Безработица в Республике Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Безработица является неотъемлемой частью рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:
Структурные сдвиги в экономике, т.е. внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.
Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

Содержание

1.Введение
2. Трудовые ресурсы и их классификация.
3. Причины и виды безработицы.
4. Положение рынка труда в Молдове за последние годы.
5. Государственная поддержка безработных.

Работа содержит 1 файл

Безработица.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Государственный Аграрный Университет Республики Молдова

Кафедра Экономики и Международных  Отношений

 

 

Реферат

по  Экономике Молдовы

  на тему:

  «Безработица 

в

 Республике Молдова»

 

                                                                                   

                                                                                     Подготовила:

Студентка

                                                                                    II курса, специальность

 «Общая экономика»

Митителу Юлия

    Проверила:

 Тодорова Л.И 


Содержание.

 

1.Введение

2. Трудовые ресурсы и их классификация.

3. Причины и виды безработицы.

4. Положение рынка труда в Молдове за последние годы.

5. Государственная поддержка безработных.

 

6. Вывод.

 

Введение.

Согласно толковому словарю «безработица» - это социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. 

Безработица является неотъемлемой частью рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

  1. Структурные сдвиги в экономике, т.е. внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.
  2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.
  3. Политика правительства в области оплаты труда.
  4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.
  5. Изменения в демографической структуре населения.

Если же говорить конкретно о нынешнем положении  в мире то рост численности безработных является результатом всемирного экономического кризиса, который отразился во всех странах мира, усугубив и без того тяжелую ситуацию на рынке труда особенно для таких государств как наша республика. 

  1. Трудовые ресурсы и их классификация.

Рабочая сила –  это способность к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми обладает живой организм, и использует в производстве. Трудовые ресурсы любой страны включают в себя качественные и количественные характеристики. Так, количественный  состав зависит от численности и темпов роста населения страны, от состояния здоровья, миграционной подвижности и т.д.;включает в себя следующие трудовые ресурсы участвующие в производстве:

  • Основные, представленные населением трудоспособного возраста ( в Молдове это мужчины 16-62, женщины 16-57).
  • Дополнительные, представленные лицами нетрудоспособного возраста (учащиеся, пенсионеры).
  • В любом современном обществе трудоспособное население состоит из 2 групп: экономически активного и неактивного населения. Экономически активное – это люди занятые общественно полезной деятельностью во всех сферах трудовой деятельности и включает в себя 3 категории граждан: занятые, безработные и частично занятые.

К экономически неактивному населению относят  трудоспособных граждан, занятых учебой, домашним хозяйством и воспитанием детей, а также просто бездельников, нежелающих работать.

Качественный  состав трудовых ресурсов определяется общеобразовательной, специальной  и научной подготовкой, квалификацией  работников, их возрастным составом, опытом работы, творчеством, отношением к труду  и т.д.

 

  1. Причины и виды безработицы.

Безработица является типичным для рыночной формы производственной деятельности. Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели: уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда; продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии.

Различают следующие виды безработицы:

  1. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Этот тип включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течении недели рассчитывают приступить к работе на новом месте.
  2. Структурная безработица. Со временем в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.  
    Разница между структурной и фрикционной безработице весьма неопределенная. Существенное развитие стоит в том, что у фрикционных безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки.
  3. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.
  4. Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица соответственно растет. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
  5. Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать.
  6. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – наоборот, уменьшается. К таким отраслями прежде всего относятся сельское хозяйство и строительство.
  7. Скрытая безработица. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятие не увольняет работников, а переводит на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако в сущности они таковыми и являются.

Конечно безработица  считается отрицательным явлением, однако полная занятость это нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. Понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-х годах в  США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.

 

  1. Положение рынка труда в Молдове за последние годы.

Национальное  бюро статистики ежегодно анализирует  положение рынка труда Республики Молдова.

Так по данным Национального  бюро статистики уровень безработицы  в 2007 году составил 5,1% , а в цифрах это около 66, 7 тысяч человек. Безработица в большей мере коснулась мужчин – 62,3%. Нужно отметить несоответствие между уровнем безработицы между мужчинами – 6,3% и женщинами – 3,9%. Экономически активное население составило 1,3 млн. человек, что составляет 36,7% от общей численности населения, из которых 32,8% заняты в сельском хозяйстве, 12,7% в промышленности, 6,1% в строительстве и 48,5% в сфере услуг.

В 2008 уровень  безработицы составил 4,0% ,около 51,7тысяч  человек. Из них 30,0тыс (58%) мужчин и 21,8 тыс.(42,2%) женщин. Численность занятого населения составила  около 1,4 млн. человек. Распределение по половому признаку свидетельствует, что численность женщин и мужчин было практически одинаково.

В 2009 году положение на рынке труда значительно ухудшилось. Во II квартале 2009 года количество безработных в Молдове составило 82,8 тыс. , увеличившись по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года на 40, 3 тыс. Уровень безработицы составил 6,1%. Безработица в большей мере коснулась мужчин – 60,9% и граждан, проживающих в городах -58,9% . Отмечается существенная разница  между уровнем безработицы среди мужчин – 7,3% и женщин – 4,9%; в городах соответствующий показатель достиг 8%, в то время как в сельской местности – 4,6%. В это же период экономически активное население составило 1,358 млн. человек, или на 41,1 тыс. меньше, чем в апреле-июле 2008 года. Активное население составило 43,1% от общего населения страны. В сельском хозяйстве занято 412,5 тыс. человек(32,3% занятого населения Молдовы), в промышленности – 12%, в строительстве – 5,7%, в секторе услуг – 49,9%.

В 2009 году, да и  сегодня положение усугубилось в связи с мировым экономическим кризисом 2008 года. Его влияние на реальную экономику Республики Молдова значительно более глубокое, чем предполагалось ранее. Во первых, любой финансовый кризис глобального, а не только регионального характера, ведет к замедлению темпов экономического развития многих стран. У нас огромное число людей работало и работает за границей и в случае обострения ситуации именно они лишаются работы. Конечно же это вынуждает многих молдавских мигрантов вернуться домой. Однако в республике не хватает рабочих мест, чтобы предложить их им. Причин тому несколько: работа у нас оплачивается не так как за рубежом, да и потребности во многих специальностях, востребованных в других странах, у нас просто нет. Поэтому число безработных постоянно увеличивается и по действующей системе пенсионного обеспечения им всем приходится платить пособия. Дополнительные расходы покрываются за счет предприятий и работающих граждан и, чтобы как-то выжить эти предприятия идут на сокращение кадров. Таким образом количество безработных опять увеличивается. Получается некий замкнутый круг.

Также многим мелким и средним предприятиям приходится закрываться, а более крупные стремятся максимально оптимизировать производство и сократить расходы, чтобы пережить кризис и тут опять решение – сокращение кадров. Анализ последствий экономического кризиса в Молдове показал, что в Молдове сегодня трудоустроено только 42% граждан, а в 2010 году армия безработных продолжит расти.

 

  1. Государственная поддержка безработных.

Социальная  защита лиц, находящихся в поисках  работы, является важной частью социально-экономической политики государства.

Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения, которая сегодня называется Национальное Агентство Занятости населения. Основными функциями данного органа является:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда. 
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.
  3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам. 
  4. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.
  5. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи. В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы.
  6. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии. 
  7. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий. 

С целью увеличения количества рабочих мест и повышения уровня занятости 23.02.2001 было принято Постановление Правительства Республики Молдова № 152 “О финансовой поддержке безработных для организации предпринимательской деятельности”, которым было утверждено Положение “О порядке и условиях финансовой поддержки безработных для организации предпринимательской деятельности”.

В данном случае в поддержке индивидуальных предпринимателей участвует другой государственный орган, а именно – Государственная служба занятости. На условиях данного Положения финансово поддерживаются формы предпринимательской деятельности, предусмотренные в Законе Республики Молдова № 845-XII от 03.01.1992“О предпринимательстве и предприятиях”. Финансовая поддержка предоставляется только безработным, которые пользуются пособиями по безработице, и осуществляется в виде ссуд. Преимуществом пользуются те лица, которые из-за ситуации на рынке труда не имеют реальных возможностей получить подходящую работу. Приоритетными считаются бизнес-планы безработных, стремящихся осуществлять наиболее социально значимые для данной территории виды деятельности, включая производство товаров широкого потребления, развитие фермерских хозяйств, переработку сельскохозяйственной продукции и оказание услуг сельскому населению. Особенно Положение направлено на вовлечение в индивидуальное предпринимательство молодежи, женщин, инвалидов и лиц предпенсионного возраста.

 

Вывод.

Важнейшим показателем  – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы в Молдове связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев:

      • регистрация безработных в службе занятости;
      • не занятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ);
      • отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

 Показательно, что в нашей стране безработица  измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных  государственной службой занятости. Главными стратегическими целями регулирования занятости в Молдове должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Информация о работе Безработица в Республике Молдова