Безработица и система государственного регулирования рынка труда в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение аспектов макроэкономической нестабильности и безработицы, а также проблем занятости населения в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
 раскрыть сущность категории безработицы как формы макроэкономической нестабильности;
 изучить особенности и проблемы развития занятости в странах с переходной экономикой (на примере Армении и Азербайджана);

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Безработица как форма выражения макроэкономической
нестабильности………………………………………………………………………6
2. Особенности и проблемы занятости в странах с переходной
экономикой (на примере Армении и Азербайджана)………...………………….15
3. Проблемы занятости в экономике Республики Беларусь: методы, результаты и перспективы их решения…………………………………...………23
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы

Работа содержит 9 файлов

глава 2.docx

— 28.62 Кб (Открыть, Скачать)

глава 3.docx

— 30.53 Кб (Скачать)


3. Проблемы занятости в экономике Республики Беларусь: методы, результаты и перспективы их решения

 

Становление в Республике Беларусь рыночных отношений  вынуждает субъекты хозяйствования более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы, численность и состав которых определяются с учетом реальных потребностей реформируемого производства. Это приводит к снижению спроса на рабочую силу и высвобождению работников. При этом если на начальном этапе реформ высвобождение работников из промышленного производства было вызвано падением объемов выпуска продукции, то в последние годы оно обусловлено изменением организационной структуры производства.

Сокращение уровня занятости с экономической точки зрения имеет позитивные стороны, поскольку сопровождается ростом производительности труда. Вместе с тем одной из причин уменьшения численности промышленно-производственного персонала (снижение уровня занятости) является резко снизившаяся возможность инвестирования в создание новых рабочих мест.

В условиях низкой рентабельности (а часто и  убыточности) и недостаточности финансовых ресурсов предприятия уже не в состоянии и дальше сохранять простаивающие рабочие места и вынуждены высвобождать часть своих работников, некоторые из которых попадают в категорию безработных [7, с. 164].

Основным  индикатором развития рынка труда  принято считать уровень безработицы. Однако он не является исчерпывающим  характеризующим показателем. Для получения достоверной картины надо учитывать регистрируемую безработицу, региональные различия, параметры теневой занятости и скрытой безработицы, макроэкономические условия, формирующие спрос и предложение труда в национальной экономике.

Для наглядного представления о динамике зарегистрированного  уровня безработицы в Республике Беларусь за 2000-2009 гг. рассмотрим ее графическое представление (приложение 5).

В Беларуси в 2003 г. уровень официальной безработицы составил 2,1 % от численности экономически активного населения, до 2004 г. данный показатель возрос до 3,1 %, а в последующие происходило постепенное снижение и в 2008 г. уровень безработицы в Республике Беларусь составил 0,8 %, а к 2009 г. возрос до 0,9 %. Однако говорить, что эта цифра отражает реальную картину на рынке труда, нельзя. Белорусский рынок труда в условиях административного контроля лишь одного-единственного параметра (уровня официальной безработицы) выработал собственные адаптационные механизмы. К основным из них можно отнести расширение неофициальной части рынка труда и рост фактической безработицы, региональную дифференциацию рынков труда, снижение эффективности занятости, рост иррациональных форм занятости (теневая занятость, скрытая безработица, сохранение избыточной численности работников на микроуровне, сверхзанятость ряда социально-демографических групп и пр.) [3, с. 14].

В приложении 6 охарактеризуем динамику численности занятого населения Республики Беларусь и сравним ее с данным показателем по странам СНГ. По поводу представленных в приложении 6 сведений необходимо отметить, что в Республике Беларусь по сравнению со странами СНГ в связи с определенной плотностью населения и занимаемой территорией численность занятого населения находится на достаточном уровне. Положительной тенденцией можно считать увеличение за исследуемый период численности занятых в Республике Беларусь (на 0,2 млн человек) как и в других странах СНГ, кроме Армении и Молдовы.

Также можно  отметить тот факт, что уровень профессиональных требований к работнику существенно возрос, а работодатель не готов адекватно оплачивать его труд, и не только вследствие финансовой недостаточности, но также из-за несоответствия повышенных профессиональных обязанностей правилам тарификации.

В приложении 7 рассмотрим состав безработных по категориям на 1 января 2010 г. Таким образом, среди безработного населения Республики Беларусь на 1 января 2010 г. преобладают длительно неработающие (18,3 %), уволенные по соглашению сторон (16,9 %), уволенные по уважительной причине (13 %), уволенные по собственному желанию (11,3 %) и прочие категории.

Также важной тенденцией является преобладание безработных  с общим средним (15 553 человек) и профессионально-техническим образованием (9 675 человек) (приложение 8). Наименьшее количество безработных наблюдается с высшим и послевузовским образованием (4 401 человек), а также с общим базовым образованием (4 370 человек).

При формировании эффективной занятости следует  исходить из необходимости изучения и анализа как внутренних факторов, присущих развитию рынка труда, так и внешних. Их разнообразие и степень влияния на рынок труда чрезвычайно велики. Стоит отметить такие из них, как степень экономической активности населения, интенсивность трудовых перемещений, демографические факторы и т.п. Существенную роль играет также качество рабочей силы, соответствие ее структуры структуре рабочих мест (по профессиям и отраслям, квалификационным признакам) и т.д. Кроме того, ключевое значение для рынка труда имеют общеэкономические (например, динамика ВВП, стадии экономического цикла, инвестиционная активность и т.д.), трудовые (заработная плата, рабочее время, практика найма и увольнения) факторы.

Разумный  баланс между качественными и  количественными характеристиками занятости, т.е. между стремлением, с одной стороны, к полной, а с другой – к эффективной занятости создает благоприятные условия для развития рационального рынка труда. А это значит, что оптимальное сочетание полной и эффективной занятости формирует рациональную занятость, которая является основной макроэкономической целью государства.

Важное  значение в экономике страны имеет  распределение занятых по отраслям народного хозяйства (приложение 9). Анализ распределения занятого населения по отраслям экономики по республике в целом свидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости в ходе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественного производства. Прежде всего, это касается соотношения численности работающих в производственной и непроизводственной сферах в сторону увеличения последней. Позитивной тенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где доля работающих снизилась с 27,6 % в 2000 г. до 26,2 % в 2009 г. В то же время, многие наблюдаемые тенденции в этой отрасли имели регрессивный характер. Наибольшее сокращение работников произошло в сельском хозяйстве (в 2000 г. – 14,1 % от численности занятого населения, в 2009 г. – 9,3 %).

На современном  этапе сокращение занятости в сельском хозяйстве в большей степени носит структурный характер и связано с высвобождением работников вследствие реструктуризации сельскохозяйственного производства. Данная тенденция обусловлена также дальнейшим постарением кадров на селе вследствие продолжающегося оттока молодежи в город. Рост численности занятых наблюдается в строительстве, транспорте и связи, а также в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте. Несмотря на расширение занятости в сфере услуг, по этому показателю наша страна пока еще не достигла уровня развитых стран, где доля работающих достигает от 57% в Португалии до 70% в Великобритании, Швеции, Дании, Франции и др. [2, с. 27]

В настоящее  время в условиях нехватки инвестиционных ресурсов на обновление и создание новых рабочих мест кадровая политика нашего государства направлена на поддержание уровня занятости путем накопления скрытой безработицы и сохранения излишней численности работников. В перспективе такая политика, ориентированная на сохранение кадрового потенциала без учета реальных потребностей в нем, по сути своей способствует потере навыков и квалификации этого потенциала, что неизбежно сопровождается большими экономическими потерями для субъектов хозяйствования.

В связи  с этим важным вопросом при формировании трудового потенциала Республики Беларусь является оплата труда. Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-марте 2010 г. на 5,1 процента. Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 3 месяца 2010 года составила 3,4  раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,0 раза (приложение 10).

В связи  с этим в нашей стране проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.

Экономический кризис и проведенная в начале 2009 г. одномоментная девальвация белорусского рубля оказали серьезное влияние на кадровый рынок Беларуси. Большинство компаний, работающих на белорусском рынке, столкнулось с необходимостью сократить затраты на персонал. Некоторые вынуждены принимать более радикальные решения: снижать заработные платы либо увольнять сотрудников.

На протяжении двух последних лет на рынке труда  спрос (количество вакансий) превышал предложение (количество резюме). В  сентябре 2008 г. нами было зафиксировано максимальное превышение спроса над предложением. В ноябре количество вакансий почти сравнялось с количеством резюме, хотя для середины осени (октябрь — ноябрь) всегда был характерен подъем кадрового рынка, количество вакансий значительно превышало количество резюме. А уже в феврале 2009 г. предложение превысило спрос на 29% (приложение 11).

Самыми  профицитными специалистами (предложение  превышает спрос) являются юристы, экономисты, дизайнеры, руководители среднего звена. При этом чаще всего ищут работу бухгалтеры и менеджеры по продажам. Разница в том, что менеджеров на рынке по-прежнему не хватает, а  безработных бухгалтеров слишком много.

Что касается главных бухгалтеров, то они относятся  к числу дефицитных специалистов. Многие из них ищут лишь дополнительный заработок, в то время как работодателям нужен опытный главный бухгалтер, который готов работать с полной отдачей.

В настоящее  время сложно сделать достоверный  прогноз о том, как будет меняться кадровый рынок в Республике Беларусь. Ясно одно: любое изменение в экономике оказывает непосредственное влияние на рынок труда. Очевидно, что в 2009 году это будет рынок, где условия диктуют работодатели, а не соискатели. Рост зарплаты остановится, а по некоторым позициям и вовсе может пойти вниз.

Низкий технический уровень производства в Республике Беларусь сдерживает высвобождение излишней численности персонала вследствие формирования постоянной завышенной потребности в рабочей силе. Предоставление государством дотаций и льготных кредитов на поддержку убыточных и неконкурентоспособных предприятий (в том числе на выплату заработной платы), с одной стороны, тормозит процедуру сокращения избыточной численности работников. С другой стороны, государственная поддержка может содействовать консервации занятости на крупных, градообразующих предприятиях, массовые высвобождения с которых чреваты серьезными социальными последствиями. Таким образом, необходимость удержания безработицы в стране в пределах социально допустимого уровня является одной из причин сдерживания высвобождения избыточной рабочей силы. Однако получение государственной финансовой поддержки становится все более затруднительным, в связи с чем предприятия вынуждены постепенно высвобождать из общественного производства своих работников [7, с. 166].

Новые условия, в которых оказалась экономика  Беларуси в связи с влиянием мирового финансового кризиса, требуют пересмотра экономической политики. Особую актуальность приобретает развитие малого и среднего бизнеса как сектора, который абсорбирует избыточную занятость сектора крупных государственных предприятий, создает необходимую инфраструктуру для функционирования крупного бизнеса, а также занимает возникающие рыночные ниши.

В связи  с этим проблемам занятости и  безработицы в Республики Беларусь должны помочь постепенный рост частной формы собственности, обладающей большей мобильности и возможностью инвестировать, расширяться и аккумулировать избыточную рабочую силу.

Таким образом, возрастает роль частной собственности  как источника рабочих мест, так  как в последнее время в  связи с негативными тенденциями  влияния мирового финансового кризиса обострились проблемы занятости в белорусской экономике (приложение 12).

Доля  занятого населения в частном  секторе экономики с 42,4 % в 2000 г. возросла до 50,7 % в 2009 г. Это говорит о том, что в настоящее время частный  сектор в Республике Беларусь обеспечивает больше рабочих мест, чем государственный и иностранный сектора.

Поэтому государственная политика занятости  в Республике Беларусь базируется на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

заключение.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

приложения.docx

— 834.29 Кб (Открыть, Скачать)

Реферат.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

содержание.docx

— 11.68 Кб (Открыть, Скачать)

список литературы.docx

— 16.79 Кб (Открыть, Скачать)

введение.docx

— 18.89 Кб (Открыть, Скачать)

глава 1.docx

— 36.51 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Безработица и система государственного регулирования рынка труда в РБ