Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы и выявление наиболее значимых проблем ее реформирования.

Содержание

Введение


1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации


1.1. Понятие, основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации


1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения


1.3. Структура федерального бюджета Российской Федерации на 2005-2006 годы


2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации


2.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования


2.2. Проблемы реформирования бюджетной системы


Заключение


Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

1.3. Структура  федерального бюджета Российской  Федерации на 2005-2006 годы  

Основные функции  управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, для  финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет.  

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. /1/  

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:  
 

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;  

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;  

государственная пошлина в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым  доходам федерального бюджета относятся:  
 

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной собственности;  

доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;  

часть прибыли  унитарных предприятий, созданных  Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,  

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;  

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации, за исключением  бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;  

иные неналоговые  доходы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах  федерального бюджета, помимо перечисленных  выше, учитываются также прибыль  Банка России и доходы от внешнеэкономической  деятельности.  

На основании  статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.  

Доходы бюджета  классифицируются не только по методам  взимания и формам их мобилизации  – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:  
 

в зависимости  от механизма поступления доходов  в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.  

по социально  – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических  лиц и от физических лиц;  

в зависимости  от конкретных объектов обложения –  взимаемые с имущества или  дохода;  

по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые  на себестоимость продукции (работ, услуг);  

по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.  

Анализ доходной части исполнения федерального бюджета  за 2005 – 2006 годы.  

Доходы федерального бюджета за 2005 год составили 3 326 041 100,0 тыс. рублей, за 2006 – 5 046 137 500,0 тыс. рублей увеличившись номинально на 66% по сравнению с 2005 годом.  

Показатели по доходам федерального бюджета, определенные Федеральным законом “О федеральном  бюджете на 2005 год” и Федеральным  законом “О федеральном бюджете  на 2006 год” в 2005 году были перевыполнены, получены дополнительные доходы. Федеральный бюджет и в 2005 и в 2006 годах исполнялся с профицитом (превышение доходов над расходами). /2/  

Главными факторами, оказавшими влияние на увеличение бюджетных  доходов являлись экономический  рост и достаточно высокий уровень  поступлений валютной выручки от внешнеэкономических операций, сохранявшийся практически в течение всего 2005 года. В определенной мере рост бюджетных доходов был обусловлен более высоким по сравнению с заложенным в бюджет 2005 года уровнем инфляции.  

Структура доходов  федерального бюджета за 2005-2006 годы сложилась следующим образом:  
 

Таблица 1. Структура  доходов федерального бюджета 2005-2006 годы  

Код бюджетной  классификации Российской Федерации  

Наименование  доходов  

2005г.  

сумма (тыс. рублей)  

2006г.  

сумма (тыс. рублей)  

Изменение в %  

1 00 00000 00 0000 000  

ДОХОДЫ  

3 326 041 100,0  

5 046 137 500,0  
 

1 01 00000 00 0000 000  

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ  

259 003 300,0  

344 838 100,0  

-1,0  

1 02 00000 00 0000 000  

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ  

266 500 000,0  

302 090 200,0  

-2,0  

1 03 00000 00 0000 000  

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   

  

791 822 600,0   

   

  

1 212 247 500,0   

  

+0,2  
 

1 07 00000 00 0000 000  

НАЛОГИ, СБОРЫ  И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ  

483 035 600,0   

   

  

753 309 000,0  

+0,4   

  

1 08 00000 00 0000 000  

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА  

18 555 900,0  

23 058 500,0  

-0,1  

1 10 00000 00 0000 000  

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

919 093 800,0   

  

1 662 922 600,0  

+5,3  

1 11 00000 00 0000 000  

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  

73 004 000,0   

   

   

  

85 769 000,0   

   

  

-0,5  

1 12 00000 00 0000 000  

ПЛАТЕЖИ ПРИ  ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ  

35 046 800,0  

29 544 300,0  

-0,5  

1 13 00000 00 0000 000  

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ  ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА  

58 083 700,0   

   

  

89 837 800,0  

+0,1  
 

1 14 00000 00 0000 000  

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ  МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ  

874 500,0   

  

1 328 300,0   

  

+0,01  
 

1 15 00000 00 0000 000  

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ  

1 714 000,0  

3 537 600,0  

+0,2  

1 16 00000 00 0000 000  

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА  

1 483 900,0  

2 049 500,0  

0,0  

1 17 00000 00 0000 000  

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ  

4 088 600,0  

3 243 500,0  

-0,04  

Доходы федерального бюджета в 2006 году предусматриваются  в сумме 5046,1 млрд. рублей (20,70% к ВВП), в том числе без учета средств  единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации в сумме 3886,5 млрд. рублей (15,94% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 3167,8 млрд. рублей (12,99% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 2591,2 млрд. рублей (10,63% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета неналоговые доходы составляют 1878,2 млрд. рублей (7,70% к ВВП).  

По сравнению  с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2005 году прогнозируемые в 2006 году доходы увеличатся на 75,4 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем продукте снизится с 23,67% до 20,7%. Относительное (в% к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в 2006 году по сравнению с оценкой 2005 года на 2,97 процентных пункта предусматривается за счет следующих факторов:  

- изменение макроэкономических  показателей - 1,74% к ВВП;  

- изменение налогового  законодательства - 0,07% к ВВП;  

- прочие факторы  -1,16% к ВВП.  

Изменение основных показателей макроэкономического  прогноза привело к снижению доходов  федерального бюджета на 1,74% к ВВП, или на 424,2 млрд. рублей. Падение в  большей степени обусловлено  снижением прогнозной цены на нефть  марки "Юралс" (с 45 долларов за баррель в 2005 году до 40 в 2006 году), что составило 1,83% к ВВП. Изменение темпов роста объемов добычи газа, экспорта, роста курса доллара, налогооблагаемой прибыли, подакцизной продукции, а также изменение структуры импорта в совокупности увеличило доходы на 0,09% к ВВП.  

Изменение налогового законодательства в целом привело  к снижению доходов федерального бюджета в 2006 году относительно ожидаемого исполнения 2005 года на 0,07% к ВВП, или  на 18,6 млрд. руб.  

Следует отметить, что по налогу на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и по платежам за пользование природными ресурсами доля их в общем объеме налоговых доходов фактически превысила предусмотренную законом о федеральном бюджете, по остальным налогам фактическая доля их в общем объеме налоговых доходов по сравнению с запланированным снижена. /19/  

Одним из факторов, способствовавших увеличению объемов  поступления налога на прибыль предприятий  и организаций стали более  высокие, чем предполагалось, мировые  цены на энергоносители, что обеспечило большие объемы прибыли экспортно-ориентированных предприятий. Повысилась монетизация расчетов в экономике, что повлекло за собой увеличение “денежной составляющей” доходов предприятий, и создало в свою очередь возможность погашения кредиторской задолженности, в том числе, налоговой, перед федеральным бюджетом.  

Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования