Переход к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности целевых фондов (Пенсионного фонда Украины в соответствии с проводимой пенсионной реформой и других фондов).
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие основных целевых фондов (государственного пенсионного обеспечения и социального страхования) в Украине;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Украины;

Работа содержит 1 файл

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей ф.doc

— 877.50 Кб (Скачать)

    По  критерию отношений с государственным  бюджетом государственные

целевые фонды разделяются на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные - это фонды, которые входят в состав государственного бюджета, финансирование расходов осуществляется за счет средств госбюджета. При этом часть фондов финансируется за счет общего фонда, другая часть - за счет специального фонда. Обеспечение расходов бюджетных государственных целевых фондов из специального фонда, как правило имеет основою целевое поступление доходов[16].

     К  бюджетным фондам Украины относятся:  фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофе и социальной защиты населения, Государственный инновационный фонд, Фонд Украины по социальной защите инвалидов, Государственный фонд охраны окружающей среды, Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных штрафов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях, Государственный валютный фонд, Государственный фонд содействия молодежному строительству и др.[53].

    Внебюджетные  целевые фонды - это фонды, которые не включены в государственный бюджет, имеют самостоятельные источники финансирования и осуществляют расходы независимо от госбюджета[54].

     К  внебюджетным государственным целевым  фондам относятся: Пенсионный фонд Украины, Фонд стабилизации предприятий и организаций,

включенных  в реестр неплатежеспособных, Фонд гарантирования вкладов физических лиц, Государственный внебюджетный фонд приватизации, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (таб.1).

 

                                                                                                         Таблица 1.

 

Постоянные

Временные

Пенсионный фонд

Фонд по ликвидации последствий  Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения.

Фонд социального страхования  по

временной нетрудоспособности

Инновационный фонд

Фонд обязательного  государственного

социального страхования  на случай

безработицы.

Фонд охраны окружающей среды

Фонд социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний

 
   

 

 

 

 

 

 

1.3. Источники  формирования финансовых ресурсов фондов и направления их финансирования.

      Государственные целевые фонды  формируются за счет поступлений,  определенных законодательством.  Доходы бюджетных фондов могут  аккумулироваться в составе государственного  бюджета, а внебюджетных фондов - непосредственно в бюджете фонде в. В зависимости от назначения фонда, а также требований к организации его деятельности, доходы могут поступать только из определенных источников. Следовательно, не все фонды могут иметь такие поступления, как дивиденды, проценты, доходы от продажи ценных бумаг, обязательные отчисления прибыли от коммерческой деятельности и др.[8].

   Основные  источники финансирования государственных  целевых фондов в  Украине:

1) для фондов, которые имеют важное общегосударственное  значение, законодательством устанавливаются обязательные отчисления юридических и физических лиц в состав доходов фондов. Например, в Пенсионный фонд Украины, Фонда социального страхования, Государственный фонд охраны окружающей природы;

2) обязательные  взносы определенными категориями юридических и физических лиц средств в фонды на определенных условиях их использования. Примером являются страховые взносы в фонд обязательного социального страхования;

3) выплаты средств  Государственного бюджета в фонды  с целью финансирования определенных программ, или целевые бюджетные выплаты.

Так, к фондам, которые получают средства из Государственного бюджета Украины, относятся Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.;

4) доходы,  поступающие  в фонды от размещения временно  свободных средств на депозитах  коммерческих банков;

5) поступление  в виде дивидендов и процентов  по ценным бумагам и корпоративным правам,  приобретенным  ранее. Правление фонда должно проводить активную инвестиционную политику с целью увеличения доходов а также участия в корпоративном управлении;[41].

6)  доходы  от продажи и перепродажи ценных  бумаг и корпоративных прав в процессе формирования и использования инвестиционного портфеля фонда;

7) поступление  от погашения ссуд, которые предоставлялись  фондом юридическим и физическим лицам в предыдущие периоды. Погашение ссуд засчитывается как поступление доходной части фонда в текущем периоде;

8) с целью  финансирования расходов фонда  в случае нехватки средств,  формирования рациональной структуры  инвестиционного портфеля, внедрения  новых технологий, фонды могут брать кредиты и ссуды;[38].

9) с целью  содействия деятельности фонда в реализации определенных программ могут осуществляться добровольные и благотворительные денежные взносы юридических и физических лиц;

10)  прибыли  от коммерческой деятельности, которую  осуществляют фонды как юридические  лица;[22].

11) поступления за счет финансовых санкций, которые, согласно законодательству, применяются к лицам, которые нарушают условия осуществления обязательных сборов и платежей[55].

     Фонды  формируют свои доходы за счет  источников, которые предусмотрены  законодательством. Не все фонды имеют возможность привлекать финансовые ресурсы в виде обязательных платежей юридических и физических лиц, и не каждый из них предусматривает проведение инвестиционной деятельности и операций с ценными бумагами. Не всегда имеются возможности использовать свободные средства как депозиты, а также мобилизовать доходы путем получения ссуд.

   Используются  финансовые ресурсы фондов в  соответствии с целевым назначением  согласно с требованиями, которые  регламентируют порядок создания  и осуществления деятельности фонда.

 

 

 

Рис.1. Источники финансирования государственных целевых фондов

 

 

 

 

Пенсі йна система

 
         
           

 

Солідарна система

 

Система обов'язкового накопичення

 

Добровільне накопичення

 

і

 

 

 

1

 

Мінімальна та гарантована пенсія

 

 

 

 

 

 

     

Додаткові пенсійні виплати

 

 

 

Пенсія понад мінімальну

 

 

 

 

 

 

 

1

 
         

 

 

 

Пенсійний фонд України

   

Недержавні

пенсійні фонди

 
     

 

 
               

Рис.2. Состав многоуровневой системы Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Целевые  фонды республики Беларусь.

 

К внебюджетным фондам республики Беларусь можно отнести фонд социальной защиты населения и целевые внебюджетные фонды.

Социальная  защита населения в Республике Беларусь регламентирована Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенным в действие с 1 апреля 1995 г. Социальное обеспечение может проводиться на основе обязательного государственного, а также добровольного и дополнительного социального страхования.

Основными принципами государственного социального страхования являются:

1. участие работающих  граждан и нанимателей в создании  государственных страховых фондов;

2. солидарный характер  их создания, обеспечивающий содержание  нетрудоспособных и неработающих трудоспособными и работающими;

3. гарантированность  пенсий, пособий и прочих социальных  выплат;

4. равенство граждан в праве  на социальное страхование;

5. дифференциация условий и размеров  пенсий, пособий и прочих социальных выплат.

Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховыми органами (страховщиками) за счет собственных средств нанимателей или самих граждан.

Обязательному государственному страхованию  подлежат лица, работающие на основе трудовых договоров; членства в кооперативах, предприятиях и обществах коллективных форм собственности. Государственное социальное страхование может также распространяться и на другие категории граждан при условии оплаты страховых взносов (предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников; работников, работающих по договорам подряда; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь).

Средства государственного социального  страхования размещаются во внебюджетном фонде социальной защиты населения, не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь создан         1 июля 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты, населения. Источниками его финансовых ресурсов являются:

а) обязательные взносы нанимателей и граждан;

б) добровольные страховые взносы выше перечисленных категорий граждан (предприниматели, члены кооперативных хозяйств и т. д.);

в) ассигнования из республиканского бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и прочие расходы;

г) доходы от инвестиционной деятельности (капитализации средств);

д) средства, поступающие по регрессным искам;

е) добровольные пожертвования.

Кроме того, в фонд поступают суммы  начисленной пени, а также финансовых санкций и штрафов. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере 1/2 учетной ставки Национального банка. К недоимке относятся не внесенная в срок сумма страховых взносов и сумма задолженности, выявленная у плательщика взносов. Финансовые штрафы и санкции взыскиваются в следующих случаях: а) за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в местных органах фонда в размере 10 % полагающихся к уплате сумм страховых взносов; б) за сокрытие и занижение при начислении страховых взносов суммы оплаты труда в размере всей суммы сокрытого (заниженного) фонда оплаты труда, а при повторном нарушении штраф взимается в двойном размере.

Страховые взносы уплачиваются один раз в месяц в день, определенный коллективным договором для выплаты заработной платы за истекший месяц. При этом наниматель представляет в банк платежное поручение на перечисление страховых взносов в фонд, и только после этого банк выдает средства на оплату труда.

1. Страховые взносы являются централизованными доходами государства, так как внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности и порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством;

2. Страховые взносы представляют  обязательный платеж из суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей, взыскиваются в принудительном порядке;

3. Страховые взносы, аккумулируемые  в специальных фондах, используются целенаправленно;

4. Страховым взносам  присущ возвратный характер, но возвратность не адекватна уплаченным суммам;

5. Привлекаемые страховые  взносы обезличены, отсутствует персонификация;

6. Временно свободные  средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.

Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан. Их размер основан на тарифах, устанавливаемых Верховным Советом Республики Беларусь, и может зависеть от состояния техники безопасности и условий труда.

Информация о работе Переход к рыночной экономике