Бедность населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы бедности в России. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
Изучение причин, критериев, последствий и динамики бедности в России;
Познание содержания государственных программ борьбы с бедностью;
Выделение их результативности и неэффективности;

Содержание

1. Бедность населения страны………………………………………………….5
1.1. Показатели уровня и качества населения……………………………….5
1.2. Критерии бедности………………………………………………………..7
1.3. Показатели, характеризующие расслоение общества на богатых и бедных………………………………………………………………………….7
1.4. Причины бедности………………………………………………………..9
1.5. Последствия……………………………………………………………...11
2. Анализ динамики бедности населения………………………………………14
2.1. Динамика реальных денежных доходов населения…………………...15
2.2Анализ структуры денежных доходов населения………………………16
2.3. Дифференциация населения по доходам………………………………18
2.4Межрегиональная дифференциация……………………………………..20
2.5Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация…………………23
3. Государственные программы борьбы с бедностью………………………...27
3.1. Законодательство о минимальной заработной плате………………….30
3.2. Программы социального страхования. ………………………………..31
3.3. Индексация государством доходов населения………………………...32
3.4. Отрицательный подоходный налог…………………………………….33
3.5. Трансфертные платежи в натуральной форме………………………...

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (3).doc

— 308.00 Кб (Скачать)

     В отличие от западных государств, в  России взаимоотношения по поводу оплаты труда между государством, объединениями работодателей и профсоюзами являются достаточно формальными. Заключаемые коллективные договора и соглашения во многих случаях носят рекомендательный характер и зачастую так и остаются лишь на бумаге, в то время как в западных странах они считаются нормативными документами едва ли не на уровне закона. Создается впечатление, что трехсторонняя процедура согласования интересов социальных партнеров в России (государство, работодатели, профсоюзы) носит необязательный и формальный характер, поскольку стороны не несут какой- либо ответственности за неисполнение рекомендаций, изложенных в соглашениях.

     Например, в Генеральном соглашении между  общероссийскими объединениями  профсоюзов, общероссийскими объединениями  работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы содержалась четкая формулировка обязательства о повышении в 2002 году тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в 1,5 раза. В Генеральном соглашении на 2005-2007 годы в формулировках превалируют слова «рекомендовать», «ориентироваться», «рассмотреть». Четких мероприятий, конкретных шагов в этом соглашении не обозначено.

     Выход из сложившейся ситуации видится  в необходимости принятия мер, направленных, в первую очередь, на преодоление формального характера социального партнерства.

     Всего, по данным Росстата, на начало 2006 года было зарегистрировано 58 431 профсоюзов. Это на 4% больше, чем в 2005 году. Однако, несмотря на количественный рост числа  профорганизаций, активность и качество их деятельности по защите прав работников в большинстве отраслей экономики нельзя считать удовлетворительной.

     В состав Федерации независимых профсоюзов России входят 48 отраслевых профсоюзов, в которых состоят около 38 млн. членов. Всего это составляет примерно 96% всех членов профсоюза в Российской Федерации.

     Крупнейшими общероссийскими профессиональными  союзами, входящими в Федерацию, являются профсоюзы железнодорожников  и транспортных строителей, местной  промышленности и коммунально-бытовых предприятий, государственных учреждений и общественного обслуживания, горно-металлургический, нефтяной и др.

     Отрасли с высоким уровнем заработной платы имеют и сильные профсоюзы.Напротив, в отраслях с наименьшим уровнем  зарплаты профсоюзов или нет, или почти нет. Яркий пример таких отраслей – текстильная и легкая промышленность, сельское хозяйство. 
 
 
 

3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ  С БЕДНОСТЬЮ 

     Конституция РФ, принятая в 1993 г., провозгласила  Россию социальным государством. В  соответствии с Основным законом  в нашей стране охраняются труд и  здоровье людей, устанавливается минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На деле же заработные платы и пенсии подавляющей части граждан остаются низкими. Даже  в предкризисные годы, когда бюджеты верстались с профицитом в 1,5-2 трлн. руб., на социальные нужды выделялись жалкие проценты (при том, что более 100 млрд. долл. Было потрачено на покупку ипотечных облигаций США).

     В 2008 г. совокупные финансовые возможности  государства, включая золотовалютные резервы, Стабфонд и доходную часть  госбюджета, превышали 30 трлн. руб. Однако на все четыре нацпроекта («Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК») было направлено, по подсчетам автора, менее 1%. И хотя эти проекты названы «приоритетными», судя по объемам государственного финансирования, считать их таковыми трудно.

     Из-за скудного финансирования жилищного  строительства более половины россиян не могут реализовать свое конституционное право на жилище. В ущерб социальным программам сегодня сотни миллиардов рублей выделяются на иные цели. Например, на подготовку к саммиту АТЭС, по утверждению губернатора Приморья, планируется затратить около 800 млрд. руб.; даже в кризисный год на создание инфраструктуры для приема высоких гостей из госбюджета выделено 202 млрд. руб., что составляет две трети всех расходов по разделу «Социальная политика» на 2010 г.

     Не  лучше было бы огромные средства направить на борьбу с бедностью, на поддержку малоимущих россиян, пострадавших от кризиса? А саммит АТЭС провести в великолепном Константиновском дворце на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом. На его реставрацию и богатое убранство были затрачены огромные бюджетные средства, чтобы достойно принять участников саммита «Большой восьмерки» в 2007 г. Зачем же дворцу простаивать без дела?

     Сегодня в России почти 25 млн. человек живут  за чертой бедности. Эта цифра идентична  населению Белоруссии, Молдовы, Дании и Швейцарии вместе взятых. Для сравнения: накануне радикальных реформ в нашей стране только 2,3 млн. человек (или 1,6%) официально считались бедными, то есть их количество за постсоветский период увеличилось в 20 раз! По данным социологов, малообеспеченных граждан с доходами 5 тыс. руб. составляют половину населения России.

     Можно ли считать достойную жизнь российских пенсионеров, получающих мизерную пенсию? В 2010 г. прожиточный минимум пенсионера составляет чуть более 4 тыс. руб. И это  при высокой квартплате, нередко превышающий половину ПМ, высоких тарифах на газ, электроэнергию, заоблачных ценах на лекарства. Если сравнить среднюю российскую пенсию со средней пенсией в Швейцарии, то окажется, что у нас она в 50 раз меньше: в стране, где нет ни нефти, ни газа, средняя пенсия достигает 4500 долл., что соответствует 135 тыс. руб. в месяц. Хороший пример для нашего социального государства!

     Эти и множества других фактов убедительно  свидетельствуют о том, что уровень  эффективности социальной политики, проводимый в постсоветской России, оставляет желать лучшего. В богатой стране живут в основном бедные люди. По уровню доходов на душу населения, качеству жизни граждан Россия находится на конце первой сотни соответствующего рейтинга стран мира; по продолжительности жизни нам отводится незавидное 157-е место, по уровню медицинского обслуживания – 127-е.

     Одно  из противоречий пореформенной российской экономики состоит в том, что  благосостояние подавляющего большинства  россиян не зависит напрямую от ее роста, от нефтяной конъюнктуры и др. В самом деле: цены на нефть и газ до кризиса росли, а десятки миллионов людей по-прежнему прозябали в нищете, получая доходы ниже ПМ. Как писала газета «Крестьянская Русь», в России одна беда: «небывалый подъем экономики» плохо намазывается на хлеб».

     Причина такого положения состоит в том, что наше социальное государство  не справляется с одной из главных  своих функций – перераспределением доходов от продажи нефти, газа, металлов, леса, алмазов, золота и других природных  богатств в интересах всего народа. Более того, по мнению независимых политологов, органы государственной власти и управления в открытую защищают интерес новых собственников, не считаясь с мнением гражданского общества.

     На  этом фоне более чем странно выгляди  малоаргументированное списание советско-российских долгов. За последние десять лет Россия «простила» свыше 100 млрд. долл. Иностранных долгов. В переводе на рубли – это 3 трлн., то есть почти половина доходной части госбюджета – 2010.

     Итак, главный конституционный принцип социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь всем гражданам, - все еще не осуществлен. Следовательно, социальная политика нуждается в модернизации, которая позволит резко сократить бедность. Уменьшить большой разрыв в доходах между бедными и богатыми, создать условия для свободного и всестороннего развития человека, к какой бы социальной группе он ни относился. Необходимо изменить стратегию социальной политики, ее приоритеты и финансирование, чтобы Россия по праву могла называться социальным государством. Это признает и Президент РФ Д. Медведев: «Есть необходимость существенным образом поменять и экономику нашу, и социальную сферу, и, конечно, политическую систему, потому что ничего нет застывшего».

     Предположим, что вы - член правительства, ваша цель – уменьшение числа живущих в бедности людей. Как вы собираетесь достичь ее? Мы рассмотрим некоторые варианты решений. Каждое из них помогает некоторым индивидам покончить с бедностью, но ни одно из них не совершенно, а определить, какое из них лучшее, непросто. 
 

     3.1.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  О МИНИМАЛЬНОЙ  ЗАРАБОТНО ПЛАТЕ 

     Законодательство, устанавливающее минимальную зарплату,- повод для непрекращающихся дискуссий. Его сторонники рассматривают определение  нижнего предела заработной платы как способ помощи работающим бедным, не требующий непосредственного вмешательства правительства. Критики считают, что закон о минимальном размере оплаты труда наносит ущерб прежде всего беднякам, права которых он вроде бы призван гарантировать.

     Экономическая роль закона о минимальной зарплате проясняется, как только мы используем в нашем анализе инструменты спроса и предложения. Его введение означает увеличение заработной платы работников с  низким уровнем квалификации и опыта выше равновесного уровня спроса и предложения. Следовательно, издержки фирм повышаются, а количество труда, которое требуется компаниям, уменьшается, вследствие чего возрастает уровень безработицы среди групп людей, которых непосредственно затрагивает рассматриваемый нами закон. Те, кто имеет работу, выигрывают, получая более высокую заработную плату, а те, кто мог бы получить работу при более низкой заработной плате, но оказался «за воротами» фирм, несут убытки.

     Соотношение этих эффектов определяется прежде всего  эластичностью спроса на труд. Сторонники высокого минимального размера оплаты труда утверждают, что спрос на неквалифицированный труд относительно неэластичен, поэтому высокий минимальный размер оплаты труда незначительно уменьшает занятость. Критики установления нижнего предела зарплаты утверждают, что спрос на труд эластичен, особенно в долгосрочном периоде, когда фирмы имеют возможность изменить число работников и объем производства. Они отмечают, что многие работники, получающие минимальную заработную плату, - подростки, выходцы из среднего класса, поэтому политика установления нижнего предела оплаты труда как политика, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна. 

3.2.ПРОГРАММЫ  СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 

       Один из способов повышения уровня жизни беднейших граждан – прямое пополнение их доходов государством, для чего используется система социального страхования. Социальное страхование – широкий термин, который включает различные правительственные программы; в частности, в США существует программа помощи семьям с детьми (AFDC). Типичная семья, получающая помощь по программе AFDC, - семья без отца, с неработающей матерью. Другая программа социального страхования (SSI) направлена на предоставление помощи больным или нетрудоспособным малообеспеченным гражданам. Отметим, что участники этих программ являются далеко не все граждане, имеющие низкие доходы. Получатели помощи должны обладать некими дополнительными в сравнении с другими бедняками «нуждами», связанными с воспитанием маленьких детей или нетрудоспособностью.

     Критика программ социального страхования  состоит в том, что они создают  стимулы к получению государственной  поддержки. Например, они побуждают  отцов семейств к реальному или  фиктивному уходу, так как многие семьи получают финансовую поддержку только в тех случаях, когда отец детей живет отдельно. Они ведут к увеличению числа случаев рождения детей вне браков, так как помощь одинокой женщине предоставляется только в тех случаях, когда у нее есть дети. Критики программ социального страхования утверждают, что такого рода политика лишь обостряет проблемы, которые она призвана решать. 

3.3.ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 

- изменение реальных доходов населения путем повышения денежных доходов на основе официального индекса потребительских цен на товары и услуги. В механизме индексации доходов населения выделяются: а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения; б) процент повышения доходов; в) период индексации (время); г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.

       В государственном секторе индексация доходов населения производится путем повышения заработной платы бюджетных работников, а также работников государственного сектора экономики, пенсий, пособий, стипендий. В частном секторе - путем повышения заработной платы на основе тарифных соглашений между работодателями и профсоюзами и коллективных договоров.

       Индексация доходов населения осуществляется автоматически, когда привязка денежных доходов населения к индексу потребительских цен такова, что по достижению порога индекса цен автоматически осуществляется повышение денежных доходов (заработной платы, социальных выплат, процентной ставки, выплачиваемой вкладчикам) полностью на индекс цен или частично. Возможны варианты упреждающей и последовательной индексации доходов населения.

       Индексация доходов населения является одним из важных методов государственного регулирования социально-экономических процессов, средством защиты населения от инфляции. 

3.4. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ  НАЛОГ 

       Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества — низкий доход. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог не будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее критиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует лентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслуживают помощи правительства.

Информация о работе Бедность населения России