Безработица: сущность, классификации и причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрели понятие и сущность безработицы, ее виды, а также пути решения проблемы безработицы в современных условиях.

Содержание

Введение
1. Безработица: сущность, классификации и причины
1.1. Сущность безработицы
1.2. Классификация безработицы
1.3. Причина безработицы
2. Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней
2.1. Анализ занятости и безработицы в России и в Республике Башкортостан
2.2. Государственная политика борьбы с безработицей в России
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовой 1.docx

— 150.19 Кб (Скачать)


 

Возрастной состав безработных. Средний  возраст безработных в сентябре 2010г. составил 35,2 года. Молодежь до 25 лет  составляет среди безработных 27,8%, в  том числе в возрасте 15-19 лет - 6,3%, 20-24 лет - 21,5%. По сравнению с августом численность безработных в возрасте 15-19 лет снизилась на 126,4 тыс.человек (или на 28,6%), в возрасте 20-24 лет - на 121,5 тыс.человек (или на 10,1%).

Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (28,1%) и 20-24 лет (13,3%) (рис.6).

Рисунок 6 – Уровень безработицы  по возрастным группам в феврале 2010 г. (в % от экономически активного  населения)

 

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  сентябре 2010г. составил 15,1%, в том  числе среди городского населения - 14,5%, среди сельского населения - 16,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,0 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди  безработных 32,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 30,3% безработных (застойная  безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в сентябре 2010г. составила, соответственно, 33,6% и 28,5%.

Наличие опыта работы. В численности  безработных 26,9% составляют лица, не имеющие  опыта трудовой деятельности. В сентябре 2010г. их численность составила 1,4 млн.человек  и сократилась по сравнению с  сентябрем 2009г. на 0,3 млн. человек или  на 15,7%. Данная группа безработных формируется  преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).

В сентябре 2010г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 21,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 25,3%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. (рис.7).

 

Рисунок 7 – Уровень безработицы  по федеральным округам в 2009-2010 гг. (в % от экономически активного населения)

 

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении 1. В целях повышения репрезентативности данных об экономической активности населения показатели занятости  и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем  за два последних месяца.

 

    1.  Государственная политика борьбы с безработицей в России

 

Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения  в число наиболее актуальных.

Мы уже называли основные причины  безработицы и специфику российского  рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с  безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы  являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы.

Достижение высокого уровня занятости  – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.8).

Рисунок 8 - Направления государственной политики занятости

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда  — учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями  при осуществлении сделки купли-продажи  труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут  быть государственными, частными и  общественными.

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным  звеном государственной службы занятости.

Государственное регулирование рынка  труда ведется по следующим направлениям:

  • разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
  • разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
  • осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

С целью выработки согласованных  решений из представителей этих органов  создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения  занятости населения:

  • федеральный или общегосударственный,
  • субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
  • местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Долгосрочная политика государства  на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям  рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных  программ, проектов, обеспечивающих вывод  из застоя депрессивных регионов, и  др.

Региональный аспект государственной  политика занятости реализуется  через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие  особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в  регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году.

В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных  для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для  тех, кто лишился постоянного  заработка. Хотя, как отмечают исследователи  данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных  проектов по строительству дорог  и других объектов инфраструктуры свелись  к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые  могут помочь людям получить новую  специальность, а государству —  решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального  труда — уборка улиц, благоустройство  территорий, обслуживание общественного  транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные  мероприятия, такие как строительство  и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой  дворников и уборщиков. На нее  соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Одной из наиболее востребованных среди  безработных стала программа  самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст  дополнительные рабочие места и  примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда должна стать организация  стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство  решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет  выделяться единовременно по 30 тысяч  рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории  граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую  безработицу.

В 2009 году около 200 тысяч человек  получили новую профессию. Планируется  развивать это направление и  в 2010-м.

Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

Службы занятости также большое  внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую  деятельность разнообразных видов.

В системе антикризисных мероприятий, проводимых в Республике Башкортостан, приоритетными направлениями являются социальная защита населения и стабилизация рынка труда.

Численность экономически активного  населения в республике по итогам обследования населения по проблемам  занятости по методологии Международной  организации труда за январь-август 2010г. составила 2030,5 тыс. человек, из них  занято – 1840,9 тыс. человек. Преобладающая  часть занятого населения сосредоточена  на крупных и средних предприятиях, среднесписочная численность работающих в них в январе-августе 2010г. составила 929,6 тыс. человек (96,2% к январю-августу 2009г.).

По данным предприятий и организаций  наблюдаемых видов экономической  деятельности

в сентябре 2010г. было принято на работу 11,1 тыс. человек, из них около 0,6 тыс. человек – на вновь введенные  рабочие места. Выбыло по различным  причинам 11,9 тыс.человек, из них 8,1 тыс. человек уволились по собственному желанию, 0,8 тыс. человек - по соглашению сторон, 0,3 тыс. человек – в связи  с сокращением численности персонала.

Численность граждан, обратившихся в  органы государственной службы занятости  за содействием в поиске подходящей работы, в январе-сентябре 2010 года составила 114,8 тыс. человек, из них 71% граждан нашли  работу (доходное занятие) с помощью  службы занятости (в январе-сентябре 2009г. соответственно 137,0 тыс. человек  и 58%). Среди граждан, ищущих работу, 36% ранее работали по рабочим профессиям, 19% – на должностях служащих, 46% - не имели стажа трудовой деятельности.

На 1 октября 2010г. в органах службы занятости в качестве безработных  зарегистрированы 32,9 тыс.человек, что  на 15% меньше по сравнению с 1 октября 2009г . Среди них женщины составляли 60%, молодежь в возрасте 16-29 лет – 25%. Уровень регистрируемой безработицы  составил 1,6% экономически активного  населения. Образовательный уровень  безработных остается высоким. Большинство  зарегистрированных безработных имели  профессиональное образование (75% от общего числа), из них 23% - высшее и 27% - среднее  профессиональное.

Информация о работе Безработица: сущность, классификации и причины