Бюджетно - фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………………….4
I. Бюджетно-фискальная политика
1.1 Понятие бюджетно-фискальной политики и ее основные виды….……….6
1.2 Цели бюджетно-фискальной политики………………………………...........8
1.3 Инструменты бюджетно-фискальной политики…………………………..10 1.4 Бюджетные доходы и расходы……………………………………………...10
2.Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"…………………….17
Основные итоги бюджетной политики в 2007годуи в начале 2008 года………………………………………………………………………………..17
2.1Ряд значимых результатов был получен в рамках приоритетных национальных проектов…………………………………………………………20
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………………….21
2.3 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………..…….........24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………….……………..31
Список нормативных актов………………………………………….………….31

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом теории.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 

1.Налоговые доходы:

  1. Прямые налоги на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставкам, установленным законодательством РФ, на прирост капитала.
  2. Налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда, в том числе подоходный налог с физических лиц.
  3. Налог на добавленную стоимость.
  4. Акцизы.
  5. Лицензионные и регистрационные сборы.
  6. Налоги на товары и услуги.
  7. Налоги на имущество.
  8. Платежи за пользование природными ресурсами.
  9. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, в том числе ввозные таможенные пошлины.
  10. специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей экономики.
  11. Прочие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы:

    Неналоговые  доходы государства и муниципальных  образований — это поступающие  в распоряжение государства и  муниципальных образований доходы  от использования, продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности, от оказания государственными органами или органами местного самоуправления платных услуг, платежи эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

    Перечень  неналоговых доходов установлен  п. 4 ст. 41 БК РФ, является единым  и детализируется по уровням  бюджетной системы бюджетной  классификацией. Согласно действующему  законодательству к неналоговым доходам относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  3. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  4. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  5. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, либо дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  6. часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  7. другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  8. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Названные доходы в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;
  9. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  10. доходы в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств), полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  11. иные неналоговые доходы. Например, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

    В  составе неналоговых доходов  значительный удельный вес занимают  административные платежи и штрафные  санкции. Причина этого — бюджетный  дефицит, который вынуждает государственные  и муниципальные органы увеличивать  доходы бюджетов за счет применения административных мер.

    Неналоговые  доходы, как и налоговые, устанавливаются  законодательными (представительными)  органами государственной власти  и представительными органами  местного самоуправления, однако  по остальным юридическим признакам неналоговые доходы существенно отличаются. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Так, на добровольных началах размещаются государственные и муниципальные ценные бумаги, привлекается благотворительная помощь и т. д. Значительная же часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных актах устанавливается и возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Порядок установления, исчисления и взимания неналоговых доходов регламентируется комплексом нормативных правовых актов, являющихся источниками не только финансового права. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества, а взимание отдельных штрафных санкций — административным, гражданским, уголовным, арбитражно-процессуальным, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Большинство неналоговых доходов образуются в результате гражданско-правовых отношений, но, являясь доходами государства (муниципальных образований), относятся к финансово-правовым категориям.

 

Налоговые расходы  бюджета

 

    Расходы  бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

    Формой  проявления этих отношений выступают  конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п.

    По  своему материально-вещественному  воплощению бюджетные расходы  представляют собой денежные  средства, направляемые на обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления.

    Финансовой  теорией и практикой выработан целый ряд признаков классификации бюджетных расходов. Основными из них являются:

  1. Функциональный признак. Функциональная классификация бюджетных ресурсов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. (Это затраты на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики, бюджетной сферы, социальную политику и др.).
  2. По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета группируются по двум направлениям:
  3. финансирование материального производства;
  4. расходы на содержание и развитие нематериальной сферы.
  5. По экономическому содержанию расходы бюджета классифицируются на текущие и капитальные.

    Текущие  бюджетные расходы связаны с  предоставлением бюджетных средств  юридическим и физическим лицам  в целях покрытия их текущих  потребностей.

    Капитальные  расходы связаны с вложением  бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты.

    По  предметной направленности соответствующих  денежных потоков. В развитых  странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов:

  • военные;
  • вмешательство государства в экономику;
  • содержание государственного аппарата управления;
  • социальные цели;
  • предоставление субсидий и кредитов другим странам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"

   

    Настоящее Бюджетное  послание подготовлено в соответствии  со статьей 170 Бюджетного кодекса  Российской Федерации и содержит  основные направления и ориентиры  бюджетной политики в 2009 - 2011 годах.

Основные итоги бюджетной  политики в 2007годуи в начале 2008 года

    В  Бюджетном послании Президента  Российской Федерации Федеральному  Собранию Российской Федерации  о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

    Были реализованы  меры по следующим направлениям.

    В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

    Законодательно  определен новый механизм использования  нефтегазовых доходов федерального  бюджета, установлены параметры  формирования нефтегазового трансферта  и ограничения на размер дефицита  федерального бюджета.

    Действовавший  в 2004 - 2007 годах Стабилизационный  фонд Российской Федерации выполнил  возложенные на него задачи  поддержания макроэкономической  стабильности, защиты экономики  и бюджетной системы от колебаний  внешнеэкономической конъюнктуры,  снижения долговой нагрузки.

    Сформированы  Резервный фонд, призванный обеспечить  сбалансированность федерального  бюджета и исполнение принятых  расходных обязательств в случае  недостаточности нефтегазовых доходов,  и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

    В  2007 году федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации  впервые были приняты на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009 - 2011 годы в формате "скользящей трехлетки". Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты.

    В  качестве новых бюджетных инструментов  введены долгосрочные и ведомственные  целевые программы, государственные  и муниципальные задания, многолетние  государственные и муниципальные  контракты, упорядочены механизмы  планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

    Поправками  к Бюджетному кодексу Российской  Федерации более четко определены  состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности.

    С  2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.

    С  2008 года в целях стимулирования  инновационной деятельности установлено  освобождение от уплаты налога  на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

    В  2007 году введены единая декларация  по налогу на добавленную стоимость  и общий порядок возмещения  этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

    Реформирована  система налоговых вычетов, предоставляемых  физическим лицам. Введен новый  вычет на сумму отчислений  на добровольное пенсионное страхование,  а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей.

    Бюджетные  расходы в целом способствовали  реализации приоритетов экономического  и социального развития страны.

    С  1 февраля 2008 г. на 14 процентов увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на 9 процентов повышено денежное довольствие военнослужащих.

    Была  продолжена работа по повышению  уровня жизни пенсионеров. С  1 декабря 2007 г. увеличен размер  базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008 г. предусмотрена ее индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008 г. страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008 г. - еще на 7,5 процента.

    В  2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры "детских" и других социальных пособий. Соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены и на 2008 год.

Информация о работе Бюджетно - фискальная политика