нац. Банком Казахстана будет разработан проект федерального закона, устанавливающего критерии определения реальных владельцев кредитных организаций и механизм раскрытия информации о реальных владельцах. Кроме того, указанным целям будет способствовать внесение изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", которые введут требование ко всем аффилированным лицам хозяйственных обществ представлять обществам сведения о себе и установят ответственность аффилированных лиц за непредставление сведений.

     Нац. Банком Казахстана подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", устанавливающего обязанность номинального держателя ежеквартально предоставлять кредитной организации сведения о владельце и о количестве акций кредитной организации, в отношении которых он является номинальным держателем. Принятие данного законопроекта позволит как Нац. Банком Казахстана, так и кредитным организациям — эмитентам акций своевременно получать информацию об акционерах и повысить эффективность контроля за качеством капитала и открытостью структуры собственности кредитных организаций.

     Будет продолжена работа по законодательному закреплению функций по обработке персональных данных руководителей кредитных организаций и иных лиц. Принятие соответствующих поправок позволит Нац. Банком Казахстана использовать полученные им персональные данные физических лиц для реализации возложенных на него полномочий, в первую очередь в целях предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих стабильности банковского сектора в связи с появлением в руководстве кредитных организации лиц, в отношении которых имеется негативная информация.

     Цели  законодательного усовершенствования государственного регулирования в  области аккредитации представительств иностранных организаций в связи  с увеличением притока иностранных инвестиций в казахстанскую экономику отвечает подготовка изменений в закон "О банках и банковской деятельности" в части урегулирования аккредитации представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Республики Казахстан.

     Будет также продолжена работа по совершенствованию  нормативной базы Нац. Банком Казахстана.

      Реализация  в нормативной  базе Нац. Банка Казахстана положений Базеля II

     В соответствии с планами Нац. Банком Казахстана по реализации Базеля II, сформированными с учетом результатов деятельности рабочей группы по внедрению рекомендаций этого документа, в 2009 году планировалось завершение работы над проектами Указания о внесении изменений в Инструкцию НБК "Об обязательных нормативах банков" и Положения НБК "О порядке расчета размера операционного риска", которые в декабре 2008.

     В рамках этих проектов предполагается реализовать наиболее простые подходы  к оценке рисков, а именно: упрощенный стандартизованный подход к оценке кредитного риска, для оценки операционного риска— базовый индикативный подход.

     Планируется также подготовить проект нормативного акта, предусматривающего реализацию в РК компонента 2 "Надзорный процесс" Базеля II.

     Дальнейшая  работа по реализации Базеля II (в том  числе его усовершенствованных подходов, базирующихся на самостоятельных внутрибанковских оценках рисков) планируется с учетом европейской надзорной практики по внедрению положений Базеля II в рамках проекта ТАСИС. Реализация проекта начнется в 2009 году, продолжительность выполнения оценивается в 30 месяцев.

     Глава III Проблемы и пути совершенствования банковской системы РК

     3.1. Проблемы стабильности  банковской системы  Республики Казахстан

     Банковская  система и ее определяющий элемент  — коммерческие банки, несущая конструкция рыночной экономики. Банковская система, мобилизуя временно свободные денежные средства, превращает их в функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны.

      Одной из первоочередных задач центрального банка является обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы. Это во многом определяется макроэкономической средой.

      С началом преобразований в экономике  происходили изменения и в  банковской системе. Появление двухуровневой  организации банковских учреждений в республике - это необходимая предпосылка и начало становления банковской системы Казахстана.

      Деятельность  банков в республике осуществлялась в сложных экономических условиях, складывавшихся под влиянием различных  причин, таких, как инфляция, платежный кризис, государственный дефицит, банковский кризис.

      Перечисленные, а также некоторые другие условия  деятельности коммерческих банков при  всех существующих между ними различиях  характеризуются взаимосвязью и  многими общими чертами.

      Созданную в Казахстане двухуровневую банковскую систему пока еще нельзя воспринимать как адекватный аналог банковским системам стран с развитыми рыночными отношениями. Казахстанская банковская система как система переходного и развивающегося хозяйства отличается крайней нестабильностью и резкими структурными сдвигами. На нее непосредственно оказывают влияние масштабные структурные изменения в формах собственности, демонополизация, нарушения целостности хозяйственного комплекса, проведение денежно-кредитной политики.

      Следующий этап развития банковской системы Казахстана начался с принятием в апреле 1993 года Законов "О национальном банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Это было обусловлено многими факторами, среди которых первостепенное значение имело признание Республики Казахстан в мировом сообществе.

    Сложившейся банковской системе Казахстана были характерны следующие особенности:

      1. Относительно высокая степень  концентрации.

      2. Низкий уровень банковского капитала.

      На  этом этапе состояние банковской системы оценивалось достаточно негативно. Нарушение нормального денежного обращения использовалось отдельными банками в корыстных целях.

Проведенная денежная реформа 15 ноября 1993 г. положила начало третьему этапу развития банковской системы Казахстана. Введение национальной валюты - тенге способствовало появлению банков (более 200 банков). Национальному банку Республики Казахстан представилась самостоятельно проводить денежно-кредитную политику суверенного Казахстана.

      В 1994 году с целью повышения ликвидности собственного капитала банка были ужесточены требования к структуре уставных фондов банков второго уровня. Введен новый порядок резервирования и введена плата за резерв, размещенные в Национальном банке Республики Казахстан.

      С 1995 года началось количественное сжатие банковской системы, основной целью  которой явилось повышение надежности банковской системы Казахстана. Сжатие банков достигалось путем ужесточения  требований Национального банка  Республики Казахстан, усиления конкуренции между банками. Основной задачей Национального банка Республики Казахстан стало качественное улучшение деятельности всех банков второго уровня.

Программной реформирования банковской системы  Республики Казахстан на 1996-1998 гг. предусматривалось:

      - углубление денежно-кредитного регулирования;

      - совершенствование валютного регулирования  и управление золотовалютными  резервами;

      - улучшение системы банковского  надзора и принципов регулирования  банковской деятельности;

      - реформирование бухгалтерского учета и статистики банковской системы;

Информация о работе Банки и их роль в рыночной экономике