Кыргызская экономика: особенности перехода к рыночной модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Понятие, структура и элементы рыночной экономики
Модели рыночной экономики.
Особенности формирования рыночной экономики в России.
Кыргызская экономика: особенности перехода к рыночной модели.

Работа содержит 1 файл

Современные модели рыночной экономики.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     План  контрольной работы.

  1. Понятие, структура и элементы рыночной экономики
  2. Модели рыночной экономики.
  3. Особенности формирования рыночной экономики в России.
  4. Кыргызская экономика: особенности перехода к рыночной модели.
 
 

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

     Рыночная  экономика - это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.  Здесь все решения отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессе их взаимодействия на рынке.

     Рыночная  экономическая система  функционирует  на принципах саморегуляции. Факторы  производства находятся в частной  собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку.

     Инициатива  сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и  покупателей осуществляется через  механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.

     Благосостояние  каждого человека в рыночной системе  определяется тем, насколько успешно  он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.

     Рыночной  экономикой управляют, по меткому выражению  великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены и конкуренция.1

     Перейдем  к основным чертам рыночной экономики, которые и являются ее «контурами».

     Это, прежде всего Частная собственность,  Единое Рыночное пространство и Функции государства в становлении и развитии рыночной экономики.

     Исторический  опыт развитых стран показал, что  развитие частной инициативы и индивидуальной предприимчивости  далеко продвинуло экономику и привело к эволюции собственности. Современная рыночная модель опирается на сочетание индивидуально-частной, партнёрски-частной, акционерной, государственной и смешанной форм собственности. И хотя по-прежнему наиболее распространённой является индивидуальная частная собственность, экономически господствующие позиции заняла акционерная собственность. Поэтому можно сказать, что ведущей, наиболее эффективной для современных производительных сил и технологий является акционерная собственность. Это обстоятельство становится  решающим при формировании институциональных основ рыночной модели, где институт собственности выступает как сочетание различных форм  собственности, в свою очередь являющихся базой для различных форм предпринимательских структур – от индивидуального предприятия, до партнёрств, акционерных обществ, совместных и других предприятий. Получается, что по формам собственности и по формам предпринимательства рыночная модель имеет смешанную основу, не теряющую при этом частные корни.

     ХХ  век расширил основу рыночной модели. Хотя в передовых странах на малый бизнес, индивидуальные предприятия приходится до 70% от числа всех предпринимательских единиц в стране, но пальму лидерства в экономике несут именно акционерные общества, на долю которых приходится львиная доля ВВП и национального дохода.2 Эти выводы подтверждаются статистическими данными по всей группе развитых стран.  

     Всех  агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех «правила игры» отслеживают и поддерживают особые государственные институты.

     Единое  рыночное пространство опирается на конкурентный механизм, который пронизывает  систему рынков – рынок товаров, рынок капитала, рынок труда, рынок  услуг, рынок информации и других рынков. И хотя все рынки переплетены  и взаимосвязаны, каждый из них имеет свои особенности функционирования. К примеру, особой автономией отличается финансовый рынок, где движение фиктивного капитала нередко приобретает самодовлеющее значение, напрямую не связанное с движением реального капитала. Эта сторона финансового рынка  особенно усилилась в связи  с активным использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Поэтому, несмотря на единство рынков, их динамика не совпадает. Это, в частности, провоцирует кризисные явления в экономике и сохраняет циклическую форму воспроизводства и экономического роста.  

     Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической  сфере – функция государства.

     Борясь  с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и социальный климат в стране, и устойчивость финансовых системы, и прозрачность фондового рынка, и оптимизация открытости национальной экономики в мировом хозяйстве. А также расширение значимости общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры.3

     Поэтому даже в теоретической  рыночной модели государству принадлежит  важнейшая роль  сохранения самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достигнул, по своей природе не может проигнорировать свои собственные интересы  и взвалить на себя интересы всего общества.

     В рыночной системе общественные интересы – это защита общества и каждого  гражданина, это обеспечение уверенного плавания в бушующем конкурентном море мирового хозяйства «общей лодки», в которой находятся все граждане страны.4

     Однако  с такими обязанностями государство  может справиться только в том случае, если оно является частью демократичного общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля над работой государственного аппарата, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем в соответствии с существующими законами.

     Получается, что государство может стать одним из институтов  рыночной модели, если оно является, прежде всего, институтом демократического общества. Так происходит во многих передовых странах. Правда, история человечества, как известно, богата исключениями. Были случаи, когда государство поддерживало частную собственность и рыночное развитие, но при этом преследовало любые демократические начала. Такое состояние не могло продержаться долго. И, в конечном счете,  объективные закономерности проложили себе дорогу, связав рыночную модель  с демократическим устройством.5

 

      МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 

     Экономическая модель каждой страны – это результат  длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается  соотношение элементов модели и  формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

     Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать  на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете, наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

       При всей своей устойчивости  каждая национальная экономика  имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».6

       Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики.  
 
 
 
 
 

     Модели  современного рыночного  хозяйства 

            Модели
Шведская, Германская Американская Японская
Критерии Социальное  рыночное хозяйство Либеральная экономика Корпоративная экономика
Цель  государственных программ Защита интересов  граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов  крупного бизнеса
Принципы  регулирования экономики Долгосрочное  программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля  государственного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
 

     Рассмотрим  их более подробно.  Американская модель рыночной экономики – это  модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

     Прежде  всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

     Другой  государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.

     Особая  задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.7

     Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую  активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

     Таким образом, отметим характерные для  американской модели   черты:

    • абсолютное преобладание частной собственности;
    • законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
    • ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
    • относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.
 

     Германская  модель – это модель социального  рыночного хозяйства, которая увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

     В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

     Наемные работники и работодатели выступают  как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности  рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

     Одновременно  действует разветвленная система  социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто  пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую  профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в Германии оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.8

     Функционирование  данной модели создает правовые и  социальные рыночные условия для  экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

     Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

    • смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;
    • осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
    • социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и в жилье;
    • направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
    • регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;
    • большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя Германия имеет средние показатели среди развитых капиталистических стран);
    • регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Информация о работе Кыргызская экономика: особенности перехода к рыночной модели