Переход к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности целевых фондов (Пенсионного фонда Украины в соответствии с проводимой пенсионной реформой и других фондов).
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие основных целевых фондов (государственного пенсионного обеспечения и социального страхования) в Украине;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Украины;

Работа содержит 1 файл

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей ф.doc

— 877.50 Кб (Скачать)

Введение.

Переход к рыночной экономике  сопровождается модернизацией всей финансовой системы Украины. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды.

Внебюджетные фонды  представляют собой одно из звеньев  финансовой системы. С их помощью  осуществляется перераспределение  национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной  власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в украинской финансовой системе, имеют  на неё огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с государственным  бюджетом.

Согласно Бюджетному Кодексу Украины: государственный  внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Украины и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов подробно рассмотрены будут только Пенсионный фонд Украины и фонд социального страхования. 

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном  законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами . Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

В настоящее время  принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами  регламентируются БК Украины; порядок  составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса Украины.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

  • у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
  • строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;
  • возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо.

Пенсионный фонд имеет  огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его  является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств  во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Актуальность  исследования. Пенсионное обеспечение является одной из важнейших составляющих социальной политики любого государства и отражает все компоненты достигнутого уровня жизни, к которым относятся: ВВП на душу населения, уровень заработной платы, налоговая - нагрузка,, демографическая; ситуация, положение на. рынке труда, национальные традиции,- степень развитости институтов власти и: т.д. Мировой опыт, свидетельствует о том, что грамотная социальная политика в сочетании с мероприятиями, проводимыми в финансово-кредитной сфере, могут способствовать устойчивому экономическому росту (Чили, 1981). В то же время ошибки; совершенные на, этапе реформирования, могут привести: к тяжелым социальным последствиям (Россия, 1990).

  Для рядового гражданина  страны процедура макроэкономического  планирования и формирования  сбалансированного бюджета кажется  весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого  серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд Украины, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

 Пенсионный фонд  РФ должен обеспечивать сбор  страховых взносов, необходимых  для финансирования выплат государственных  пенсий, полнее используя в этих  целях данные ему права, так  как  доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не всегда хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из государственного бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему  социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом,  можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда Украины.

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности целевых фондов (Пенсионного фонда Украины в соответствии с проводимой пенсионной реформой и других фондов).

Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:

  • проследить развитие основных целевых фондов (государственного пенсионного обеспечения и социального страхования) в Украине;
  • провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
  • определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
  • показать возможные пути реформирования пенсионной системы Украины;

-оценить значение  персонифицированного учета в  новой системе пенсионного страхования  граждан.

- исследовать современное состояние действующей пенсионной системы Украины;

  • определить роль, место и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения;

Для решения этих задач автору потребовалось:

  • проанализировать действующую в Украине распределительную пенсионную систему;
  • определить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения;
  • оценить подходы современных авторов. 

Научная новизна и практическая значимость работы состоят в следующем:

 

  1. Впервые проведен анализ деятельности работы Пенсионного фонда Украины в условиях реформирования.
  2. Предложены основные направления развития и совершенствования работы Пенсионного фонда Украины.

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  значимость. Основные выводы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении государственных целевых фондов Украины и  влияния системы пенсионного страхования на повышение экономического благосостояния населения в условиях перехода от распределительной к накопительной системе финансирования.

Дипломная работа может представлять интерес для  органов государственной власти, занимающихся совершенствованием украинской модели пенсионного обеспечения, для научно-исследовательских институтов и центров экономического профиля. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин на экономическом факультете ХНУ им В. Н. Каразина.

      В качестве теоретической базы  дипломной работы были использованы работы ведущих специалистов в области пенсионного обеспечения, а также широкий ряд нормативных актов Украинского пенсионного законодательства, статистические ежегодники за 2003 и 2004 г., ггосударственный бюджет 2005.г.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты способствуют расширению теоретической и методической базы, необходимой для выработки более эффективного механизма функционирования целевых фондов на примере государственного пенсионного фонда.

Практические рекомендации автора, содержащиеся в диссертационной  работе, могут быть использованы при  решении проблем формирования и  использования ресурсов Пенсионного  фонда в Украине, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

Структура  работы построена в соответствии с целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Список использованной литературы содержит   наименование.

 

 

 При написании данной работы, были внимательно изучены и переработаны научные публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально-экономическая роль фондов целевого назначения.

     Фонды  целевого назначения являются совокупностью средств, что находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеют целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использование регламентируются финансовым правом.

    Фонды  целевого назначения - один из методов перераспределения национального дохода в интересах определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные фондами целевого назначения, используются для процесса воссоздания. Целевые фонды появились раньше, чем единственный центральный фонд - государственный бюджет - в виде специальных фондов и особенных счетов.  С расширением деятельности государство требуется все больше новых расходов. Средства для их возмещения накапливались в особенных фондах и использовались для специальных целей. Такие фонды, как правило, были временными. С выполнением государством запланированных мероприятий они прекращали свои функции. Учитывая это, количество специальных фондов постоянно менялось: одни - исчезали, а другие появлялись[3].

    В  целом наблюдается тенденция  к увеличению количества и  объема фондов.

      С укреплением централизованного  государства начинается период  унификации фондов. На основе объединения разных фондов создается государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом опять растет роль фондов целевого назначения. Увеличение числа фондов и объема финансовых ресурсов, что аккумулируются в них, объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для регулирования хозяйственной жизни и предоставления финансовой поддержки предпринимательству, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды предназначены для решения новых заданий, которые погнушаются особенного внимания со стороны государства. В-третьих, при наличии активного сальдо фонды целевого назначения могут использоваться как один из источников покрытия бюджетного дефицита. Главная причина создания фондов целевого назначения - необходимость выделения очень важных для общества расходов в специальные группы и обеспечения их самостоятельными источниками финансирования[6].

    Материальной  основой целевых фондов является  национальный доход, в процессе распределения которого формируются фонды.

   Методами  мобилизации национального дохода  для формирования фондов является:

- специальные  налоги и собрания;

- средства государственного  бюджета и 

- кредит[15].

    Основной  метод - это специальные налоги  и сборы, установленные законодательством.  В целом, принципы организации централизованных фондов финансовых ресурсов можно сформировать так:

- отчисления  в фонды централизовано определяются  государством согласно с соответствующими  законами и являются ее собственностью;

- отчисления  в фонды являются обязательными  платежами и могут взиматься  принудительно;

- расходы из  фондов осуществляются лишь на  определенные потреби, предусмотренные законами Украины.

    Целевые  фонды должны выполнять важные  задания. Необходимо обеспечить финансовыми ресурсами мероприятия по развитию науки и техники, научно-исследовательским работам освоения новейших технологий и производства новых видов продукции для развития топливно-энергетического комплекса, а также увеличить объемы социальной поддержки малоимущих слоев населения и обеспечить необходимый уровень жизни.

 

 

 

1.2. Классификация фондов целевого назначения.

 

   В государствах  мира формируются разные целевые  фонды, которые отображают специфические  черты финансовой системы этих  стран.

   В Украине  государственные целевые фонды  делятся на две группы: общегосударственные  и местные. Общегосударственные  целевые фонды 

- это фонды  которые создаются на общегосударственном  уровне с целью финансирования  государственных программ. Местные фонды формируются

местными органами самоуправления для обеспечения  местных программ.

Общегосударственные целевые фонды подразделяются на две группы. Первую образуют постоянные фонды, создание которых связано с реализацией определенных функций государства. Так, при реализации социальной функции особенное внимание уделяют социальному страхованию. В связи с этим отдельно создаются специальные фонды   для гарантированного обеспечения социального страхования. Вторую группу составляют временные фонды, которые формируются а целью ускоренного решения актуальных проблем развития общества. Они создаются в случае конкретной потребности, и после решения проблемы прекращают свое существование[24].

Информация о работе Переход к рыночной экономике