Бюджет и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить бюджет и бюджетную систему РФ.
Задачи исследования:
1)изучить сущность бюджета, бюджетной системы и бюджетного устройства.
2)Рассмотреть характеристику отдельных звеньев в бюджетной системы РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ……………………..4
1.1. Бюджетная система РФ…………………………………………………………4
1.2. Принципы бюджетной системы РФ……………………………………………7
2.Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ…………………10
2.1. Федеральный бюджет РФ……………………………………………………..10
2.2. Бюджеты субъектов РФ……………………………………………………….14
2.3. Местные бюджеты……………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………….20
Приложение…………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам и кредиту по теме Бюджет и бюджетная система.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО


Уральский Государственный Горный Университет

 

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

Реферат

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему:

 

 

 

«Бюджет и бюджетная система»

 

 

 

 

 

                                         Проверил Ст. преподаватель Бердникова.А.Ю

                               Студентка Корчемкина Т.Ю гр. УП-09-2

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

1.Бюджет, бюджетная  система и бюджетное устройство  РФ……………………..4

1.1. Бюджетная  система РФ…………………………………………………………4

1.2. Принципы  бюджетной системы РФ……………………………………………7

2.Характеристика  отдельных звеньев бюджетной  системы РФ…………………10

2.1. Федеральный  бюджет РФ……………………………………………………..10

2.2. Бюджеты субъектов РФ……………………………………………………….14

2.3. Местные бюджеты……………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………….20

Приложение…………………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Понятие «бюджет» характеризуется  как,  схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет так же является важнейшей концепцией как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Понятие «бюджетная система» характеризуется как, совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Определяется  социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства.

Тема реферата мной выбрана не случайно так как  большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения финансовой науки.

Цель исследования: изучить бюджет и бюджетную систему РФ.

Задачи исследования:

1)изучить сущность бюджета, бюджетной  системы и бюджетного устройства.

2)Рассмотреть характеристику отдельных  звеньев в бюджетной системы  РФ

Для написания данной работы я использовала литературу, авторы которой подробно описали сущность принципы, формирование доходов и расходов и характеристику отдельных звеньев РФ.

 

 

 

 

 

1 глава Бюджет, бюджетная  система и бюджетное устройство  РФ.

1.1. Бюджетная система  РФ

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

Построение бюджетной системы  зависит от формы административного  и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на:

1)унитарные;

2)федеративные;

3) конфедеративные;

Унитарное государство – форма  государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства  состоит из государственного и местных бюджетов.

Федеративное государство –  это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство –  это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.[3,стр 45]

В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех уровней:

1.Федеральный бюджет РФ и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов.

2.Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов  – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3.Местные бюджеты (около 29 тысяч  городских, районных, поселковых  и сельских бюджетов.

При этом бюджеты нижестоящих органов  самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих  уровней. Важной самостоятельной частью бюджетной системы РФ как суверенного государства является Федеральный бюджет. Именно он обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств Федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др. одно из более важных звеньев бюджетной системы РФ составляют многочисленные местные бюджеты.[5, стр 145]

Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Принципы бюджетной  системы РФ.

Бюджетная система Российской Федерации  основана на следующих принципах:

1)единства бюджетной системы Российской Федерации;

2)разграничения доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3)самостоятельности бюджетов;

4)равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований;

5)полноты отражения доходов,  расходов и источников финансирования  дефицитов бюджетов;

6)сбалансированности бюджета;

7)результативности и эффективности  использования бюджетных средств;

8)общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

9)прозрачности (открытости);

10)достоверности бюджета;

11)адресности и целевого характера  бюджетных средств;

12)подведомственности расходов  бюджетов;

13)единства кассы.[4,стр 200]

Принцип единства бюджетной системы  представляет собой единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.

Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  представляет собой закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов представляет собой право законодательных или представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также представляет собой наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета. Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета в соответствии с принципом самостоятельности, не компенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отображения доходов  и расходов в бюджете означает, что все доходы и расходы бюджета и другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядке и полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса в действие многие внебюджетные фонды ликвидировались. Сбалансированность бюджета проявляется в том, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевым бюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти.

Вновь введенный и весьма актуальный в настоящее время принцип  достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает выделение  средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.[3 стр 88]

Таким образом, принципы бюджетной  системы помогают разобраться  в правильном составлении бюджета, его  развитии и  свойствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Характеристика отдельных  звеньев бюджетной системы РФ.

2.1. Федеральный бюджет РФ.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

 Через  Федеральный бюджет  основываются  финансовые ресурсы, которые важны  для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Средства  федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

Федеральный бюджет состоит из неналоговых и  налоговых доходов. Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:

Информация о работе Бюджет и бюджетная система