Бюджетно - фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………………….4
I. Бюджетно-фискальная политика
1.1 Понятие бюджетно-фискальной политики и ее основные виды….……….6
1.2 Цели бюджетно-фискальной политики………………………………...........8
1.3 Инструменты бюджетно-фискальной политики…………………………..10 1.4 Бюджетные доходы и расходы……………………………………………...10
2.Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"…………………….17
Основные итоги бюджетной политики в 2007годуи в начале 2008 года………………………………………………………………………………..17
2.1Ряд значимых результатов был получен в рамках приоритетных национальных проектов…………………………………………………………20
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………………….21
2.3 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………..…….........24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………….……………..31
Список нормативных актов………………………………………….………….31

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом теории.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение……..…………………………………………………………………….4

I. Бюджетно-фискальная  политика

1.1 Понятие бюджетно-фискальной  политики и ее основные виды….……….6

1.2 Цели бюджетно-фискальной политики………………………………...........8

1.3 Инструменты бюджетно-фискальной политики…………………………..10 1.4 Бюджетные доходы и расходы……………………………………………...10

2.Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"…………………….17

Основные итоги бюджетной  политики в 2007годуи в начале 2008 года………………………………………………………………………………..17

2.1Ряд значимых результатов был получен в рамках приоритетных национальных проектов…………………………………………………………20

2.2 Основные  цели и задачи бюджетной политики  на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………………….21

2.3 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………..…….........24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………….……………..31

Список нормативных  актов………………………………………….………….31

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Бюджетно-фискальная  политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

     В  прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали  лишь тот факт, что государство через бюджетно-фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

     Каждое  правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

    Экономическую  основу функционирования современного  государства составляют огромные  денежные средства, взимаемые с  хозяйствующих субъектов в виде  налогов и перераспределяемые  через государственный бюджет. Политика  регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями - борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

    Инструментом  проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов - расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. БЮДЖЕТНО-ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1.1 Понятие бюджетно-фискальной  политики и ее основные виды

     Главным  звеном финансовой системы является  государственный бюджет – смета  доходов и расходов государства  за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

    Ныне  экономисты самых различных школ  безоговорочно признают, что фискальная  политика оказывает сильнейшее  воздействие на любую экономическую  систему. 

    Бюджетно-фискальная  политика – политика государства  в области налогообложения и  государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

    Фискальная  политика как способ финансового  регулирования экономики осуществляется  с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

     Дискреционная  фискальная политика – сознательное  манипулирование правительственными  закупками, ставками налогов и  размерами трансфертных платежей.

     Основными  инструментами дискреционной политики  являются:

1) изменение  объема налоговых изъятий или  отмены налогов или изменение  налоговой ставки. Меняя налоговую  ставку, правительство может удержать  доходы от сокращения в период  спада или, наоборот, снизить располагаемый доход в период бума;

2) осуществление  за счет средств государственного  бюджета программ занятости, ставящих  своей целью обеспечение безработных  работой; 

3) реализация  социальных программ, которые включают  в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование.

     В  зависимости от состояния экономики  правительство проводит либо  сдерживающую, либо стимулирующую  фискальную политику. В период  инфляции проводится сдерживающая  политика, которая предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. В период спада осуществляется стимулирующая политика, предполагающая снижение налогов и увеличение государственных расходов.

    Недискреционная  фискальная политика – автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.

    Основным  инструментом недискреционной фискальной  политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, прогрессивный подоходный налог, субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, прогрессивные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет.

    Фискальная  функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.

    Она  непосредственно связана с его  распределительной функцией, однако  не имеет своих специфических  форм реализации, ибо фискальная  политика государства – это  политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государственных услуг.

     Эффективность  фискальной политики значительно  возрастает, если она сочетается  с проведением соответствующей  денежно-кредитной политики.

1.2 Цели бюджетно-фискальной политики

    Фундаментальная  цель фискальной политики состоит  том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада  на повестке дня возникает  вопрос о ликвидации безработицы,  следовательно, о стимулирующей  фискальной политике.

    Стимулирующая фискальная политика включает:

1) увеличение  государственных расходов, или 

2) снижение  налогов, или 

3) сочетание  первого и второго. 

     Если  имеет место сбалансированный  бюджет, фискальная политика должна  двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

    Сдерживающая фискальная политика включает:

1) уменьшение правительственных расходов, или

 2) увеличение налогов, или

3) сочетание  первого и второго. 

    Фискальная  политика должна ориентироваться  на положительное сальдо правительственного  бюджета, если перед экономикой  стоит проблема контроля за  инфляцией.

    Чтобы  выяснить, правильна ли проводимая  правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях  используют состояние государственного  бюджета, так как осуществление  фискальной политики сопровождается  ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.

    Через  фискальную функцию государство обеспечивает:

- достижение  баланса между доходами и расходами  бюджетов;

- равномерное  распределение налоговых поступлений  по звеньям бюджетной системы; 

- повышение  уровня социальной инфраструктуры  в стране и в каждом отдельном  регионе;

- выполнение  функций и задач государства; 

- сохранение  социальной стабильности.

 

 

1.3 Инструменты  бюджетно-фискальной политики

    Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и  налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.  Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

    Налоги  и государственные расходы являются  основными инструментами фискальной  политики, поэтому далее мы рассмотрим  подробнее. 

1.4 Бюджетные доходы и расходы

     Доходные  и расходные статьи бюджета  располагаются в соответствии  с бюджетной классификацией конкретного  государства. 

    Доходы  государственного бюджета образуются  в основном из собираемых налогов.  В налоговых доходах консолидированного бюджета России, в отличие от развитых стран, лидирует не прямой налог на доходы физических лиц (из-за невысоких доходов основной массы населения и ухода от налогов богатой части населения), а косвенные налоги на физических лиц – на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, которые лишь опосредованно уплачиваются конечными покупателями, т.е. преимущественно физическими лицами.

Информация о работе Бюджетно - фискальная политика