Банковская система ее структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов банковской системы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
-изучить развитие банковской системы;
-рассмотреть принципы построения и структуру банковской системы;
-выявить виды банков и организационно-экономические основы их функционирования;
-проанализировать банковские «болезни» и возможные средства их излечения;
-изложить решения насущных проблем банковской системы и возможные пути к успешному развитию банков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ………...5
1.1Развитие банковской системы………………………………………… 5
1.2Принципы построения и структура банковской системы…………... 7
1.3Виды банков и организационно-экономические основы их функционирования………………………………………………………………12
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………………………….18
2.1 Проблемы банковской системы и успешные решения их………….18
2.2 Банковские «болезни» и возможные средства излечения………….23
2.3Перспективы развития банковской системы на 2011……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 30

Работа содержит 1 файл

теория курсач.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Банк согласно российскому законодательству — это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

            привлекать во вклады денежные средства физических и юри­дических лиц;

            размещать эти средства от своего имени и за свой счет на ус­ловиях возвратности, платности и срочности;

            открывать и вести банковские счета физических и юридиче­ских лиц.

В соответствии с принципом универсальности все российские банки могут развиваться как универсальные. Несмотря на то что некоторые банки приняли названия «инновационный банк», «ипо­течный банк», «сельскохозяйственный банк», «муниципальный банк», все они в настоящее время подчиняются единым нормам бан­ковского законодательства. Банк России предъявляет к ним одина­ковые требования, для всех установлены единые нормативы, регу­лирующие их деятельность (за исключением Сбербанка России). Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных операциях или видах деятель­ности. Добровольная специализация предполагает, что всю ответ­ственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами банки и их учредители. Следует обратить внимание что муни­ципальными банками в России, как правило, называют банки, в ка­питале которых участвуют либо исполнительные органы субъектов РФ, либо местные органы власти. Однако в отличие от зарубежных муниципальных (коммунальных, городских) банков все российские банки, даже если их капитал сформирован за счет собственности и средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, действу­ют на принципах обществ с ограниченной ответственностью (акци­онерных обществ), и местные органы власти никакой дополнитель­ной ответственности и дополнительных обязательств по отноше­нию к этим банкам не принимают. Иными словами, все так называемые муниципальные банки работают как банки, главной целью которых является получение прибыли, а не финансовое обес­печение социально значимых проектов.[ 2, c.406].

1.3Виды банков и организационно-экономические основы их функционирования

Согласно действующему в РФ законодательству банки могут создаваться на основе любой формы собственности в форме хозяй­ственного общества.

Банки с государственным участием — это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. По некоторым оценкам, в настоящее время насчитываются 23 кредит­ные организации, в уставных капиталах которых доля государствен­ного участия превышает 50%1. В настоящее время в России не су­ществует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участи­ем. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами.

Участие субъектов РФ и органов местного самоуправления сво­им имуществом и денежными средствами в формировании устав­ных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основа­нии особого законодательного акта субъекта РФ или решения орга­на местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов РФ, так и посредством организаций федерального уровня, не относящихся к числу органов исполни­тельной власти, — Банка России и Российского фонда федерально­го имущества (РФФИ). Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка и росзагранбанков. РФФИ имеет контрольные пакеты Российского банка Развития и Росэксимбанка. В 19 кредитных организациях контрольные паке­ты акций принадлежат органам исполнительной власти и государ­ственным унитарным предприятиям. К числу этих кредитных орга­низаций относятся Внешторгбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и другие. Крупнейшими банками с государ­ственным участием являются Сбербанк и Внешторгбанк.

Банки с иностранным участием — это банки, в уставном капи­тале которых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и физическим лицам. В этой группе особо выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т.е. те, контроль­ный пакет акций которых принадлежит нерезидентам. На 1 января 2003 г. в России действовали 129 кредитных организаций с иност­ранным участием в уставном капитале, из них только 38 находились под контролем иностранного капитала. При этом в 28-ми кредитных организациях 100% уставного капитала принадлежало нерезиден­там и в 10-ти — доля иностранного капитала превышала 50%. Ос­новными направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом, являются:

             кредитование внешней торговли и обслуживание внешнетор­гового оборота между страной, в которой находится иностранный банк, и РФ;

             банковское обслуживание фирм страны, в которой расположен банк, и транснациональных корпораций, работающих на россий­ском рынке;

             предоставление комплекса современных банковских услуг национальным предприятиям и организациям;

             финансовое посредничество между иностранными и россий­скими финансовыми рынками.

Банки с превалирующим участием иностранного капитала, как правило, являются дочерними известных иностранных банков. По­следние посредством учреждения дочерних банков сопровождают своих глобальных клиентов, приходящих на российский рынок. До­черние банки получают ресурсы в основном от материнских, но мо­гут прибегать и к заимствованиям на международных финансовых рынках. Несмотря на отсутствие ограничений по привлечению вкладов физических лиц, иностранные банки очень осторожно вы­ходят на российский рынок частных вкладов. Это объясняется вы­сокими политическими рисками и большой вероятностью «паники вкладчиков».

Присутствие на российском банковском рынке банков, контроли­руемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расширение их дея­тельности служит косвенным подтверждением улучшения инвести­ционного климата. Иностранные банки применяют новые финансо­вые технологии, современные банковские продукты, новейшие ин­формационные системы, что крайне важно для совершенствования банковской системы России. Их отличают высокие стандарты веде­ния бизнеса, квалифицированный менеджмент. Забота о собственной репутации удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сек­тором. В связи с этим приток иностранного капитала с солидной ре­путацией рассматривается Банком России и Правительством РФ в качестве потенциально важного фактора развития банковского сек­тора страны, способствующего формированию конкурентного рын­ка банковских услуг. В среднесрочной перспективе не предусматри­вается вводить ограничения для участия иностранного капитала в банковском секторе.

В то же время следует учитывать, что активизация деятельнос­ти на российском рынке тех иностранных банков, за которыми стоят финансовые институты с сомнительной репутацией, таит в себе потенциальную угрозу стабильности банковской системы. В связи с этим в настоящее время действует разрешительный принцип до­пуска иностранного капитала в банковский сектор России, соглас­но которому кредитная организация обязана получить предвари­тельное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов и отчуждение своих акций в пользу последних.

По организационным формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью, и акционерные банки.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) — это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен согласно учредительным документам на доли определенных размеров. Участники такого бан­ка не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связан­ных с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Члены, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам банка в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создава­емый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не имеет право быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более 50. Если оно превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в су­дебном порядке.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в ус­таве банка.

Участник такого банка вправе в любое время выйти из банка не­зависимо от согласия других его членов, за исключением учредите­лей, которые не имеют права выходить из состава участников в те­чение первых трех лет со дня регистрации банка. Последний обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из него, действительную стоимость его доли в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом банка. Действительная стоимость доли выбывающего уча­стника определяется на основании данных бухгалтерской отчетно­сти банка за этот год и выплачивается за счет разницы между сто­имостью чистых активов банка и размером его уставного капитала. Если этой суммы окажется недостаточно для выплаты доли, банк обязан уменьшить свой уставный капитал на недостающую величи­ну. Если по уставу доля не может быть отчуждена третьим лицам, а другие участники банка от ее приобретения отказываются, банк обязан выплатить участнику действительную стоимость его доли либо выдать в натуре имущество, соответствующее этой стоимости.

Такое положение содержит в себе потенциальную угрозу финан­совой устойчивости банка, поскольку выплата участнику действи­тельной стоимости его доли приводит к уменьшению имеющегося у банка собственного капитала, а следовательно, и к нарастанию риска неплатежеспособности. В связи с этим преобладающей фор­мой создания банков в РФ является акционерная форма. Однако в период массового создания банков в 1991—1995 гг. основной орга­низационно-правовой формой российских банков была форма об­щества (товарищества) с ограниченной ответственностью. В настоя­щее время среди действующих банков примерно 40% составляют банки в форме ООО и 60% в форме акционерного общества.

Акционерный банк — это банк, уставный капитал которого раз­делен на определенное число акций, удостоверяющих обязатель­ственные права его участников (акционеров) по отношению к это­му банку. Акционеры не отвечают по обязательствам последнего и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сто­имости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью опла­тившие акции, несут солидарную ответственность по обязатель­ствам банка в пределах неоплаченной части стоимости принадлежа­щих им акций. Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Но он не отвечает по обязательствам своих акци­онеров.

Акционерный банк может быть открытым или закрытым акци­онерным обществом, что отражается в его уставе и фирменном на­именовании.

Акционеры банка открытого акционерного общества (ОАО) мо­гут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акци­онеров. Такой банк вправе проводить открытую подписку на вы­пускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запреще­но его уставом или требованием правовых актов РФ. Число акцио­неров такого банка не ограничено.

Банк, акции которого распределяются только среди его учреди­телей или иного ранее определенного круга лиц, признается закры­тым акционерным обществом (ЗАО). Такой банк не вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным об­разом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка закрытого общества не должно превышать 50. Если же оно превысит этот предел, то банк в течение одного года должен преоб­разоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.[2, c.418].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.

В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит акционирование государственных банков Как грибы после дождя начинают появляться новые коммерческие банки

За период 1990-1994 годов число коммерческих банков на территории России возросло более чем в 18 раз. Однако межбанковский кризис привел многие банки, в основном мелкие, к банкротству. В последнее время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя возможности экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в дальнейшем относительно уменьшаться. Это связано и с тем, что более жесткими становятся условия расширения банковской системы: увеличиваются минимальные размеры уставного фонда, денежно-кредитный рынок насыщается традиционными банковскими услугами, возрастает конкуренция в банковской сфере, ограничителем для создания новых банков выступает и нехватка высококвалифицированных специалистов. Главным же в дальнейшем развитии банковской системы все больше будет становиться ее качественное совершенствование.

Информация о работе Банковская система ее структура и функции