Бизнес-группы в российской промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

История использования неплатежей и неденежных расчетов в российской промышленности в 1990-х годах - яркий пример размывания ранее существовавших (директорских) норм поведения. Неплатежи поставщикам и государству в этот период стали одной из наиболее острых макроэкономических проблем. Однако значительная часть неплатежей была ложной, обусловленной своеобразной системой размещения доходов и уклонения от уплаты налогов в промышленности.

Содержание

Организационное развитие российской промышленности в 1990-е годы
Бизнес-группы: замкнутые системы норм или рамки конкуренции норм
Тенденции развития бизнес-групп.Бизнес-группы в настоящее время

Работа содержит 1 файл

бизнес-группы.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     Самый интересный вопрос в связи с давальческими  поставками заключается в следующем. Почему в некоторых отраслях - иногда на протяжении десятилетия - поставщики сырья не стремятся закрепить фактический контроль при помощи приобретения оформленных прав собственности? Ведь переработка давальческого сырья, очевидно, снижает затраты на поглощение такого предприятия. Обстоятельством, определяющим выбор между использованием давальческих поставок и приобретением пакета акций предприятия, служит соотношение между величиной спроса на готовую продукцию и имеющимися у перерабатывающих предприятий мощностями. Если производственные мощности действующих на рынке компаний используются далеко не полностью, директора перерабатывающих предприятий могут соглашаться на такие условия поставок, при которых денежный эквивалент остающейся в их распоряжении доли готовой продукции или сумма оплаты услуг по переработке покрывает только переменные расходы. В подобных условиях поставщикам сырья может быть выгодно не нести дополнительные затраты па приобретение пакетов акций перерабатывающих предприятий, а использовать их на основе давальческих поставок. Чем выше доля фактически используемых мощностей, более стабильны отношения собственности в компаниях, владеющих этими мощностями, тем выше альтернативная ценность переработки сырья для директоров предприятий, тем выше стимулы поставщиков сырья к приобретению акций данного предприятия.

     Роль  акционерных инструментов координации  внутри российских бизнес-групп неуклонно  повышается. Во многом это связано  с успешным развитием тех компаний, которые изначально были созданы  в форме вертикальных холдингов, и в дальнейшем своем расширении опирались преимущественно на акционерные инструменты - в первую очередь "Газпрома" и нефтяных компаний.

     Каково  соотношение между акционерными и неимущественными инструментами  координации в российских бизнес-группах? Неимущественные инструменты могут заменять акционерные, но, как правило, их дополняют. В краткосрочной перспективе обращает на себя внимание использование неимущественных рычагов вместо акционерных. Однако в долгосрочной перспективе фактические собственники стремятся закрепить реальный контроль в виде формальных имущественных прав. В таком случае неимущественные инструменты интеграции используются в дополнение к акционерным.

     Акционерные связи внутри российских бизнес-групп  характеризуются рядом отличительных  особенностей, формирующих национальную модель корпоративного управления.

     1. В большинстве российских бизнес-групп  акционерные связи непрозрачны.  Очень редко материнская компания  непосредственно владеет контрольным  пакетом акций дочерних компаний. Гораздо чаще контрольным пакетом  акций дочерней компании совместно владеют несколько фирм, аффилированных с материнской компанией. При этом связи между материнской компанией и аффилированными с ней владельцами дочерней компании иногда определить очень сложно, если вообще возможно.

     2. Даже такие непрозрачные связи часто бывают нестабильными. При устойчивом контроле материнской компании над деятельностью дочерней формальные владельцы пакета акций последней могут относительно часто меняться. Стимулом подобной ротации формальных владельцев компаний служит именно стремление материнской компании снизить прозрачность структуры собственности и управления и создать таким образом российский аналог "отравленной пилюли" для потенциальных захватчиков.

     3. Российские холдинги отличаются  большим числом уровней контроля. Если принять управление дочерней компанией со стороны материнской за один уровень контроля, то для российских бизнес-групп характерны структуры с пятым, шестым и даже седьмым уровнями контроля. Нельзя сказать однозначно, насколько уровни акционерных связей соответствуют уровням реального контроля. Не исключено, что в вертикальной цепочке из семи компаний три встроены исключительно в целях снижения прозрачности организационной структуры.

     4. Важнейшая тенденция консолидации  реальных прав собственности в промышленности на протяжении нескольких последних лет сопровождается процессом сосредоточения пакетов акций в руках либо собственников, либо аффилированных с ними компаний. Однако второй процесс существенно отстает от первого - консолидация пакета акций как переход их из рук множества распыленных владельцев в руки крупнейшего владельца происходит медленнее, чем концентрация фактического контроля над деятельностью компаний,

     5. Собственность и контроль внутри  российских бизнес-групп отличаются  высокой степенью персонификации. Состав совета директоров компаний, входящих в российские бизнес-группы, характеризует фактический контроль над входящими в группу компаниями лучше, чем распределение пакетов акций.

     6. В российской промышленности  значительную долю акционерного капитала составляет инсайдерская собственность. Относительно редко директор открыто владеет значительным пакетом акций компании. Чаще он владеет акциями через сеть аффилированных с ним компаний. В этом смысле развитие российских бизнес-групп стало отражением борьбы между моделью инсайдерской собственности и контроля и внешними поглощениями, неизбежно приводящими к развитию модели контроля со стороны аутсайдеров. Противоречие между двумя указанными моделями собственности и копт-роля наложило существенный отпечаток па развитие российских бизнес-групп.

     Как можно оценить эффективность  организации акционерных связей внутри российской бизнес-группы? С  одной стороны, российская модель корпоративного управления отражает сложившиеся хозяйственные  условия, в том числе унаследованную от социализма систему норм и правил координации экономических решений в сочетании с неразвитостью системы правовой защиты собственности. Способом снижения реальной угрозы перераспределения собственности стало создание чрезвычайно непрозрачной структуры распределения акционерного капитала и управления с высокой ролью непосредственного распределения полномочий и ответственности менеджеров входящих в бизнес-группы предприятий.

     С другой стороны, в созданной системе  распределения собственности и контроля реализация нрав собственности сопряжена с крупными дополнительными затратами. В этой связи нужно отметить одно важное обстоятельство. В последние годы российские бизнес-группы часто сравнивают с корейскими чеболями. У российских и корейских групп много общего: в первую очередь конгломератная структура, при которой вопросы отраслевой специализации являются подчиненными. Однако есть принципиальное различие междуроссийскими и корейскими промышленными группами. Чеболи основаны на семейной собственности: входящие в группу предприятия принадлежат семье, члены которой одновременно выступают менеджерами входящих в группу предприятий. Доверие внутри семьи - важный инструмент, цементирующий корейские чеболи, или индийские бизнес-группы. Ослабление семейных связей - в результате как естественного расширения семьи и ухода от дел отцов-основателей, так и движения к более индивидуалистическому мировосприятию - уже порождает конфликты и противоречия внутри корейских групп.

     В российских же бизнес-группах семейный капитал и семейные связи никогда не играли сколько-нибудь значительной роли. Вплоть до сегодняшнего дня примеры семейных предприятий в России чрезвычайно редки и ограничены сектором средних и малых предприятий. Поэтому в российских бизнес-группах конфликты интересов собственников-аутсайдеров и менеджеров-инсайдеров должны быть очень острыми. Дополнительным фактором, обостряющим противоречия и повышающим издержки на реализацию нрав внешних собственников, является глубоко укоренившаяся и сохраняющаяся традиция фактической собственности директората независимо от формального распределения прав собственности.

     Сравнивая масштабы горизонтальной и вертикальной интеграции в формировании бизнес-групп, необходимо отметить, что второй процесс  на протяжении последних десяти лет развивался существенно активнее. Это неудивительно, если вспомнить, чем была для российской промышленности приватизация - разделением на отдельные экономические единицы частей единого технологического процесса при одновременной попытке запуска механизмов рыночной координации. Это не могло не породить высоких трансакционных издержек у административно выделенных экономических агентов, в первую очередь в отношениях между продавцами и покупателями промежуточной продукции. Стремление снизить трансакционные издержки путем замены модели двусторонней монополии координацией внутри холдинга привело к решительному преобладанию процессов вертикальной интеграции на протяжении десятилетия преобразований. Вот почему многие авторы видели в создании российских бизнес-групп процесс восстановления советских объединений и трестов. Горизонтальная интеграция активизировалась только в ходе экономического подъема, начавшегося в 1999 г. Рост конкурентных преимуществ экспортеров и расширившиеся возможности импортозамещения привели к резкому повышению ожидаемой дополнительной прибыли, которую может получить компания благодаря увеличению своей рыночной доли. Именно поэтому увеличение рыночной доли путем горизонтальной интеграции стало фактором создания целого ряда бизнес-групп в этот период.

     Отраслевая  специализация бизнес-группы выступает  результатом процессов вертикальной и горизонтальной интеграции. Она  существенно зависит от размера  группы. Среди более мелких бизнес-групп  встречаются и горизонтальные, и  вертикальные объединения, специализирующиеся на выпуске небольшого числа близких заменителей. Крупные бизнес-группы редко бывают специализированными. Гораздо чаще они имеют конгломератную структуру с доминированием вертикальных связей над горизонтальными. Горизонтальная интеграция в форме установления контроля бизнес-группы над производителями однотипной продукции чаще всего служит результатом поглощения этих компаний поставщиком важнейших наименований промежуточной продукции. История возникновения бизнес-группы оказывает не столь большое влияние на ее отраслевую специализацию. Компании, вошедшие в переходную экономику как вертикально интегрированные (ОАО "Газпром" и нефтяные компании), дольше сохраняют четкую отраслевую специализацию, нежели компании, возникшие самостоятельно уже после завершения приватизации (например, "Сибирский алюминий/ Базовый элемент"). Однако направление развития - включение в группу предприятий самой разной отраслевой принадлежности - совпадает для разных бизнес-групп независимо от их происхождения.

     Типичная  крупная российская бизнес-группа выглядит как "экономика в экономике". Она включает в себя и промышленные предприятия, и торговые дома, и банки, и страховые компании, и негосударственные  пенсионные фонды. Так называемые кэптивные  банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды составляют очень высокую долю (но разным оценкам, не менее 1/2 и ближе к 2/3) российского финансового рынка. При этом организационная структура большинства крупных бизнес-групп довольно рыхлая. Она характеризуется не только разделением центра управления пакетами акций, центра оперативного руководства промышленными предприятиями, центра управления финансовыми потоками, по и зачастую отсутствием единого подразделения, которое бы осуществляло соответствующие функции.

     "Старые" бизнес-группы па протяжении десяти  лет преобразований развивались  но пути усложнения организационной  структуры. Помимо иерархии собственно  оперативного управления производством,  создавалась иерархия координации  рыночного поведения. Примечательно, что новые подразделения, как правило, выделялись из структуры основной компании. Пример этого - компания "Межрегионгаз" , созданная "Газпромом" специально для оптимизации взимания платежей с потребителей газа.

     "Новые"  бизнес-группы начинали развитие, как правило, с очень нечеткой организационной структуры, в рамках которой осуществление не только оперативного, но и стратегического руководства включенными в нее компаниями было под вопросом. Способом консолидации управления но отраслевому принципу часто служит создание отраслевых субхолдингов, которым передаются в управление пакеты акций предприятий, производящих однотипную продукцию. Пример - отраслевые субхолдинги группы "Сибирский алюминий/ Базовый элемент".

     Рыхлость  организационной структуры обусловливает чрезвычайно высокие издержки, сопряженные с трансакциями между фактически независимыми экономическими агентами. Одновременно при отсутствии четкой структуры иерархического контроля в российских бизнес-группах чрезвычайно велика роль персональных отношений и персонального доверия.

     Тенденции развития бизнес-групп. Бизнес-группы в настоящее время 

     Подводя итоги, следует отметить, что до настоящего времени большинство бизнес-групп  в российской промышленности остаются нестабильными. Если "старые" группы (такие, как "Газпром" и вертикально интегрированные нефтяные компании) с течением времени сохраняют неизменным но крайней мере контроль над активами основного бизнеса, вновь формирующиеся группы демонстрируют резкие изменения отраслевой структуры и системы управления. Контроль над промышленными предприятиями быстро приобретается, по может быть и быстро потерян. Кажущийся парадокс - организационные формы, охватывающие большую часть российской промышленности, одновременно являются неустойчивыми - объясняется масштабами изменений в экономике, нормах и правилах, регулирующих взаимодействие между участниками трансакций.

     Российские  бизнес-группы возникли в ответ па потребность в частном инфорсменте, но при этом в условиях отсутствия в экономике общепринятых норм и правил, которые одновременно защищались бы действующим законодательством. Низкая эффективность законодательной защиты прав собственности создает потребность в урегулировании конфликтов на основе единообразного подхода, что и обеспечивает бизнес-группа. Высокие трансакционные издержки в сделках между независимыми участниками обусловливают предпочтительность иерархической координации по сравнению с рыночной.

     Однако  внутри самих бизнес-групп нормы  и правила неоднородны, они включают традиции советского директората и индивидуалистические традиции "новых собственников". В краткосрочной перспективе это увеличивает жизнеспособность бизнес-групп, обеспечивая их дополнительными инструментами для координации участников. В долгосрочной перспективе влияние разнородности норм на эффективность организации выглядит сложнее.

Информация о работе Бизнес-группы в российской промышленности