Безработица: экономические и социальные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Задачей настоящей работы является изучение социально-экономических проблем безработицы, которое позволяет определить ее последствия, а также меры государственной политики в области безработицы. Ведь по мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.
БЕЗРАБОТИЦА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Сущность безработицы, её причины и типы…………………………5
1.2. Уровень безработицы…………………………………………………13
ГЛАВА 2.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………….15
2.1. Социальные проблемы безработицы ………………………………..15
2.2. Экономические проблемы безработицы …………………………….19
ГЛАВА 3.
БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ…………………………………………….21
3.1. Особенности безработицы в России и ее регулирование………21
3.2. Причины безработицы в России…………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают  необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует  о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?

    2,0% - на местную администрацию;

    5,8% - на руководство предприятий;

    8,6% - на профсоюзы;

    70,6% - только на себя;

    13% - ни на кого не надеются.

    Легко убедиться, что горожане отчетливо  осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что  происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.

    А каковы самые предпочитаемые и действенные  способы поиска работы? Рассчитывают на:

  • личные связи - 42,9%;
  • государственную службу занятости - 26,5%;
  • объявления - 11,1%;
  • организацию собственного дела - 7,3%;
  • коммерческую службу занятости - 6,1%;
  • обращение к работодателю - 6,1%.

    Итак, большинство респондентов исходит  из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

    С другой стороны, возникновение и  существование безработицы имеет  некоторые положительные черты, к которым можно отнести:

1. Повышение  социальной ценности рабочего  места. 

2. Увеличение  личного свободного времени. 

3. Возрастание  свободы выбора места работы.

4. Увеличение  социальной значимости и ценности  труда. 1

    Положительные черты безработицы, на мой взгляд, носят определенно субъективный характер, поскольку принимать их в подобном ракурсе или нет – зависит от каждого отдельного человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Экономические  проблемы безработицы.

    Помимо  проблем чисто социального характера, факт безработицы просто не может  не быть следствием (а зачастую и причиной) проблем экономического характера. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально – экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой:

1.Обесценивание последствий обучения.

2.Сокращение  производства.

3.Увеличение  расходов (пособия безработным).

4.Понижение  уровня квалификации незанятого  населения. 

5.Снижение  жизненного уровня.

6.Недопроизводство  национального дохода.

7.Снижение  налоговых поступлений.

    Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким  образом, отрицательные последствия  безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

    Потеря  работы, понижение социального и  материального уровня напрямую связаны  с безработицей. Попробуем оценить его уровень у безработных с различным образованием (см. таблицу 1).

    Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное  образование: среди них более  всего респондентов, которым денег  не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям.

    Отсутствие  образования у безработных как  бы обуславливает “равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 - 3,5 раза вероятнее, чем второе. Безработные со средним образованием более равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием.

    У лиц, окончивших ПТУ, распределение  доходов соответствует распределению  доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение доходов.

    Среди факторов безработицы, имеющих некоторое  положительное значение в экономическом  плане, стоит отметить создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; конкуренцию между работниками как стимул к развитию способностей к труду; перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; стимулирование роста интенсивности и производительности труда. 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. БЕЗРАБОТИЦА В  РОССИИ

3.1. Особенности  безработицы   в  России   и   ее  регулирование

     Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой  цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

     Главная  особенность  безработицы  в  России  связана  с  тем,  что  ее  уровень  оказался  совершенно  несопоставимым  с  размерами  спада  производства:  при  сокращении  последнего  за  пять  лет  на  40%  и  более  количество  занятых  в  экономике  уменьшилось  на  1 млн.  чел.,  т. е.  на  1,5%.  Уровень  же  безработицы  официально  оценивается  приблизительно  в 9 – 10%.  Еще  одна  особенность – несравненно  большие  размеры  скрытой  безработицы  и  неформальной  занятости;  последняя  стала  оборотной  стороной  безработицы.

      В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества  граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.

      Таким  образом,  в  Российской  Федерации  выделяется  два  среза  безработицы:  собственно  безработица,  определяемая  органами  статистики,  и  та  ее  часть,  которая  регистрируется  органами  государственной  службы  занятости.  Общее  число  безработных  в  настоящее  время  приблизительно  8  млн.  чел. (из  них  около  2  млн.  чел.  зарегистрированы  в  службе  занятости).  Это  так  называемая  явная  безработица.  Однако  дело  не  только  в  размерах  безработицы.  Положение  безработного  сегодня  для  все  большего  числа  граждан,  нуждающихся  в  работе,  становится  неприемлемой  формой  существования.  Ни  государство  в  лице  службы  занятости,  ни  семья  не  могут  материально  поддержать  человека  в  период  поиска  работы.

      В  результате  людям,  нуждающимся   в  работе,  приходится  в   массовом  порядке  обращаться  к  неформальным  формам  самозанятости.  Они  либо  организуют  собственное   нелегальное  дело,  либо  эпизодически  подрабатывают  у  официального  работодателя  на  теневых  условиях.  Людям  нужна  работа  как  стабильный  источник  дохода.  Ее  режим,  характер,  условия  трудовой  деятельности  часто  значения  не  имеют.  Нецивилизованное  использование  рабочей  силы  в  неконтролируемой  экономике  ведет  к  профессиональной  деградации  граждан,  ухудшению  физического  и  морального  здоровья.

    Что  касается  скрытой  безработицы,  то  количество  работников,  которые  числятся  на  предприятиях,  но  фактически  не  работают,  составляет  сегодня,  по  расчетам  Института  труда  Министерства  труда  РФ,  более  6 млн.  чел.  Это  примерно  12%  занятых  на  крупных  и  средних  предприятиях.  Скрытую  безработицу  следует  рассматривать  как  в  принципе  ненормальное  явление. 

      Проблема  безработицы  в  России  нашла  отражение  в  целом  комплексе  законов,  указов  и  постановлений  высших  законодательных  и  исполнительных  органов  власти.  Первый  закон  РСФСР  «О  занятости  населения  в  РСФСР»  был  принят  19  апреля  1991г.  Существенные  изменения и дополнения  в решение проблемы  были  внесены Законом РФ  «О  занятости населения в РФ» от  20  апреля  1996 г.  Созданы Федеральная государственная служба  занятости населения РФ  и Государственный фонд  занятости населения  РФ.  Разработана классификация статистических  данных  о составе рабочей силы,  экономической активности  и статусе в занятости.  Ежегодно  Правительство РФ  принимает Федеральные программы содействия  занятости населения.  Разработана Комплексная  программа  мер  по  созданию  и  сохранению  рабочих  мест  на  1996 – 2000 гг.3 

      В  России  государство  гарантирует  безработным:

  • выплату  пособия;
  • возмещение  затрат  в  связи  с  переездом  в  другую  местность  для  трудоустройства  по  предложению  органов  службы  занятости;
  • возможность  участия  в  оплачиваемых  общественных  работах;
  • зачет  в  общий  трудовой  стаж  времени  получения  пособия  по  безработице.

       Пособие  по  безработице   выплачивается  в  течение  12  месяцев,  а  для лиц предпенсионного возраста – в течение 24  календарных месяцев.  Размер  пособия:  первые  три месяца – 75%  среднего  заработка;  с четвертого  по  седьмой месяцы – 60%  заработка;  с восьмого  месяца – 45%  заработка.  Но  во  всех  случаях  размер  пособия  не  должен  превышать  среднего  заработка,  сложившегося  в  данном  регионе. 

Существенно  изменилось  отношение  российского  общества  к  безработице.  В  1990 –1992 гг.  среди  политиков  и  ученых  преобладало  мнение,  что  безработица  положительно  влияет  на  эффективность  труда  тех,  кто  пока  занят,  и  что  в  целом  безработица – это  благо.  Ныне,  когда  миллионы  российских  граждан  на  личном  опыте  узнали,  что  такое  безработица,  все  более  стала  утверждаться  мысль,  что  в  социально  ориентированной  рыночной  экономике  безработица  не  допустима,  что  ее  рост  может  привести  к  социальному  взрыву.  Предотвращение  ускоренного  роста  безработицы  и  последующее  сокращение  ее  становятся  важнейшей  задачей  социальной  политики. 
 
 
 

3.2. Причины  безработицы   в  России

      Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие:

      Первая  причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики  являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий.  В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении  с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,  препятствовало росту производительности  труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно  завышала издержки производства с вытекающим  отсюда ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

      В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические  ведомства  и директора советских предприятий  руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной  несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей  силы  оказывался  практически  полезен  для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся  к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала  можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Таким  образом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Информация о работе Безработица: экономические и социальные издержки