Переход к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности целевых фондов (Пенсионного фонда Украины в соответствии с проводимой пенсионной реформой и других фондов).
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие основных целевых фондов (государственного пенсионного обеспечения и социального страхования) в Украине;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Украины;

Работа содержит 1 файл

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей ф.doc

— 877.50 Кб (Скачать)

     В  случае дефицита бюджета Пенсионного  фонда, его финансирование осуществляется за счет внедрения новых форм поступлений, использование кредитов, осуществление эффективного управления задолженностью фонду юридических и физических лиц. Особенно важным является оптимизация расходов за счет сокращения расходов на обслуживание операций, уменьшение необоснованных льгот пенсионерам, оптимизация надбавок.

    Фонд  общеобязательного социального  страхования на случай безработицы  создан для осуществления страхования  на случай потери места работы, аккумуляции страховых взносов и контроля за использованием средств для предоставления социальных услуг.

      Фонд является целевым централизованным  страховым фондом, некоммерческой  самоуправляющейся организацией, деятельность  которой 

регулируется законодательством Украины об обязательном государственном социальном страховании, Законом Украины "О занятости населения" "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы".

    Цель  создания фонда - содействие обеспечению  эффективной занятости, предотвращения безработице, создания новых рабочих мест и др.

Источники формирования фонда:

средства государственного и местного бюджетов;

обязательные  взносы предприятий, учреждений и организаций  всех форм собственности независимо от вида деятельности;

обязательные взносы физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности:

обязательные сборы с  физических лиц, что работают на условиях контракта;

добровольные взносы граждан, общественных организаций, иностранных фирм и другие поступления;

средства службы занятости за предоставление услуг предпринимательским

структурам;

целевые финансовые отчисления предприятий в случаях отказа принятия на работу и в случаях  нарушения сроков информирования службы занятости об освобождении рабочих.

   Нормативы обязательных отчислений в фонд ежегодно определяет Верховная Рада Украины при утверждении бюджета. Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы создается на государственном и местном уровнях.

     На государственном  уровне основными направлениями использования фонда является:

развитие центров подготовки, обучения и профориентации освобождаемых работников;

проведение научных исследований из проблем равновесия рынка труда  и занятости населения;

предоставление помощи государственным и местным центрам занятости;

возмещение Пенсионному  фонду расходов, связанных с досрочным  выходом на пенсию лиц соответственно Закону Украины "О занятости населения", и др.

     На  местном уровне основными направлениями  использования фонда являются:

-  профессиональная  ориентация населения, профессиональное  обучение безработных, содействие  их трудоустройству; 

-  выплата  пособия по безработице, материальной  помощи по безработице;

- предоставление  беспроцентной ссуды безработным  для осуществления предпринимательской деятельности;

- организация  дополнительных рабочих мест  и др.

      Контроль за правильным начислением  и переводом предприятиями сбора  на обязательное социальное страхование  на случай безработицы осуществляется  органами государственной службы занятости.

   Средства, которые поступают в фонд занятости  населения, должны направляться  в полном объеме на социальную  защиту населения от безработицы  и налогообложению они не подлежат.

  Фонд социального  страхования по временной потере  трудоспособности принадлежит к целевым внебюджетным страховым фондам. Фонд является самостоятельной некоммерческой самоуправляющейся организацией.

   Фонд  создан с целью обеспечения  поступления и аккумуляции сборов  на обязательное социальное страхование  в связи с временной потерей работоспособности и расходами, обусловленными рождением и захоронением и других средств предназначенных для финансирования материального обеспечения и социальных услуг, виды которых предусмотрены законом.

       Источниками формирования средств Фонда социального страхования по временной потере работоспособности выступают:

- страховые  взносы работодателей в размере  2,5 % в фонд заработной платы;

- страховые  платежи наемных работников в  размере 0,25-0,5 % из заработной платы  и других доходов (для лиц, что получают зарплату до 150 грн, 0,25%; для тех, кто имеет зарплату больше чем 150 грн - 0,5 %);

- ассигнование  из Государственного бюджета  Украины;

- благотворительные  взносы предприятий, учреждений, организационные и физических  лиц;

- прибыль, полученная от временно свободных средств Фонда на депозитном счете;

- начисления  пени в случае неуплаты страховых  взносов в установленный срок, штрафов и других финансовых  санкций, примененных к страхователям  и должностным лицам.

    В  форме финансовых санкций фонд может получать такие средства: за нарушение сроков регистрации страхователя или несвоевременную уплату страховых взносов налагается штраф в размере 50 % от суммы надлежащих взносов со дня когда страховщик должен был зарегистрироваться, за нарушение порядка расходования страховых средств установлен штраф в размере 50 % надлежащей к уплате суммы взносов; на сумму недоимки начисляется пеня, исходя из 120 % учетной ставки НБУ  действовавшей на момент уплаты.

    При  этом следует обратить внимание  на то, что не оплаченные в срок страховые взносы, пеня и штрафы взимаются в фонд бесспорно.

    Основные  направления использования Фонда  социального страхования:

- выплати пособия  за временной неработоспособностью, в связи с беременностью и  родами, при рождении ребенка, по уходу за ребенком к достижению трехлетнего возраста, на захоронение (около 70 % расходов);

- расходы на  санаторно-курортное лечение и  отдых (около 25 % расходов);

- полное или  частичное финансирование детских  и студенческих лагерей и внешкольного обслуживания учеников;

- расходы на  обеспечение текущей деятельности  фонда и содержания органов  управление (около 4 % расходов);

- другие расходы.

       Средства фонда могут расходоваться  страхователями только согласно  с их целевым назначением в  установленном порядке. Расходы за счет взносов платятся страховщиком из его кассы или через его текущий счет в учреждениях банка.

      Контроль за своевременным и  полным поступлением страховых взносов и других платежей, а также правильностью расходов средств осуществляют страховщики, профсоюзные комитеты, органы Фонда.

    

     Близким  за сущностью в этот Фонд  является Фонд социального страхования  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний. Фонд создавался с целью проведения профилактических мероприятий по охране труда, возобновления здоровья и работоспособности, пострадавших на производстве от несчастных случаев, возмещение им заданной материальной и морального ущерба.

   Фонд  проводит сбор и аккумуляцию  страховых взносов, имеет автономную независимую систему финансирования.

    Источники  доходов Фонда:

- взносы работодателей  в размере 0,2-13,8 % от объема продажи или фонда оплаты труда;

- штрафные санкции  за нарушение законодательства по безопасности труда;

- доходы от размещения временно свободных средств; благотворительных

взносов и других поступлений, получение которых  не противоречит законодательству.

    Основные  направления использования Фонда:

- возмещение  материального и морального вреда  застрахованным и членам их семьи путем осуществления социальных выплат;

- возобновление  здоровья и работоспособности  пострадавшим от несчастных случаев;

- проведение  профилактических мероприятий, направленных  на предотвращение несчастных  случаев на производстве;

- создание резервов средств Фонда для обеспечения его стабильного функционирования.

    Управление  средствами осуществляет некоммерческая  самоуправляющаяся организация  - Фонд социального страхования  от несчастных случаев, который  действует под контролем государства,  представителей застрахованных лиц и работодателей.

     Состав  временных фондов целевого назначения  достаточно мобильный. В разные  годы к их составу в Украине  принадлежали Фонд развития топливно-энергетического  комплекса, Фонд развития промышленности, Фонд конверсии, Фонд охраны труда, Фонд социальной защиты инвалидов и др.

     Особенное  место в системе фондов целевого  назначения занимает Фонд для  осуществления мероприятий по  ликвидации последствий чернобыльской  катастрофы и социальной защиты  населения. Фонд Чернобыля можно рассматривать как временный поскольку он предназначен для ликвидации последствий аварии, с другой стороны, этот процесс будет продолжаться достаточно долго, в результате чего расходы Фонда имеют признаки постоянных. С 1999 г. формирование Фонда упразднено, а его расходы переданы в бюджет.

 

 

 

 

 

 

3. Развитие  системы государственных целевых  фондов.

 

3.1.Основные  проблемы пенсионной системы  и пенсионного фонда.

 

        В пенсионной системе Украины  в настоящее время существуют  четко очерченные проблемы, которые необходимо решать. Другими словами, пенсионная система нуждается в реформировании.

1.  В Украине наблюдаются  неблагоприятные демографические  тенденции которые приводят к  постепенному увеличению количества  пенсионеров относительно населения работоспособного возраста (14 млн. пенсионеров на 20 млн. работающих); высокая ставка отчислений от заработной платы;

2.   Слабая связь  между взносами в Пенсионный  фонд и размером пенсии для  основной массы пенсионеров.

3. Низкий уровень оплаты  труда  основной массы трудоспособного населения Украины, а следовательно и отчислений в ПФУ, по этой причине возникают проблемы с наполняемостью доходной части Пенсионного фонда и выполнением своих обязательств по выплате пенсий гражданам Украины.

4.   В настоящее время, по нашему мнению, продолжает процветать теневая экономика в Украине. Соответственно не поступают платежи в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

5.   Высокий уровень  налогообложения фонда  оплаты  труда в Украине. Большей части  существующих предприятий приходится, используя различные схемы уходить от налогообложения, выплачивать зарплаты в «конвертах», чтобы удержаться на плаву.

6. В Украине на данном  этапе, по нашему мнению нет  доверия к деятельности негосударственных  пенсионных фондов, сохраняются высокие риски по вложению населением Украины своих средств в данные фонды.

7.  По нашему мнению  Пенсионному фонду Украины ощущает  острый дефицит в квалифицированных  кадрах.

 

 

 

3.2. Направления  развития и перспективы пенсионной  системы и пенсионного фонда Украины.

Реформирование пенсионного  обеспечения осуществляется путем  внедрения трехуровневой системы:

1-й уровень - солидарная  система пенсионных выплат (пенсии  из поточных поступлений), она является обязательной и предусматривает поэтапную оптимизацию соотношения между средней пенсией и средней заработной платой с учетом длительности страхового стажа, размера заработной платы и демографических показателей;

2-й уровень - система  накопительных индивидуальных пенсионных  счетов в границах общеобязательного государственного пенсионного обеспечения, введение которой начинается в период подъема экономики.  Эта система предусматривает аккумуляцию персонифицированной части взносов граждан на индивидуальных накопительных пенсионных счетах и последующее инвестирование этих средств с целью получения инвестиционного дохода.    После достижения пенсионного возраста гражданину будет определяться размер дополнительной пенсии, которая будет выплачиваться вместе с пенсией, что финансируется солидарной системой;

3-й уровень - система  негосударственного пенсионного  обеспечения, которая будет обеспечивать  выплату дополнительной пенсии  за счет добровольных пенсионных  взносов граждан. Основой этой  системы являются

Информация о работе Переход к рыночной экономике