Безработица и система государственного регулирования рынка труда в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение аспектов макроэкономической нестабильности и безработицы, а также проблем занятости населения в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
 раскрыть сущность категории безработицы как формы макроэкономической нестабильности;
 изучить особенности и проблемы развития занятости в странах с переходной экономикой (на примере Армении и Азербайджана);

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Безработица как форма выражения макроэкономической
нестабильности………………………………………………………………………6
2. Особенности и проблемы занятости в странах с переходной
экономикой (на примере Армении и Азербайджана)………...………………….15
3. Проблемы занятости в экономике Республики Беларусь: методы, результаты и перспективы их решения…………………………………...………23
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы

Работа содержит 9 файлов

глава 2.docx

— 28.62 Кб (Скачать)


2. Особенности и проблемы занятости в странах с переходной экономикой (на примере Армении и Азербайджана)

 

Повышение экономической активности населения  стран с переходной экономикой должно быть важнейшим направлением государственной политики. Во-первых, инвестиции, вкладываемые в человека, – самые эффективные. Во-вторых, повышение экономической активности населения – решающий фактор пополнения государственного бюджета и одновременно облегчения "бремени" обязанностей государства по социальной поддержке нуждающихся в ней. Между тем в ходе реформ в странах с переходной экономикой пока наблюдается не столько повышение трудовой и предпринимательской активности некоторой части населения, сколько снижение созидательной деятельности значительного числа людей вследствие безработицы, низкой загрузки работающих, ухода с рабочих мест, предполагающих более интеллектуальный труд. Эти тенденции приобрели неприемлемые для общества масштабы, стали социальным злом. Экономический спад, возникший в процессе перехода к рыночному типу развития экономики, нанес и огромный ущерб морально-психологическому состоянию общества в странах с переходной экономикой.

Представим  информацию о динамике уровня безработицы отдельных стран с переходной экономикой за 2000-2008 гг. в приложении 1.

Таким образом, в исследуемых странах с переходной экономикой проблема безработицы не столь явная как в остальных странах мира. Например, в Азербайджане уровень данного показателя за исследуемый период колебался от 1,0 до 1,4 %, в Казахстане – от 0,6 до 3,7 %, в России – от 1,4 до 2,6 %. Однако данные цифры называют лишь долю зарегистрированных безработных в общей численности экономически активного населения. Скрытая безработица – неотъемлемая составляющая при переходе к рыночному типу функционирования экономики. Высокий в сравнении с остальными исследуемыми странами уровень безработицы в 2008 г. зафиксирован в Армении (6,3 %).

Таким образом, в Армении в настоящее время существует большая безработица. Причем официальная статистика не учитывает всех безработных, а потому фиксируемый уровень безработицы занижается, численность зарегистрированных безработных не отражает реального состояния рынка труда. Это объясняется, во-первых, тем, что в различных отраслях производства значительная часть работающих лишь числится в качестве таковых. Во-вторых, многие не обращаются в органы государственной службы занятости по причине постоянного переучета, отсутствия привлекательных предложений рабочих мест, волокиты при трудоустройстве, ограниченных возможностей переквалификации, чрезвычайно низкого размера пособия по безработице и др. Положение осложняется тем, что заработная плата не обеспечивает даже простого воспроизводства рабочей силы. Высококвалифицированный труд стал непрестижным, особенно среди молодежи (за исключением банковской и кредитно-финансовой сфер). Предприятия не представляют соответствующих заявок на работников. Качественные характеристики трудового потенциала общества оставляют желать лучшего. Человеческий капитал используется нерационально, его накопление происходит замедленно. Уровень безработицы наиболее высок в средних городах (особенно в городах Гюмри и Ванадзор) и в малых городах (Чаренцаван, Раздан, Алаверди, Степанаван, Гавар) [13, с. 167].

Основные  причины роста безработицы в Армении прежде всего следующие:

  • динамичное развитие рыночных отношений (приватизация, ликвидация либо бездействие предприятий, конкуренция и т.д.) не сопровождается созданием новых рабочих мест в промышленности;
  • наблюдается недогрузка существующих производственных мощностей, приостановлен процесс модернизации предприятий, отсутствует необходимый протекционизм в отношении отраслей промышленности, являющихся приоритетными для республики;
  • проводимая социально-экономическая политика не снижает критичности ситуации на рынке труда, тенденции роста производства не исключают роста уровня безработицы в республике, и обозримое будущее на рынке труда зависит во многом от выбора более эффективной социально-экономической политики.

В Армении  наблюдаются большие масштабы фрикционной, структурной и скрытой безработицы, ряды которой в основном пополняются сельскими жителями. Преждевременная приватизация земли оказала двоякое влияние на рынок труда. С одной стороны, он сузился, поскольку в настоящее время сельский житель является самозанятым, его рабочая сила, как правило, не становится предметом купли-продажи. С другой – часть крестьян, будучи не в состоянии заниматься земледелием и животноводством, пополняет число эмигрантов и безработных в городах, рынок труда расширяется. Скрытая безработица наиболее характерна для сельского хозяйства Армении, поскольку землевладельцы, не имеющие возможности вести хозяйство, не ставятся на учет в качестве безработных, и занятость в сельском хозяйстве искусственно завышается [13, с. 168].

Наряду  со скрытой безработицей, Армении  присуща и скрытая занятость  в отраслях теневой экономики, малом  бизнесе и небольших производствах. Значительна доля лиц, вовлеченных  в куплю-продажу (большей частью, в перепродажу) сельскохозяйственных продуктов. К тому же все вышеупомянутые категории лиц не выплачивают налоги государству. Следовательно, есть немало оснований говорить об отсутствии в Армении цивилизованного рынка труда.

Рассмотрим  проблемы занятости и способы  их решения, применяемые в Республике Азербайджан. Переход к рынку существенно изменил соотношение государственного и негосударственного секторов экономики и состав занятого населения. В отличие от частных предприятия, входящие в государственный сектор, в большей степени подвергаются вмешательству извне. Это обычно приводит к снижению качества управления, неэффективному использованию инвестиций, снижению продуктивности при росте непроизводительных расходов и в конечном счете к снижению конкурентоспособности. Деятельность государственных предприятий, пользующихся монопольным положением на рынке, нередко усложняет работу конкурирующих с ними предприятий негосударственного сектора, замедляет, а иногда и блокирует их развитие. Преимущества, которыми пользуются государственные предприятия при получении госкредитов, приводят к вытеснению с финансового рынка частных предприятий и фирм.

Предприниматель, действующий в негосударственном  секторе, заинтересован в подборе лучших менеджеров для эффективной организации управления предприятием. Он стремится привлечь специалистов, обладающих высокими управленческими знаниями и опытом, умением быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Государство же, заинтересованное прежде всего в стабильной и высокой занятости, не спешит увольнять пассивных работников, что подчас мешает эффективно организовать производство, оперативно маневрировать кадрами и средствами, а подчас и рисковать.

После разгосударствления и приватизации, в результате осуществления  ряда мер, стимулирующих предпринимательство, частный сектор в Азербайджане занял главенствующие позиции. Доля негосударственного сектора в ВВП увеличился с 34 % в 1995 г. до 81 % в 2006 г. Что касается структуры занятости населения, то удельный вес работающих в негосударственном секторе в общей их численности вырос с 43,9 % в 1995 г. до 68 % в 2006 г. Соответственно в государственном секторе этот показатель снизился на 24,1 п.п., составив в 2006 г. 32 % (приложение 2).

По сравнению  с 1995 г. в 2006 г. объем ВВП, приходящийся на одного занятого в стране, увеличился в среднем в 7,7 раза и достиг 4540 манатов. Отметим, что по негосударственному сектору этот показатель увеличился в 13,3 раза, по государственному – в 3,7 раза. В негосударственном секторе он выше среднего по стране на 19 %, тогда как в государственном – ниже на 40%.

За прошедшие  годы в структуре занятых в  негосударст венном секторе произошли большие изменения. Так, по сравнению с 1995 г. численность занятых индивидуальной трудовой деятельностью увеличилась в 2005 г. примерно в 2,4 раза и в 2006 г. достигла 1500,4 тыс. человек. Удельный вес занятых индивидуальной трудовой деятельностью вырос с 21,5 % в 1995 г. до 55,6 % в 2006 г. (приложение 3).

Большие несоответствия в изменении уровня занятости и объемов ВВП наблюдаются в сельском хозяйстве, где преобладает индивидуально занятое население. Здесь доля негосударственного сектора самая большая: в 1995 г. – 61,5 %, в 2006 г. – 98,9 %. В аграрном секторе был зарегистрирован и наивысший уровень занятости. Это объясняется тем, что все сельское население, имеющее земельные наделы, вне зависимости от того, использует оно эти земли или нет, в соответствии с законом зарегистрировано как занятое.

Согласно  ст. 3.2 Закона Республики Азербайджан «О занятости» человек, имеющий в своем распоряжении земельный участок (в результате земельной реформы большая часть населения, живущего в сельской местности, получила наделы), должен сам обеспечить свою занятость, работая в своем собственном хозяйстве. Именно поэтому численность населения, занятого в сельском хозяйстве, в 2006 г. по сравнению с 1995 г. выросла на 39,5%. Его доля в общей численности занятых составляет 39,1 % [14, с. 34].

За исследуемый  период общий объем сельскохозяйственной продукции, произведенной в аграрном секторе, увеличился, однако ее удельный вес в ВВП снизился. Главная  причина заключается в том, что  население, занятое в аграрном секторе, ведет преимущественно натуральное хозяйство. При слабо развитой инфраструктуре, нехватке сельскохозяйственной техники и финансовых средств нельзя рассчитывать на сколько-нибудь существенную экономическую отдачу.

Отметим, что в 2006 г. в сельское хозяйство было инвестировано 58,3 млн. манатов, что составляет 0,94% общего объема инвестиций в национальную экономику. И не случайно, что за последние годы численность индивидуальных собственников, действующих в этой сфере (фермерские хозяйства) и занятых в них наемных работников, снижается. В 2006 г. по сравнению с 2000 г. численность индивидуальных предпринимателей уменьшилась на 24,4%, а численность занятого населения – на 27,1%. По сравнению с 1995 г. к 2006 г. общее количество сельскохозяйственных предприятий снизилось на 24,5%, составив 1733, а численность работников сократилась в 33 раза (до 14,8 тыс. человек). В 1995 г. занятое на этих предприятиях население составило 44% работающих в аграрном секторе и 13,7% всего занятого населения республики. В 2006 г. показатели уменьшились – до 1% и 0,4%. Но общий объем производственной продукции существенно увеличился, а в расчете на одного работника вырос в 4,8 раза. Преимущества сельскохозяйственных предприятий по сравнению с индивидуальными собственниками, ведущими натуральное сельскохозяйственное производство, очевидны.

Не подлежит сомнению, что экономическая политика государства должна быть направлена на сбалансированное развитие экономики, создание новых конкурентоспособных рабочих мест в городах и сельской местности.

2006 г. 57,5% произведенного ВВП пришлось на долю промышленности, причем 87,3% промышленной продукции было произведено в негосударственном секторе экономики. За 1995-2006 гг. численность занятых в промышленности уменьшилась на 21%. В 2006 г. здесь трудилось 280,2 тыс. человек (7% всего занятого населения), объем ВВП на одного занятого в промышленности превышал 37 тыс. манатов, что в 8 раз больше среднего показателя по стране (приложение 4).

Если  за 1997-2006 гг. численность работников государственного сектора снизилась на 46 %, то в негосударственном – она увеличилась в 2 раза. Объем промышленной продукции в государственном секторе удвоился, в негосударственном – вырос примерно в 25 раз. Совокупный продукт, произведенный одним работником в государственном секторе, составил 36,8 тыс. манатов, в негосударственном – 154,2 тыс., то есть более чем в 4,2 раза. Обрабатывающая промышленность, доля которой в общей численности работающих в негосударственном секторе является самой большой, по показателю произведенной на одного человека продукции отстает.

По данным Госкомстата Республики Азербайджан, за период 1997-2006 гг. объем продукции  горнодобывающей промышленности вырос  в 515 раз, что связано в основном с добычей газа и нефти. Производство продукции в обрабатывающей промышленности увеличилось в 4,4 раза, электроэнергии, газа и воды – в 12 раз, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – в 43 раза.

Безусловно, развитие нефтяной промышленности обеспечивает динамичный рост макроэкономических показателей. Однако оно не может оказать значительного влияния на занятость населения, поскольку в отличие от обрабатывающих отраслей добывающая промышленность гораздо менее трудоемка. Для сбалансированного развития производства и внутреннего рынка труда важно развитие и отраслей, связанных с нефтью, и обрабатывающей промышленности, и сферы услуг. Речь идет, в частности, о торговле, а также о предоставлении гостиничных и ресторанных услуг. По сравнению с 1995 г. численность занятых здесь выросла на 33 % и достигла в 2006 г. 72,4 тыс. человек. При этом удельный вес работающих на индивидуальной основе составляет большинство [14, с. 35].

Таким образом, изучив особенности и проблемы занятости в странах с переходной экономикой (на примере Армении и Азербайджана), необходимо отметить, что в различных странах по ряду причин переход к рынку осуществляется различными методами и с различными последствиями относительно рынка труда. Развитие занятости в Республике Армения имеет достаточно негативных тенденций, таких как, заработная плата не обеспечивает даже простого воспроизводства рабочей силы. Высококвалифицированный труд стал непрестижным, особенно среди молодежи (за исключением банковской и кредитно-финансовой сфер). Предприятия не представляют соответствующих заявок на работников. Качественные характеристики трудового потенциала общества оставляют желать лучшего. Человеческий капитал используется нерационально, его накопление происходит замедленно. И в целом необходимо отметить, что в Армении среди всех стран СНГ наблюдается самый высокий уровень зарегистрированной безработицы. Что же касается Республики Азербайджан, то переход к рынку существенно изменил соотношение государственного и негосударственного секторов экономики и состав занятого населения. В отличие от частных предприятия, входящие в государственный сектор, в большей степени подвергаются вмешательству извне. Это обычно приводит к снижению качества управления, неэффективному использованию инвестиций, снижению продуктивности при росте непроизводительных расходов и в конечном счете к снижению конкурентоспособности. В связи с этим одной из проблем занятости населения республики Азербайджан является распределение ее между формами собственности. Что же касается уровня безработицы, то он находится на низком уровне по сравнению с другими странами СНГ. Таким образом, результаты решения проблем в сфере занятости в странах с переходной экономикой может служить ценным опытом при реформировании рынка труда в Республике Беларусь.

глава 3.docx

— 30.53 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

приложения.docx

— 834.29 Кб (Открыть, Скачать)

Реферат.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

содержание.docx

— 11.68 Кб (Открыть, Скачать)

список литературы.docx

— 16.79 Кб (Открыть, Скачать)

введение.docx

— 18.89 Кб (Открыть, Скачать)

глава 1.docx

— 36.51 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Безработица и система государственного регулирования рынка труда в РБ