Беларуская модель перехода к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 53.29 Кб (Скачать)

5. Успех реформ  обеспечило руководство страны, и, прежде всего, Президент  Л.Г. Лукашенко, не на словах, а на деле заинтересованные  в процветании страны. Жизненная  стратегия Главы государства  совпала с характером, масштабами  и направлениями преобразования  страны.

Ничто само по себе работать не будет. Никакая даже самая совершенная модель. Нужна  побудительная позитивная сила. В  этом и состоит суть управления. В Беларуси в государственном  управлении сохранено главное –  организованность процесса. Для эффективного государства должна существовать политика всех видов производственной и социальной деятельности, увязанных между собой. И место отраслей в этой системе, и их прибыль должно регулировать все-таки государство. Достичь этой синергии возможно только при условии  наличия твердой управленческой воли первого лица государства, способного верно оценивать истинный масштаб  политических и экономических событий  в исторической перспективе, и целенаправленных, последовательных и согласованных  действии всего руководства страны.

6. Учет предыстории.  Предыстория определяет социальные  качества народа. Влияние предыстории  сильнее, чем влияние состояния.  В сознании основной массы  населения рынок представлялся  не как базовый экономический  институт общества, а, скорее, как  товарное изобилие. Общественному  сознанию свойственна определенная  инерционность (чем больше масштаб,  тем больше инерция, т.е. предыстория). В то же время, социальные  качества населения образуют  целостность – систему. Соотношение  индивидуальности и социальности – особая проблема, различная для разных стран. В Беларуси управленческая тактика направлена на то. чтобы прирастить созданное предыдущими поколениями богатство, а не на то, чтобы делить его на отдельные бизнесы, работающие в интересах обособленных кланов.

7. Стабильность  развития. Важно, что стабильность понимается не просто как гарантированное продолжительное спокойствие в обществе за счет недопущения его резкого социального расслоения (известно, что когда возникает социальное успокоение в обществе, то у населения возникает стремление к труду, к созидательной, производительной деятельности), а как идея, что Родина вечна (люди не живут «одним днем») и ее народ служит сегодня обеспечению преемственности между ее прошлым и ее будущим. В этом, на мой взгляд, один из главных секретов и опор государственного менеджмента и становления государственности в любой стране.

8. Формирование  сильного государства. Для проведения  радикальной реформы необходимо  сильное государство (реформы  могут проводиться только сильным  государством, слабое инициирует  революции). Имея в качестве бытового  компонента реформированную собственность  – фундамент экономики, государство  может взять на себя заботу  об идеологии – общественном  сознании и о национальной  идее. Концепция реформирования  нацелена на интенсивное развитие (самоизменение в соответствии с принципом дополнительности), то есть государственное регулирование рыночных процессов:

- формирование  законодательства и «вертикали  власти»,

- развитие  экспортно-ориентированных предприятий,  повышение их конкурентоспособности  и зашита внутреннего рынка,

- активная  моральная и материальная поддержка  пенсионеров и молодежи (как в  городе, так и в селе).

обеспечение продовольственной безопасности, стимуляция инновационных процессов.

- строгое  регулирование цен и государственное  управление всеми экономически  значимыми предприятиями,

- осторожная  приватизация методом акционирования, локомотив роста – крупные  экспортно-ориентированные предприятия.

Начиная с 1996 года в экономике Беларуси отмечается неуклонный и значительный рост. В 1996-2004 годах прирост ВВП составил 77,4 % или 6,6 % в среднегодовом исчислении. Основными движущими факторами роста стали увеличение производительности труда, повышение энергоэффективности и эффективности использования производственных мощностей. Изменения в финансовой и внешнеэкономической сферах способствовали улучшению макроэкономических условий для роста.

Экономический рост в Беларуси имеет под собой  широкую экономическую и социальную основу. В отличие от ряда других стран СНГ, структура роста в  Беларуси более благоприятна для  трудовых ресурсов. Существенный рост в трудоемких отраслях (таких как сфера услуг, пищевая промышленность и машиностроение), подкрепляемый политикой Правительства по увеличению заработной платы и доходов, способствовал распределению результатов экономического роста среди достаточно широких слоев населения. В 1996-2003 годах удельный вес оплаты труда составил около 53 % в совокупном приросте ВВП. Произошло значительное сокращение бедности при относительно стабильных и умеренных показателях неравенства. Удельный вес населения, живущего за чертой бедности (национальное определение), в общей численности населения снизился более чем в два раза – с 38,6 % в 1996 году до 17,8 % в 2004 году. В результате около двух миллионов человек были выведены из категории малообеспеченных (рисунок 2.1).

 

Начиная с 2000 года постепенно корректировалась экономическая политика Правительства, и уменьшалось число искажающих факторов. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, в последние годы основой роста стало усиление стимулов для инвестирования и реструктуризации на уровне предприятий. В течение этого периода были предприняты следующие меры по улучшению ситуации:

• Изменение  макроэкономической политики: унификация обменного курса, более жесткая  денежно-кредитная политика, существенные фискальные и квазифискальные корректировки и более низкий уровень инфляции.

• Политика в сфере оплаты за энергоносители и коммунальные услуги, направленная на обеспечение полного возмещения затрат путем повышения тарифов, соблюдения жесткой платежной дисциплины и повышения эффективности потребления  энергии.

• Поэтапный  отказ от бартерных расчетов, что, помимо всего прочего, способствовало ускорению процесса диверсификации экспорта и изменению ситуации, при  которой экспорт концентрировался исключительно на российском рынке.

В то же время, начиная с конца 1990-х годов Беларусь смогла сохранить и даже повысить эффективность функционирования топливно-энергетического комплекса. Это стало важным фактором макроэкономической стабилизации. В отрасль направлялось достаточно инвестиций для поддержания основных фондов в удовлетворительном состоянии, а также для осуществления проектов по модернизации, которые способствовали повышению энергоэффективности. Размеры квазифискальных субсидий и дефицита снизились, что повысило финансовую жизнеспособность предприятий энергетического комплекса. Кроме того, централизованная структура отрасли и сохранение механизмов административно-командной системы и контроля позволили ей выжить в период экономического кризиса, который имел серьезные последствия для многих республик бывшего Советского Союза и их энергетических отраслей во второй половине 1990-х годов.

Экономический рост происходил на фоне неравномерной  динамики макроэкономических процессов, медленных темпов структурных реформ и непоследовательности их реализации. Беларуси удалось сохранить умеренный  уровень бюджетного дефицита и долга. Однако инфляция была существенно выше, чем в других странах с переходной экономикой. Учитывая низкий уровень  резервов, невозможность привлечения  значительных прямых иностранных инвестиций и ограниченный доступ к международным  финансовым ресурсам, состояние текущего счета платежного баланса продолжает оставаться неустойчивым. В целом, существуют серьезные макроэкономические риски  продолжения следования нынешней стратегии  роста. Особенно это касается состояния платежного баланса и концентрации экспорта. Беларусь отстает от большинства стран с переходной экономикой в различных областях посткоммунистического трансформационного процесса. Реакцией Правительства страны на экономический спад в первые годы переходного периода стала политика, направленная на усиление роли государства в экономике. По данным Европейского банка реконструкции и развития, Беларусь добилась наименьших успехов среди всех стран с переходной экономикой в реструктуризации предприятий, крупномасштабной приватизации и реформировании инфраструктуры. По ряду структурных реформ в энергетическом секторе Беларусь отстает от большинства стран СНГ, которые в последние годы энергично привлекают в отрасль частный сектор и предпринимают меры по улучшению институциональной среды путем повышения ее прозрачности и подотчетности.

Для нашей  страны 2006 год был особенно насыщенным важнейшими политическими событиями  и решениями. Результаты выборов  Президента Республики Беларусь и стратегические решения, принятые на третьем Всебелорусском народном собрании, определили перспективы  и основные направления даль­нейшего устойчивого социально-экономического развития нашей страны.

В июне 2006 года глава государства утвердил Программу  социально-экономического развития Республики Беларусь на 20062010 годы. На ее основе был  разработан комплекс стратегических программ развития отраслей и регионов страны. В них получили отражение новые направления и эффективные механизмы управления народно-хозяйственным комплексом. От адресной поддержки государством отдельных предприятий и населенных пунктов мы перешли к комплексному решению актуальных социально-экономических и научно-технических проблем.

Эти меры направлены, прежде всего, на сохранение высоких  темпов экономического роста, которые  были достигнуты в предыдущие годы и уже стали признанной особенностью белорусской модели социально ориентированной  рыночной экономики.

В прошлом  году по большинству важнейших параметров социально-экономического развития такие  темпы были достигнуты (таблица 2.1). Валовой внутренний продукт за 2006 год увеличен на 9,9 % при прогнозе 7-8,5 %, объем производства промышленной продукции возрос на 11,3 % при прогнозе 6,5-8 %. В сложных погодно-климатических  условиях выполнен прогноз по производству продукции сельского хозяйства, объем которого увеличился за год  на 6,1 %.


Информация о работе Беларуская модель перехода к рыночной экономике