Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы и выявление наиболее значимых проблем ее реформирования.

Содержание

Введение


1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации


1.1. Понятие, основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации


1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения


1.3. Структура федерального бюджета Российской Федерации на 2005-2006 годы


2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации


2.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования


2.2. Проблемы реформирования бюджетной системы


Заключение


Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Бюджетное задание  по поступлению неналоговых доходов  федерального бюджета перевыполнено. При этом более половины сверхплановых  неналоговых доходов получены от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности с имуществом.  

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы  – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.  

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах:  
 

Принцип целевого использования средств;  

Безвозвратность государственных расходов (за исключением  государственных кредитов);  

Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы  и капитальные расходы, а также  средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд.  

Капитальные расходы  бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.  

Текущие расходы  бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации./9/  

В расходной  части бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации предусматривается  создание резервных фондов органов  исполнительной власти и резервных  фондов органов местного самоуправления.  

Размер резервных  фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.  
 

Таблица 2. Распределение  расходов федерального бюджета за 2005-2006 годы  

Наименование  статьи расхода  

2005 г.  

Сумма тыс. руб.  

2006 г.  

Сумма тыс. руб.  

Изменение в %  

ВСЕГО  

3 047 929 300,0  

4 270 114 718,3  
 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  

488 607 972,7  

647 040 895,2  

+2,5  

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  

529 133 425,1  

667 257 370,1  

+2,3  

НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

398 421 458,7  

540 247 981,3  

+5,6  

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  

233 928 086,0  

338 577 040,9  

+2,9  

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  

6 793 777,1  

31 627 457,1  

+0,8  

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  

4 618 394,3  

6 335 210,1  

+0,4  

ОБРАЗОВАНИЕ  

154 456 613,5  

206 028 999,4  

+0,1  

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  

38 534 602,2  

50 448 093,1  

+0,03  

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ  

82 542 961,0  

145 845 269,6  

+0,9  

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  

172 014 926,8  

209 558 985,9  

+0,1  

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ  

938 877 082,6  

1 427 147 415,6  

+16,5  

На основе представленных данных можно сделать вывод, что  расходы бюджета увеличились  на 1 222 185 418,3 тыс. руб. Это происходит за счет увеличения основных статей расходов в 2006 году. Наибольшую долю (16,5%) составляют межбюджетные трансферты. На втором месте стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, увеличение которой составляет 141 826 522,6 тыс. руб., или 5,6%.  

Сравнительная характеристика исполнения бюджета  представлена в таблице 3.  
 

Таблица 3. Исполнение федерального бюджета на кассовой основе  

Исполнение федерального бюджета на кассовой основе   

  

Закон о бюджете 2005  

2005  

Закон о бюджете 2006  

янв.06-фев.06  

янв. 06  

фев. 06  

Доходы  

млрд. руб.  

4979,8  

5125,1  

5046,1  

876,0  

449,4  

426,7  

% ВВП  

23,0  

23,7  

20,7  

26,2  

28,1  

24,4  

Расходы  

млрд. руб.  

3539,5  

3512,2  

4270,1  

493,1  

227,7  

265,4  

% ВВП  

16,3  

16,2  

17,5  

14,7  

14,2  

15,2  

в т.ч. обслуживание долга  

млрд. руб.  

228,3  

208,4  

202,5  

32,5  

10,3  

22,2  

% ВВП  

1,1  

1,0  

0,8  

1,0  

0,6  

1,3  

Профицит(+)/ дефицит(-)  

млрд. руб.  

1440,3  

1612,9  

776,0  

382,9  

221,7  

161,3  

% ВВП  

6,6  

7,4  

3,2  

11,4  

13,9  

9,2  

Первичный профицит(+)/дефицит(-)  

млрд. руб.  

1668,6  

1821,3  

978,5  

415,4  

231,9  

183,4  

% ВВП  

7,7  

8,4  

4,0  

12,4  

14,5  

10,5  

Анализируя данные, приведенные в таблице можно  сделать ли косвенные выводы об исполнении бюджета, так как 2006 год представлен  не полностью. 2005 год исполнен с профицитом, в 7,5 % к валовому внутреннему продукту. На февраль 2006 года бюджет исполнен так же с профицитом в 9,2 % к валовому внутреннему продукту.  

Итак, в современных  условия переходной экономики налоговые  поступления стали “яблоком раздора” между различными уровнями власти. Каждый вышестоящий орган власти стремиться к централизации бюджетных средств на своем уровне. Поэтому бюджетные отношения отмечены недовольством низших органов власти - высшими, конфликтами, нестабильностью, судебными и арбитражными спорами.  

Для выхода их этой ситуации необходимо проведение реформирования бюджетной системы, главная цель которой – на длительный период времени разграничить налоговые  поступления между федеральными, региональными и муниципальными ветвями власти.  
 

2. Реформирование  бюджетной системы Российской  Федерации  

2.1. Бюджетный  федерализм и проблемы его  функционирования  

Одним из условий  осуществления социально-экономических  реформ является разработка эффективной  системы межбюджетных отношений, способной обеспечить соответствие между доходами и расходами органов власти и управления. Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой бюджетного федерализма.  

Бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.  

Бюджетный федерализм реализуется главным образом  в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств./15/  

Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:  

1) законодательном  разграничение полномочий по  расходам между органами власти  всех уровней управления;  

2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;  

3) обеспечение  вертикального и горизонтального  выравнивания доходов всех звеньев  бюджетной системы;  

4) наличие единых  для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;  

5) самостоятельности  и равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему,  которые выражаются в самостоятельности  бюджетного процесса, в том числе  в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.  

В настоящее  время процесс создания бюджетного федерализма в России еще продолжается. Предстоит решение ряда проблем:  

1) полномочия  всех уровней власти по расходам  должны полностью соответствовать  имеющимся у них полномочиям  по доходам;  

2) передача расходов  с бюджетов верхнего уровня  на бюджеты нижнего уровня  должна быть полностью компенсирована  одновременно передаваемыми доходами;  

Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования