Переход к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности целевых фондов (Пенсионного фонда Украины в соответствии с проводимой пенсионной реформой и других фондов).
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие основных целевых фондов (государственного пенсионного обеспечения и социального страхования) в Украине;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Украины;

Работа содержит 1 файл

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей ф.doc

— 877.50 Кб (Скачать)

Основные показатели состояния пенсионной системы Украины  за 1991-2002 года приведены в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 Численность  пенсионеров в Украине за категориями

 

 

 

 

Вид пенсії

Чисельність пенсіонерів, тис.чол.

Відсоток від загальної

чисельності для кожного

року, %


1999

2000

2001

2002

1999

2000

2001

2002

1. Пенсії за віком

10444

10386

10234

10200

78,1

77,6

76,9

76,2

2. Пенсії по інвалідності

1565

1605

1657

1750

11,7

12,0

12,4

13,1

3. Пенсії у разі

втрати

годувальника

819

833

841

854

6,1

6,2

6,3

6,4

4. Пенсії за вислугу років

114

126

152

159

0,9

0,9

1,1

1,19

5. Соціальні пенсії

423

428

430

429

3,2

3,2

3,2

3,2

6. Всього отримують пенсіі відповідно до Закону України "Про персійне забезпечення"

13365

13378

13314

13392

100,0

100,0

100,0

100,0


 

 

Как свидетельствуют  данные таблицы 2,численность пенсионеров  в Украине растет. Одной из главных причин этого было утверждение ряда законодательных актов, которые устанавливали льготный возраст выхода на пенсию. Так на 5-15 лет был снижен возрастной ценз для выхода на пенсию для  20 категорий работников (в отдельных отраслях это распространяется почти на всех работающих), а также для выхода на пенсию по выслуге лет. Сюда принадлежат работники автотранспорта, образования, охраны здоровья, прокуратуры, суда, сельского хозяйства и другие. Значительно снижен возраст выхода на пенсию участникам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Данные  численности пенсионеров по категориям приведены

в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

Таблиця 3. Співвідношення між середньою пенсією та середньою заробітною платою працівників, зайнятих в економіці України


 

Період (Рік)

Одиниця виміру

Середня заробітна плата

Середня пенсія

Співвідношення між

середньою пенсією та

середньою заробітною

платою, %

1971

крб

106,97

30,42

28,44

1980

крб

155,1

51,36

33,11

1990

крб

244,3

85,23

34,89

1991

крб

479,7

173,2

36,11

1992

крб

1523,5

537,59

35,29

1993

крб

14204

9716

68,40

1994

крб

745523

336000

45,07

1995

грн

32,08

11,57

36,07

1996

грн

103,28

37,83

36,63

1997

грн

126,68

49,31

38,92

1998

грн

136,82

49,42

36,12

1999

грн

148,16

57,86

39,05

2000

грн

180,97

66,23

36,60

2001

грн

253,39

81,00

31,97

2002

грн

320,76

120,04

37,42




 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

В границах минимальной  пенсии за возрастом состоянием на 1 январь в 2001 году пенсия была назначена 1048101 лицу, что составляет 7,9 процента общей численности пенсионеров. Состоянием на 1 января 2001 году выплаты вместе с целевой помощью получают 3,4 млн. лиц, в том числе 1,9 млн. пенсионеров за возрастом при полном стаже работы, что составляет 14,5 % общей численности пенсионеров.

    Пенсии  по старости и за выслугу  лет составляли на 1 января в 2001 году 75 процентов от всех пенсий.  Пенсионный возраст составляет: 55 лет - для женщин 60 лет - для мужчин. Для назначения полной трудовой пенсии по возрасту необходимо иметь 20 лет трудового стажа для женщин, 25 лет - для мужчин.

    Пенсии при неполном стаже состоянием на 1 января  2001 года из общей численности пенсионеров получали 172957 лиц, или 1,6% от общей численности пенсионеров по возрасту.

    Из  числа пенсионеров, которые получали  пенсии состоянием на  1 января 2001 года, пенсии на льготных условиях по списку № 1 выплачивались: женщинам в возрасте до 55 лет - 81217 лицам, мужчинам в возрасте до 60 лет - 161577 лицам.

   В общей  численности пенсионеров пенсионеры-инвалиды  по состоянию на 1 января  2001 года составляли 16,2 процента. Из числа инвалидов І и II группы мужчин до 60 лет - 262805 лиц, женщин до 55 лет - 206111 лиц.

  Пенсии в случае потери кормильца составляют 8,2 процента от всех пенсий, что были назначены по состоянию на 1 января 2001 года соответственно Закону Украины "О пенсионном обеспечении". Общая численность пенсионеров которые получают пенсию в случае потери кормильца, - 841114 лиц, из них: на одного нетрудоспособного - 596126 лиц (70,9%); на двух неработоспособных - 183663 лица (21,8%); на трех и больше - 61355 лиц (7,3%).

    В  сельской местности в настоящее  время проживают 5448465 пенсионеров.  Одним из основных источников  для выплаты пенсий таким пенсионерам является уплата фиксированного сельскохозяйственного налога. Относительно уровня пенсионного обеспечения сельских и городских пенсионеров, их средние размеры отличаются почти на 20 процентов.

   Характерными  чертами существующей пенсионной  системы является низкий уровень  пенсий, старение населения, увеличение  количества льготных пенсионеров,  нехватка средств в Пенсионном фонде. Поэтому крайне острой становится проблема реформирования пенсионного обеспечения. Актуальными  вопросами продолжают оставаться: низкие размеры пенсий; отсутствие дифференциации трудовых пенсий и отсутствие источников финансирования пенсий пенсионерам в сельской местности; предоставление отсрочек  и списания задолженности по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, что приобрело системный характер; постоянное увеличение количества льготных категорий пенсионеров; недостаточное пенсионное обеспечение лиц которые получают пенсии по инвалидности и в случае потери кормильца; неопределенность порядка управления временно свободными  средствами Пенсионного фонда.

      В рамках существующей пенсионной  системы этих проблем не решить. Применение в будущем принципа, по которому сегодня проводится повышение минимальных пенсий, дискредитирует идею социальной справедливости относительно тех пенсионеров, кто работал дольше и имел больший заработок (то есть сделал больший взнос в систему социального обеспечения), приведет к уравниловке. Следующие шаги по повышения размеров пенсий следует сосредоточить на постепенном увеличении (снятии) существующих максимальных ограничений в размерах пенсий, которые начисляются соответственно Закону Украины "О пенсионном обеспечении".

    Существенной  проблемой, которую будет иметь  солидарная пенсионная система Украины в будущие десятилетия, является уменьшение количества трудящихся при одновременном увеличении количества пенсионеров. Это общечеловеческая проблема старения населения, ради решения .которой большинство стран мира реформировало или стремятся реформировать собственные пенсионные системы.

      Кабинет  Министров Украины своим постановлением  от 15 марта 2006 г. утвердил бюджет  Пенсионного фонда Украины с дефицитом 7 млрд. 289 млн. 495,4 тыс. грн., что на 39% меньше, чем в 2005 году (11 млрд. 949 млн. 689,8 тыс. грн.).

    В постановлении  КМУ указывается, что доходы  бюджета ПФУ установлены на  уровне 62 млрд. 912 млн. 811 тыс. грн., в том числе собственные поступления фонда – 50 млрд. 560 млн. 946,2 тыс. грн. (с учетом остатка средств на конец 2004 года – 52 млрд. 841 млн. 396,2 тыс. грн.), средства Государственного бюджета – 9 млрд. 737 млн. 682,8 тыс. грн.

    Расходы бюджета  фонда утверждены в размере 70 млрд. 202 млн. 306,4 тыс. грн., в том числе, расходы за счет собственных поступлений – 62 млрд. 013 млн. 858,1 тыс. грн., расходы за счет средств Госбюджета – 7 млрд. 854 млн. 716,3 тыс. грн.

    В постановлении  указывается, что дефицит бюджета ПФУ полностью покрывается за счет средств госбюджета.    Кабинет Министров Украины своим постановлением от 8 июня 2005 года №426 утвердил бюджет Пенсионного фонда Украины (ПФУ) с дефицитом в 11 млрд. 949 млн. 689,8 тыс. грн., что почти вдвое больше показателя 2004 года (6 млрд. 182 млн. грн.).   Доходы бюджета ПФУ установлены на уровне 49 млрд. 157 млн. 453,3 тыс. гон.,  расходы - 61 млрд. 107 млн. 143,1 тыс. За 2005 год минимальная пенсия увеличилась на 17% - с 285 грн. до 332 грн., средняя пенсия - на 28% - с 315 грн. до 404 грн. В 2006 году минимальная пенсия возрастет на 10% - до 366 грн. Госбюджетом-2006 на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда предусмотрено выделение 7,289 млрд. грн.

    Мы считаем,  что бюджет Украины в 2006 году сможет выделить данную сумму на покрытие дефицита Пенсионного фонда, так как он располагает данными средствами из средств полученных от приватизации Криворожстали. Но стратегических объектов в собственности государства почти не осталось и рассчитывать на финансирование дефицита Пенсионного фонда Украины средствами полученными от приватизации в недалеком будущем не приходится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Прогнозные  показатели расходов сводного  бюджета по функциональному назначению.

 

Прогнозируется, что в 2006-2008 гг. будет сохраняться социальная направленность бюджета. Наибольшая часть бюджетных ресурсов будет направляться на финансирование программ по социальной защите и социального обеспечения.

     Предусматривается  увеличение части расходов на  образование с 4,87 % ВВП в 2006 г. до 4,95 % в 2008 г., социальную защиту и социальное обеспечение - с 4,56 до 4,64 %, здравоохранение -с 3,12 до 3,2 % соответственно.

В перспективе  взвешенная бюджетная политика путем  перераспределять ресурсы в интересах малообеспеченных слоев населения, даст возможность в достаточном объеме финансировать расходы на социальную защиту и социальное обеспечение. Размеры помощи

и других социальных выплат постепенно будут приближаться к прожиточному минимуму, реализуя таким образом принцип социальной справедливости. Однако при условии роста доходов работающего населения количество получателей разных видов льгот будет сокращаться. Создание Единого государственного автоматизированного реестра лиц, которые имеют право на льготы соответственно законодательству, повысит эффективность использования бюджетных средств, которые направляются на социальную защиту всех категорий лиц. Одним из приоритетных направлений структурных превращений в социальной сфере является реформа пенсионной системы. Одним из основных заданий пенсионной реформы является освобождение Пенсионного фонда от несвойственных ему выплат.

    Во  время прогнозирования показателей  государственного бюджета на  соответствующий год будут предусматриваться  средства на выплату назначенных по разным пенсионным программам социальных и льготных пенсий, надбавок к пенсиям ветеранам войны, лицам, которые имеют особенные заслуги перед Украиной, пенсионное обеспечение граждан, что пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, некоторых других категорий и лиц, источником выплаты которых согласно  законодательству является государственный бюджет. Это даст возможность направить свободные средства Пенсионного фонду на повышение действующих размеров пенсий и помощи.

    Прогнозные  показатели расходов сведенного бюджета Украины на долгосрочную перспективу

     Прогнозные  показатели расходов сводного  бюджета на долгосрочную перспективу разработаны на базе ожидаемых объемов поступлений средств в его доходной части, а также с учетом сохранения дефицита бюджета наравне 1 % ВВП в 2009-2010 гг. и 0,85 % в течение 2011-2015 гг.

    Таким  образом, часть программных расходов  сводного бюджета в ВВП постепенно  будет увеличиваться  с 26,59 % в 2009 г. до 27,07 % в 2015 г.    Распределение расходов по функциональному назначению соответствует бюджетной политике на долгосрочную перспективу, направленной на усиление социальной ориентации бюджета.

Информация о работе Переход к рыночной экономике