Кыргызская экономика: особенности перехода к рыночной модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Понятие, структура и элементы рыночной экономики
Модели рыночной экономики.
Особенности формирования рыночной экономики в России.
Кыргызская экономика: особенности перехода к рыночной модели.

Работа содержит 1 файл

Современные модели рыночной экономики.doc

— 190.00 Кб (Скачать)
 

     Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

     Шведская  модель в ее классическом виде –  это социальная модель, для которой  характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком  перераспределении доходов и  распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

     В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

     Доминирование в целях модели полной занятости  и выравнивания доходов объясняется  уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

     Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.9

     Швеция, избравшая принцип всеобщего  благосостояния, расширила государственный  сектор до такого размера, что сделало  страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

     Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли  быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась  производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

     Выделим специфические черты шведской модели:

    • низкая безработица;
    • профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;
    • централизованные переговоры по зарплате;
    • значительный государственный сектор;
    • тяжелое налоговое бремя.

     Существует  еще одна социал-демократическая модель, близкая к шведской. Но ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

    • значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;
    • доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;
    • регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;
    • государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;
    • развитая система производственной демократии.

     Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским  странам.  

     Японская  модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.10

     Японская  модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства  носит рекомендательный характер. Планы  представляют собой государственные программы,  ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

     Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

     Итак, проведя анализ  описанных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

  • господство частной собственности и частной инициативы;
  • рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;
  • основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;
  • государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;
  • наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;
  • стремление к открытой экономике.

     Таким образом, подводя итог всей контрольной работы, можно сделать несколько выводов.

     Во-первых, рассматривая вышеперечисленные экономические  системы, следует заметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления  к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

     Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Как медаль имеет лицевую и оборотную сторону, так и экономическая системе имеет свои плюсы и минусы. Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства. 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 

     Многовековая  история рыночного развития позволила  не только выявить общие закономерности и сформировать общетеоретическую  рыночную модель, но и раскрыть специфику  использования рыночных принципов  в каждой стране. Действительно, если бы экономический успех зависел только от того, что народное хозяйство развивается по рыночным законам, то сегодня практически всё человечество находилось бы в состоянии социального и экономического расцвета.

     Как и любая другая страна, Россия не только может, но и обязана использовать рыночные рычаги в развитии своей экономики и становлении демократического общества только при глубоко взвешенном учёте всех своих специфических особенностей. В этих условиях сама по себе постановка вопроса о российской модели рыночного развития выглядит не как нечто с «таёжной спецификой» и теоретическими «вывертами», а как вполне нормальная научно-практическая проблема, находящаяся в русле современной экономической науки и смежных с ней областей – в рамках междисциплинарных исследований.11

     Остановимся на некоторых специфических чертах российских условий в конце ХХ века для рыночного развития.

     Прежде  всего, важно подчеркнуть, что Россия начала переход на рыночные принципы, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший всю территорию страны и опиравшийся на соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Не с чистого листа, а обладая громадным потенциалом, страна выставила себе рыночные цели. Общество поддержало перемены и поверило в то, что эти цели и задачи приведут к росту эффективности экономики и повышению уже достигнутого на тот момент уровня жизни населения. По многим параметрам стартовая позиция России вполне соответствовала началу эпохи глобализации рыночных принципов экономического развития.

     Между тем Россия – единственная в мире страна, обладающая самой большой  территорией, которая покрывает  десяток часовых поясов и имеет  практически все природные зоны. Вовлечение всей территории в одну экономическую стратегию было одним из результатов советского периода развития. Для страны характерен также многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закреплённой за ними территории. Ясно, что в условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории России. А это невозможно достичь без учёта территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов, которые напрямую не подвластны рыночной мотивации, а нередко и противоречат ей.

       Снять такие противоречия возможно  путём четкого постановки общенациональных, общегосударственных и частных интересов, что особенно актуально для российских условий.

     Вместе с тем само геополитическое положение России, по существу выступающей связующим звеном между  Востоком и Западом, Севером и Югом, даёт несомненные преимущества стране в её рыночном развитии. Однако, ни те, ни другие факторы автоматически не включаются в рыночный процесс и  предполагают намеренное объединение для своего дальнейшего использования.

     Нельзя  забывать также, что структура экономики  и хозяйствующих субъектов допереходной России носили смешанный характер, несмотря на тотальное господство государственной собственности. Поэтому с самого начала рыночное строительство могло разворачиваться как построение не чисто рыночной модели, а модели рыночной смешанной экономики. Тем самым объективно ставилась задача, адекватная не условиям ХIХ века, а реалиям конца ХХ века, когда все развитые страны фактически имели смешанную экономику на прочной рыночной основе.12

     Особую  роль в механизме функционирования российской экономики до 1991 г. играла «партия». Фактически именно этот неэкономический фактор обеспечивал сочетание индивидуальных и общественных интересов в пользу последних, а через партийные структуры поддерживалось состояние контроля и ответственности по горизонтали и вертикали в обществе и экономике. Поэтому когда не стало партийного принуждения, в общественных отношениях возникла пустота, которая долгое время держала экономику в стопоре, ибо важнейшие черты ответственности бизнеса и государства перед обществом, обычные для нормальных демократических условий, на время оказались отодвинутыми из практики российских рыночных преобразований. И в этом также проявилась особенность российского пути к рыночной экономике.

     Если  сосредоточиться на экономических  результатах переходного десятилетнего  процесса, то можно констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня все же имеются. Страна рассталась с монополизмом государственной собственности, и теперь абсолютное большинство экономических единиц и хозяйствующих субъектов образуют негосударственный сектор экономики, который имеет господствующие позиции во всех отраслях и сферах хозяйства. Значительную роль играют акционерные общества, крупнейшие из которых составляют наиболее активное звено экономики. Причём государство сохранило свою долю в акционерном капитале практически всех ведущих акционерных компаний.

     «Получила развитие рыночная инфраструктура экономики. К традиционному рынку товаров стали присоединяться рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации. Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований».13 Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и  тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции. Многообразие форм собственности и форм предпринимательства, с самого начала придало российской экономике смешанный характер в период рыночной трансформации.

Информация о работе Кыргызская экономика: особенности перехода к рыночной модели