Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, реферат

Описание работы

Безработица – новая проблема для российского общества. В условиях плановой экономики как в силу низкой производительности труда, так и в результате проводившейся политики преимущественно экстенсивного типа развития постоянно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочей силой. По сравнению с наличием свободных рабочих мест в стране наблюдалась нехватка рабочей силы.

Работа содержит 1 файл

Безработица в России.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

Безработица в России

     Безработица – новая проблема для российского  общества. В условиях плановой экономики  как в силу низкой производительности труда, так и в результате проводившейся  политики преимущественно экстенсивного  типа развития постоянно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочей силой. По сравнению с наличием свободных рабочих мест в стране наблюдалась нехватка рабочей силы.

     С началом перехода к рыночной экономике  в результате падения объемов  производства, структурной перестройки, существенного сокращения финансирования военно-промышленного комплекса (ВПК) в России возникла и стала нарастать безработица. 

     Согласно  российскому законодательству официально безработными признаются «трудоспособные  граждане, которые по не зависящим  от них причинам не имеют работы и заработка, зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не предложила подходящей работы».

     Для России 90-х годов характерны:

• рост численности  безработных, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные:

  1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Общая численность безработных, млн. чел.  

Уровень безработицы, %

 
4,2  
 

5,5

 
5,4  
 

7,1

 
6,0  
 

8,1

 
7,2  
 

10,1

 
8,2  
 

11,3

 
8,6  
 

11,6

 

  Для сравнения: уровень безработицы в 1996 г. составлял в США – 5,4%, в Германии – 11,5, во Франции – 12,3, в Японии – 3,4%;

• наличие скрытой  безработицы. Неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, отпуска  по инициативе администрации стали  типичным явлением для экономики России. Так, в декабре 1996 г. более 6 млн. человек (около 12,4% среднесписочной численности работников) по инициативе администрации работали неполное рабочее время или находились в вынужденных отпусках;

• рост средней  продолжительности безработицы (в 1997 г. средняя продолжительность безработицы  по стране составляла 8,8 месяцев по сравнению с 6,7 в 1994 г.);

• преобладание среди безработных людей наиболее активного трудового возраста (средний  возраст безработных около 34 лет).

Проводимая в  России государственная политика занятости  направлена на недопущение массовой безработицы, оказание помощи в трудоустройстве высвобождаемой рабочей силе, создание условий для переобучения и переподготовки безработных, стимулирование инвестиций, ведущих к созданию новых рабочих мест, материальную поддержку безработных.

     Правовые, экономические и организационные  основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

Проблемы  занятости населения России на современном этапе

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации  противоречиями, в частности, между  научно-техническим прогрессом и  снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.  

На сегодняшний  день многие проблемы занятости приняли  глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте  доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике (ТЭК), масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области  оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо  более высокими темпами, чем в других сферах экономики.

Довольно внушительными  выглядят общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные  с занятостью населения, если к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день (неделю). Свыше 12% экономически активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, чем официально имеющих статус безработных. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать, по крайней мере, восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы:

1. На протяжении  более 70 лет безработица рассматривалась  как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.

2. В настоящее  время в России существует  около 2500 бирж труда, что явно  недостаточно для такой огромной  страны. Население плохо информировано  о территориальном расположении  данных служб, значительна удаленность  ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.

3. Закон о  занятости включает положение  о том, что граждане России, получающие выходное пособие  от предприятия (организации) , не  могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее  работников, должно информировать  их о необходимости регистрации  в районном ЦЗ. Однако у предприятий  нет ни стимулов, ни обязанностей  выполнять эту функцию. Более  того, предприятие, сокращающее занятых, скорее всего, находится в трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.

5. Возможности  ЦЗ по трудоустройству безработных  ограничены. Известно, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.

6. Вероятность  получения пособия по безработице  для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

7. Переподготовка  безработных через ЦЗ осуществляется  недостаточно эффективно.

8. В последние  годы увеличилось число работников, которые находятся в административных  неоплачиваемых отпусках. Нередко  именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

Информация о работе Безработица в России