Безработица и её проблемы в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы – проанализировать один из компонентов рынка труда – безработицу в странах с переходной экономикой, выявить общие тенденции и дать характеристику безработицы в Беларуси, а именно ее структуре, видам и основным показателям; на основе данных о зарегистрированной безработице сделать вывод о наиболее уязвимых участниках рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 5
1.1 Экономическая сущность и классификация безработицы 5
1.2 Количественные характеристики безработицы 8
1.3 Причины и факторы безработицы 9
1.4 Экономические последствия безработицы 11
1.5 Социальные последствия безработицы 12
2 ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 15
2.1 Особенности регулирования занятости в современных переходных экономиках 15
2.2 Основные тенденции занятости и безработицы в переходной экономике 17
2.3 Группы стран по динамике трансформационных процессов 19
2.4 Общие черты безработицы в переходных экономиках 20
3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Уровень безработицы в Беларуси 21
3.2 Структура безработицы в РБ 24
3.3. Виды безработицы 26
3.4. Правовое положение безработных и меры государственной поддержки 27
3.5. Альтернативные оценки безработицы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(С ДОРАБОТКОЙ).doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Ее принято  идентифицировать по охвату людей, желающих сменить место работы, но

  1. либо работающих на прежнем месте из-за отсутствия видимой альтернативы;
  2. либо прибегнувших за помощью к службе занятости и получившим ее;
  3. либо самостоятельно ведущим поиск работы, не обращаясь в государственные службы.

Статистически этот вид безработицы в РБ на сегодняшний  момент можно оценить по численности  безработных, находящихся в данном состоянии менее 1 месяца, либо по обследованию домашних хозяйств. [1, с.132] В 2006г. число лиц с продолжительностью безработицы до 1 месяца составило 20,9% от общего числа. [Приложение 7]   

    3.4. Правовое положение безработных и меры государственной поддержки 

Согласно Закону «О занятости Республики Беларусь»  безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Именно такое определение используется органами статистики и государственного управления при оценке уровня безработицы и разработке мер экономической политики.

Пособие по безработице назначается государственной службой занятости. Размер пособия по безработице на 01.09.07 составил 45,4 тысячи белорусских рублей на одного безработного. [8]

Срок выплаты  пособия по безработице не может  превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости. Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели. При этом получение пособия ограничено рядом условий.

Выплата безработному пособия по безработице может  быть приостановлена на три месяца в случае невыполнения требований службы занятости, отказа от предложенной центром занятости подходящей работы или прохождения профессионального обучения, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению центра занятости, невыполнения без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах. Наряду с предоставлением очень маленьких пособий, государственные гарантии занятости формально предусматривают бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест, судебную защиту трудовых и других прав граждан в сфере занятости; предоставление подходящей работы на период не менее трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам–выпускникам государственных учебных заведений; свободу выбора рода занятий и работы; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность. Несомненно, эти меры способны решить трудности, связанные с нахождением рабочего места, однако их практическая реализация возможна далеко не всегда. Это связано в том числе и с институциональными изменениями в службе занятости. В частности, в сентябре 1999 г. решением правительства государственный фонд содействия занятости был преобразован из страхового в бюджетный, а его средства были переданы в управление Министерства финансов. Далее, указом президента №50 от 30.01.2003 государственная служба занятости населения была преобразована. Ее территориальные подразделения были переданы в прямое подчинение местным органам власти, причем со значительным сокращением персонала и способности к автономному финансированию мероприятий. Что касается центрального аппарата службы занятости, то он был преобразован в департамент Министерства труда и социальной защиты, т.е. в управленческую структуру, не оказывающую значимого влияния на политику занятости на местах.

С целью эффективного регулирования безработицы государственная  политика занятости осуществляется по следующим направлениям:

  • содействие предпринимательской деятельности безработных;
  • содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;
  • регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;
  • реструктуризация градообразующих предприятий.
 
 

    3.5. Альтернативные оценки безработицы 

Самым эффективным  способом оценки фактического уровня безработицы было бы проведение опроса рабочей силы, как это делается во многих странах мира, включая Россию. Однако в Беларуси подобные опросы никогда не проводились.

Альтернативные  оценки на основе национальных опросов  населения были сделаны НИСЭПИ. Согласно этим оценкам в конце сентября 1998 г. в г. Минске на одного зарегистрированного безработного приходилось еще как минимум 5.3 незарегистрированных. Другая оценка была сделана в 2002 г. Тогда исследования показали, что безработица в стране составила 9–10.5%, что было в 3–3.5 раза выше официальной. О существовании скрытой безработицы может свидетельствовать и значительное увеличение численности экономически неактивного населения, в 2006 году уровень занятости населения составил 70,7%. по сравнению с 9.7% в 1991 г. [8] Вполне вероятно, что часть этой группы трудоспособного населения относятся к незарегистрированным безработным, а часть – к незарегистрированным занятым, в т.ч. трудовым мигрантам.

Можно сделать  определенные оценки уровня безработицы  на основе официальных данных. Например, учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за год с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы).

Подобные оценки не претендуют на точное отражение ситуации с безработицей, а лишь позволяют увидеть возможные проблемы существующей в Беларуси методологии оценки уровня безработицы.

При этом динамика альтернативных оценок практически  совпадает с динамикой официально зарегистрированной безработицы, т.е. официальный и теневой рынок труда одинаково реагируют на изменение экономической ситуации в стране.

Проведенный анализ дает повод для сомнений в том, что цифры официально зарегистрированной безработицы и реальная картина незанятости на рынке труда Беларуси совпадают. По всей вероятности, статистика просто не учитывает всех безработных. И хотя выборочные обследования занятости не проводятся, по данным выборочного обследования домашних хозяйств уровень безработицы устойчиво превышал данные о зарегистрированной

безработице. На 1.01.2003 он составлял 8%, на 1.01.2004 – 7.8%, на 1.01.2005 – 6.5%7. В то же время занятость  с 2002 по 2004 гг. сокращалась на фоне относительно высоких темпов экономического роста. Это является еще одним свидетельством отсутствия достаточно надежных данных об уровне безработицы и, соответственно, о необходимости начала проведения в Беларуси обследований рабочей силы, которые могли бы стать источником таких данных. 

Таким образом, говоря об уровне безработицы в Беларуси, следует принимать во внимание отсутствие опросов рабочей силы, которые  могли бы дать более точные данные, а также ужесточение требований к тем, кто стремиться получить статус безработного в государственной службе занятости. Тем не менее, белорусской безработице присущи проблемы, характерные и для других переходных экономик, в частности, уязвимость женщин и молодежи и относительно менее квалифицированных работников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Безработица – это процесс снижения численности  трудоспособных трудовых ресурсов, занятых  работой.

Причины безработицы различны. Ряд из них  связан с объективным процессом  рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, с переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. В числе причин безработицы – движение работающих по личным, субъективным мотивам (поиск лучших условий работы, стремление к самореализации и т.д.).

Вся деятельность государственной службы занятости  направлена на минимизацию уровня безработицы.

В странах  с переходной экономикой существуют общие тенденции безработицы  и, соответственно, закономерности ее регулирования. К ним относятся  обширные меры пассивной помощи безработным. Однако рост безработицы обусловил существование различных путей помощи безработным: либо ужесточением правил регистрации безработных и назначения пособий (Венгрия, Беларусь), либо уменьшением помощи безработным (Польша, Румыния, Болгария). 

За последние  годы ситуация на национальном рынке  рабочей силы изменилась к лучшему, она стала более стабильной и  управляемой. 
В настоящее время в экономике республики активизируются процессы реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест, в связи с чем намечается тенденция снижения численности безработного населения.

В результате проведения активных мер политики занятости, предусмотренных мероприятиями  Государственной программы содействия занятости населения уровень безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1,2% на начало 2007 г. до 1,0% на конец 2007 года, число безработных уменьшилось с 52,0 тыс. человек до 44,1 тыс. человек соответственно.

В значительной мере смягчению негативных последствий безработицы и незанятости населения способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность безработным и незанятым гражданам пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки, особенно при длительной безработице.

Социальная  поддержка безработных осуществляется путем выплаты им пособия по безработице  и материальной помощи на период активного  поиска работы.

Однако  ограничение политики занятости  только рамками трудоустройства  и профессиональной переподготовки безработных не решает проблемы, поскольку отсутствует основное условие – наличие достаточного числа экономически эффективных и высококачественных рабочих мест.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Ванкевич  Е.В. Экономические  отношения   занятости: закономерности   развития   и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 238 с.
  2. Национальная экономика Беларуси. Учебник / В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В.Богданович. Мн.: БГЭУ, 2006. - 751 с.
  3. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович и др.; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. – 844с.
  4. Мировой рынок труда в условиях глобализации и особенности развития его белорусского сегмента : [монография] / Бондарь Александр Викторович. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 155 с.
  5. Республика Беларусь в цифрах, [2007] = Republic of Belarus in Figures : краткий статистический сборник / М-во статистики и анализа РБ ; [редкол. В.И. Зиновский (пред.) и др.]. - Мн.: [б. и], 2007. - 346 с.
  6. Рынок труда: Учеб./ В.Н. Бобков, В.С. Буланов, С.А. Карташов и др.; Под общ. ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2000 - 448с.
  7. Сайт министерства статистики и анализа РБ
  8. Сайт министерства труда РБ
  9. Слабко О.О. Зарубежный опыт регулирования рынка труда и возможность его применения в условиях РБ // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование-  2003- №11 с. 38
  10. Трудовой кодекс Республики Беларусь. - Мн.: ООО «Алмафея», 2000. - 236 с
  11. Трудовые отношения: проблемы теории и    особенности национальных моделей: Монография / М.Н. Базылева. - Мн.: БГЭУ, 2002 - 250 с.
  12. Экономическая теория: Учеб./ И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев и др.; Под общ. ред.  И.В. Новиковой. Мн.: БГЭУ, 2006 -  543с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Уровень официально зарегистрированной безработицы по областям                (на конец года; в процентах к экономически активному населению)

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 20071)
Республика  Беларусь 2,9 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5 1,2 1,0
    Области:
                 
Брестская 3,0 1,7 2,0 3,1 3,8 2,1 1,8 1,5 1,2
Витебская 3,0 2,6 3,1 4,1 4,0 2,3 2,0 1,5 1,3
Гомельская  3,3 2,6 2,7 3,3 3,5 2,2 1,7 1,3 1,2
Гродненская 3,1 2,2 2,4 2,9 3,1 1,9 1,6 1,4 1,3
г.Минск  1,6 1,5 1,5 1,8 1,6 1,0 0,8 0,5 0,4
Минская 3,9 1,9 2,0 2,7 2,9 1,9 1,5 1,1 0,9
Могилевская 3,4 2,6 2,8 3,6 3,6 2,2 1,8 1,5 1,1

Информация о работе Безработица и её проблемы в переходной экономике