Безработица и занятость в Беларуси: структурный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 16:18, доклад

Описание работы

Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

Политика на рынке труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

На рынке труда республики сохраняется управляемая ситуация, существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается. Напомним, Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1-1,2% к численности экономически активного населения.

Работа содержит 1 файл

Безработица и занятость в Беларуси.docx

— 20.56 Кб (Скачать)

Безработица и занятость  в Беларуси: Структурный анализ

Государственное воздействие  на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы  экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.  

Политика на рынке  труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение  процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу. 
 

На рынке труда  республики сохраняется управляемая  ситуация, существенного ухудшения  в плане регистрируемой безработицы  не наблюдается. Напомним, Государственной  программой содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2009-2010 годы предусмотрено, что уровень безработицы к  концу нынешнего года не превысит 1,1-1,2% к численности экономически активного населения. 

Показатель зарегистрированной (официальной) безработицы на 1 июля 2009г. самый высокий был по-прежнему в Витебской области (1,2%). На второй позиции - Гомельская, Брестская и  Гродненская области (1,1%), на третьей - Могилевская область, где безработица  сохраняется на уровне 1%. В Минской  области этот показатель равняется 0,8%, в Минске - 0,4%.  

Политика государства  на рынке труда 

Политика на рынке  труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение  процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу. 

Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и  приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу. 

Государство гарантирует  безработным:

бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

выплату пособия  по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

бесплатный медицинский  осмотр при приеме на работу и направлении  на обучение;

возможность участия  в оплачиваемых общественных работах;

содействие в организации  предпринимательской деятельности. 

При создании механизмов реализации активной политики занятости  и формирования рынка труда наша республика учитывала и использовала опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования  трудовых ресурсов, особенности структуры  занятости населения предопределили особенности государственного регулирования  рынка труда. Новые явления в  сфере занятости диктовали необходимость  совершенствования государственного регулирования рынка труда. 

Регулирование занятости  и безработицы осуществляется с  помощью комплекса методов, к  которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.  

Законодательное регулирование  осуществляется путем принятия государственных  законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных  групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин. 

Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне. 

К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей  недели, оплачиваемого отпуска, либерализация  или ограничение иммиграции и  эмиграции рабочей силы, регулирование  некоторых вопросов трудоустройства  отдельных категорий населения. 

Идеологические методы применяются для разъяснения  политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов  работодателей и работников.  

Суть организационных  методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С  этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается  автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность  работы органов по труду, занятости  и социальной защите в направлении  содействия трудоустройству. 

Проведение эффективной  политики на рынке труда означает:

содействие оптимальной  сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;

создание условий  для получения гражданами необходимых  знаний и навыков для осуществления  выбранной ими трудовой деятельности;

предоставление работы всем желающим;

удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;

обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности. 

Регулирующая функция  государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу  наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан  и самозанятости. 

Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных  на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится  к убыточным предприятиям, которые  могут быть признаны банкротами. 

Специфика безработицы  в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону  развития активных форм ее регулирования. С 2004 года обозначились позитивные тенденции  в области занятости, которые  характеризовались увеличением  приема граждан на работу, уменьшением  масштабов высвобождения рабочей  силы, увеличением спроса на рабочую  силу.  

Основной задачей  государства по регулированию рынка  труда является обеспечение занятости  населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы  и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности  производства; совершенствование налоговой  политики, поддерживающей малое предпринимательство  и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение  иностранных инвесторов, способных  создать хорошо оборудованные и  высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические  преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости. 

Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования  рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы  влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних  отраслей экономики в другие и, таким  образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.  

Роль государственных  органов в содействии занятости  населения 

В современных условиях для нормального развития рынка  труда большое значение приобретает  региональная политика. В целях повышения  эффективности использования трудовых ресурсов в каждой области республики ежегодно разрабатываются мероприятия  по содействию занятости населения, являющиеся составной часть Государственной  программы содействия занятости населения Республики Беларусь. 

В рамках реализации  Декрета  Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство  родителей, обязанных возмещать  расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет  и управления по труду, занятости  и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными  комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.  

Для стимулирования переселения семей безработных  граждан в сельскую местность  в сентябре 2008 года были внесены  изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года № 51 об увеличении размеров выплат денежных средств безработным  с пяти до семикратной величины бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения, действующего на дату трудоустройства. Это дало  возможность членам семей безработных получить постоянную работу, улучшить жилищные условия, завести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.  

Важным направлением мер активной политики на рынке труда  является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории  населения имеют возможность  принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с  участием средств Фонда. По опыту 2008 года обеспечена временная занятость  в оплачиваемых общественных работах  преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству  территорий населенных пунктов и  гражданских кладбищ, ремонту помещений  учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. 

В целях формирования мотивации к труду осуществляется трудоустройство учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное от учебы время  ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости  молодежи. Подростками выполнялись  работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту  книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной  передачей в дома-интернаты. 

Социальная поддержка  безработных осуществляется в соответствии с действующим законодательством  путем выплаты пособия по безработице  и материальной помощи в период активного  поиска работы.  

Ситуация в 2009-2010 годах 

В 2009-2010 годах формирование трудового потенциала  происходит в условиях сокращения трудоспособного  населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Основными источниками пополнения рынка труда являются лица, уволенные по причинам текучести кадров, лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите, а также выпускники учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.  

Особая роль отводится  созданию информационного пространства по взаимодействию временно неработающих граждан и нанимателей. Предполагается проведение «Ярмарок вакансий», «Дней  предприятий», других массовых информационных мероприятий.  

Создана единая компьютерная система массового информирования граждан и работодателей о  спросе и предложении рабочей  силы, осуществляется консультирование по вопросам трудового и социального  законодательства, перемены занятий, профессионального  обучения, профориентационной работы среди подростков и молодежи. 

Нынешний финансовый кризис вносит свои коррективы в ситуацию с занятостью населения. По данным Международной  организации труда в мире могут  потерять работу более 20,0 миллионов  человек, в первую очередь, в таких  сферах, как финансы, строительство, операции с недвижимостью, автомобилестроение, туризм, сфера услуг.

В условиях финансовой нестабильности многие профессии могут  потерять свою актуальность. Так, в  зоне риска могут оказаться люди, чья профессиональная деятельность связана с финансовой сферой. Например, по мнению экспертов, под угрозой  безработицы могут оказаться  специалисты по оформлению кредитов, банковские работники, брокеры по недвижимости, менеджеры по развитию производства. 

В условиях экономического кризиса перед предприятиями  стоит задача сохранить кадровый потенциал предприятий, обеспечить сохранение существующих рабочих мест и создание новых, не допустить массового  высвобождения работников.  

Немного истории 

В молодом советском  государстве первые биржи труда, занимавшиеся трудоустройством населения  и предоставлением гражданам, потерявшим работу, гарантий социальной поддержки  стали создаваться в 1918 году. В  функции бирж труда входил: учет безработных, распределение безработной  рабочей силы, учет потребности хозяйственных  органов в рабочей силе, учет совместительства, проверка правильности приема на работу учреждениями и предпринимателями, вербовка рабочей силы. Уже в 1927 - 1928 годах биржи удовлетворяли  спрос предприятий в рабочей  силе на 75 процентов.  

Информация о работе Безработица и занятость в Беларуси: структурный анализ