Беларуская модель перехода к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 53.29 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ТАНКА»

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

Реферат на тему:

«Белорусская  модель перехода к рыночной экономике»

 

 

                                                                     Подготовила студентка 4 курса

42 группы ФФВ

Брегер Кристина

 

 

 

 

                                       

                                             Минск, 2011 год.

Модели рыночной экономики

Основные понятия экономической  модели

Экономическая модель каждой страны – это результат  длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается  соотношение элементов модели и  формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать  на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

При всей своей  устойчивости каждая национальная экономика  имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды  стабильного и динамического  роста той или иной страны, сопровождающегося  прогрессивными преобразованиями в  структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».

Конечно, в  разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать  элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают  несколько моделей смешанной  экономики (таблица 1.).

Например, модель с минимальным участием государства  в регулировании экономики. В  ней преобладает сфера рынка  по сравнению с государственным  сектором. Это американская (или  либеральная) модель рыночной экономики. В СШАпримерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Прежде всего, делом государства является обеспечение  экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной  функцией является регулирование внешних  эффектов, которые представляют собой  побочные последствия хозяйственной  деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению  товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, госуправлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.

Белорусская модель экономики

Общесистемные условия формирования социально  ориентированной рыночной экономики

Вопросы развития экономической реформы в Беларуси являются чрезвычайно актуальными. Начавшаяся еще в последние годы существования Советского Союза, она  имеет глубокие корни и выступает  основным звеном трансформации социально-экономической  модели, сложившейся в нашем государстве. При этом предполагается переход  к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые  тенденции, так и на специфические  особенности белорусского общества, его истории и культуры, геополитического положения и сложившейся системы  ценностей.

Осмысление  результатов реформы, проводившейся  на протяжении 1991-1995 гг., привело к  осознанию необходимости приведения в действие глубинных и долговременных механизмов реформирования экономики, направленных на оживление деловой  активности, стимулирование научно-технического прогресса, расширение социальной базы преобразований. Следствием этого явились  разработка и принятие Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь – концептуального документа, определяющего стратегические направления преобразований социально-экономической жизни страны, ее общесистемные условия формирования. Последние создают принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства.

Являясь членом мирового сообщества, Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы  общественного прогресса с переходом  на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью  научно-технического и социально-экономического прогресса должны стать интересы человека, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной окружающей среде. Сегодня уже неприемлемо  не только огромное неравенство в  благосостоянии различных слоев  населения, но и целых стран и  народов, отставших на многие десятилетия  от развитых стран. Поэтому со­вместный поиск государствами мира новой цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные диспропорции и угрозы социальной стабильности, новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности является жизненно необходи­мым для мирового сообщества.

В контексте  решения этой глобальной задачи и  идет сегодня формирование белорусской  государственности. Конституция Республики Беларусь определяет ее как унитарное  демократическое социальное правовое государство. Вся теоретическая  и практическая деятельность по строительству  нашей государст­венности должна наполнять конституционную формулу реальным идеологическим, политическим, социально-экономическим и правовым содержанием. Это обеспечит условия становления в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаи­модействия гражданских структур и государства.

В Основных направлениях в качестве перспективной принята  модель социально ориентированной  рыночной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы  предпринимательства, выбора профессии  и места работы, равенства всех форм собст­венности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.

Социальная  ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой –  использовать рыночные механизмы для  повышения эффективности экономической  системы, ее восприимчивости к научно-техническому прогрессу.

Создавая  условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в  своей экономической политике должно стремиться к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая ста­бильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

О национальных моделях государственного управления принято говорить, когда они успешны  либо в плане быстрого выхода из кризиса, либо обеспечения длительного  устойчивого развития страны.

Успешными модели бывают тогда, когда руководство  страны хорошо понимает суть госуправления, знает свою страну, действует в интересах абсолютного большинства населения страны, принимая тактические решения по обеспечению повседневных потребностей людей и, одновременно, концентрирует организационные усилия и госресурсы на стратегически важных "точках роста» экономики с учетом собственных возможностей и внешней конъюнктуры.

Составные части  модели: лидер государства, форма  госуправления и структура органов власти, законодательство, контроль за национальными ресурсами и госсобственностью, инвестиции, фундаментальная роль преемственности социально-экономических процессов.

Белорусская модель реальна, она принимает и  подает сигналы, анализирует и может  решать проблемы.

Главными  факторами успешности реформ в Беларуси выступили: личность главы государства, политическая воля, идея социальной защиты населения, государственность, преемственность  процессов, прагматичность в использовании  внутренних и внешних инвестиций.

Достижение  целей стабильного экономического и социального развития страны было бы невозможно без идеологии, построенной  на принципах социальной справедливости и общности интересов госуправленцев и населения, так как только в этом случае выстраиваются соответствующие инфраструктура и технология эффективного госуправления, и создается основа для длительных горизонтов планирования экономики и видения населением перспектив социального развития. В переходные периоды в достижении экономических и социальных показателен именно государство играет ключевую роль: жесткое госрегулирование экономики и постепенная подготовка условий для последующей рыночной трансформации.

Формы и методы государственного управления в Беларуси оказались совершенно адекватны  настоящему периоду социально-экономического развития страны и менталитету подавляющей  части населения.

Таким образом, белорусская модель социально-экономического развития успешна, к настоящему времени  она обрела черты некоторой завершенности  и имеет право на анализ факторов ее успешности и перспектив развития.

В чем они состоят:

1. Определена  цель реформ – построение государства  для народа, которая настойчиво  и последовательно реализуется  путем повышения благосостояния  населения за счет роста экономики  в целом.

Цели и  задачи намеченных преобразовании были четко сформулированы руководством страны и оказались востребованы большей частью населения. Отсюда поддержка проводимой государственной политики и вера в ее результаты, постоянно подкрепляемая ростом уровня жизни, пусть поначалу и не столь значительному. А также вера в руководство. Внешние факторы будут действовать всегда, на любых этапах развития экономики, но главным является фактор внутренний, то есть доверие к руководству. Сила и успешность белорусской модели в ее связанности со страной и направленности на физическую жизнь страны и населения. Отсюда следует, что социальная стабильность не основа нынешней белорусской модели, как считают, некоторые эксперты, а ее следствие.

Система государственного управления в Беларуси развивается  на своей собственной основе.

Стране не была навязана чуждая модель реформ в  чужих интересах. Задачи реформирования подчинены национальным интересам  и долгосрочным целям социально-экономического развития без «зацикленностн» на воплощении в жизнь каких-либо экономических теории.

Руководство государства не стремилось просто копировать те или иные хозяйственные и управленческие схемы, не вникая в первопричину их появления, а проводило экономические  и социальные реформы с максимально  полным учетом исторического прошлого, менталитета общества, его способности  адаптироваться к происходящим кардинальным изменениям. То есть, исходило и исходит  из того, что государственное управление является отражением общей политической и управленческой культуры народа. Благодаря этому удалось избежать и копирования худших традиции капитализма: лоббирования законов, организованной преступности, ухода от налогов, нескончаемой болтовни политических пустозвонов, юридической тянучки др. Энергия людей была направлена в русло творческого созидания, а не в болото бесплодных споров о либерализации, демократическом, гуманном социализме и т.д. Одновременно и с учетом зарубежного опыта формируется и растет производственная и управленческая культура, достаточно социализированные слои населения приобщаются постепенно к цивилизованному рыночному поведению.

3. В основу  методологии реформ были положены  принципы постепенности и учета  национальных условий. Скорость  реформ согласовывается со способностью  людей адаптироваться к ним.

Руководство страны понимало, что, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, необходимо иметь пишу, жилище, одежду (то есть в реформах все происходило в  соответствие с классикой менеджмента). Потому реформы в Беларуси начались не с экономики, а с преодоления  бедности. Принимались во внимание и неподготовленность основной массы  населения к рынку, и энергетическая и товарная зависимость, и недостаток рыночнограмотных кадров. Символами реформ в Беларуси являются понятия «социальной зашиты» и развитие экспорта.

4. Корпоратизация управления – базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства.

Принцип наименьшего  действия собственника в рыночной экономике  является ведущим. Государство же должно организовывать синергетнческне эффекты, используя национальные ресурсы в интересах развития всего общества, формируя материальные условия для перехода экономики к полноценному рынку. Создать эти условия можно только пройдя длительный этап корпоратнзации госуправления, когда базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства. Экономика дореформенной Беларуси, как и всех стран бывшего СССР, была построена по отраслевому принципу и, по сути, представляла собой единый "завод", административно управляемый с помощью Госплана и других вышестоящих организаций. Быстро перевести такую систему в рыночные условия, как показывает опыт, практически невозможно. Этому должен был предшествовать, как это неоднократно зафиксировано мировой практикой, процесс внутренней конвергенции (корпоратизации), целенаправленно проводимый сверху (наиболее яркий пример – реформирование экономики Японии после войны). Беларусь не спешит либерализовывать и свою финансовую систему, твердо придерживаясь мнения, что государство должно полностью контролировать ситуацию до тех пор, пока в стране не сформируется рыночная инфраструктура, а национальные банки не окрепнут. Государство удерживает в своих руках абсолютный контроль над госбанками, чтобы гарантировать стабильность финансового сектора страны и безопасное развитие экономики.

Информация о работе Беларуская модель перехода к рыночной экономике