Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:33, реферат

Описание работы

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга

Содержание

Введение.
Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования.
Государственный долг, его виды и факторы воздействия.
Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга.
Последствия государственного долга и макроэкономические эффекты, влияющие на дефицит бюджета, на современном этапе развития.
Выводы.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит и государственный долг..doc

— 307.50 Кб (Скачать)

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Создание эффективных  систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Различают понятия стойкий  дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный  дефицит. Его еще называют кассовым дефицитом, который порождается  недостачей средств бюджета в  результате расхождения в сроках поступлений доходов и осуществления затрат.

Первичный дефицит  бюджета – это разница между величиной дефицита бюджета и выплатой процентов за долг. Этот дефицит равняется разнице между суммой трансфертов и государственных закупок товаров и услуг и налоговыми поступлениями в бюджет. Дефицит бюджета = (государственные закупки товаров и услуг + трансферты + выплаты по обслуживанию долга) – налоговые поступления.

У различных стран  с переходной экономикой возможности  выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

В то же время в таких  странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларусии, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.

Однако для более  точной оценки возможностей долгового  финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы (агрегатом М2).

Действительное бремя  государственного долга для той  или иной страны предопределяется прежде всего способностью (или неспособностью) государства его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.

Операционный  дефицит – это дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. При высоких темпах инфляции, когда разница в динамике номинальных и реальных процентных ставок довольно значительная, такое завышение размера дефицита государственного бюджета может оказаться существенным.

Операционный  дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный  в отчетах бюджетный дефицит  завышается на основе преувеличения  объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда  номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении  бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Таким образом, виды бюджетного дефицита можно сгруппировать  по такому принципу:

1. По форме проявления: открытый, скрытый, квазифискальный.

2. По причинам возникновения:  вынужденный, сознательный.

3. По направлению государственного  финансирования: активный, пассивный.

4. По критерию определения  составных частей бюджетного  дефицита: фактический, структурный, циклический.

5. По сроку действия: временный, стойкий.

6. По связи с государственным  долгом: первичный, операционный. [2,c. 20-24]. 
2. Государственный долг, его виды и факторы воздействия.

Государственный долг определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты.

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга  над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.[4, с. 188].

Государственный долг может быть представлен в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени государства как заемщика  с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени государства;

3) договоров и соглашений  о получении государством бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы государства;

4) договоров о представлении  государству государственных гарантий;

5) соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени государства,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств государства  прошлых лет [5, c. 26].

Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатной процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.

По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.

Внутренний  государственный долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный  долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке.

Внешний долг государства  имеет такие составные:

- долг органов государственной  власти и управления, который возник в результате привлечения кредитов иностранных государств и выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются на международных рынках капиталов;

- долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он  погашается и обслуживается субъектами хозяйствования – заемщиками.

Состояние внешнего долга  государства можно охарактеризовать с помощью таких показателей:

А) соотношение внешнего долга к  валовому внутреннему продукту;

Б) соотношение плановых платежей касательно обслуживания долга валютных поступлений государства. Он свидетельствует о платежеспособности страны в ближайшей перспективе;

В) соотношение дисконтированной стоимости долга и экспорта. Этот показатель используется для оценки долгосрочной платежеспособности [4, c. 188-189, 191].

Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений  от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые  займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высоки проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Государственный долг можно разделить на две составляющие:

- капитальный долг  – это сумма выпущенных и  непогашенных государством долговых  обязательств и гарантированных  им обязательств других лиц,  включая начисленные проценты  по этим обязательствам;

- основной долг –  это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований [5].

Государственный долг существенно  влияет на экономику в целом, а  именно на параметры монетарной и  фискальной политики и на экономическую  конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок.

В экономической теории существует ряд концепций касательно толкования влияния государственного долга на экономику. В современной экономической литературе выделяют две основные теории государственного долга. Первой является традиционная (или классическая) теория государственного долга, которая базируется на принципах и подходах неоклассической школы экономической теории.

Сущность традиционной теории состоит в том, что увеличение государственного долга стимулирует совокупный спрос и экономический рост в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода.

При изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.

Классическая теория государственного долга базируется на ряде гипотез:

- на объем правительственных  расходов долговая политика не  влияет, ревалентными являются только  уменьшение (увеличение) налогов или  увеличение (уменьшение) объема государственного  долга для покрытия дефицита  бюджета;

- временное уменьшение  налогов в текущем периоде предусматривает увеличение налогов в будущем, так как государственный долг постоянно расти не может;

- настоящая стоимость  повышения налогов равняется  стоимости текущего прироста  государственного долга. 
Таким образом, подытожив выделенные выше последствия государственного долга в долгосрочном периоде, можно выделить такие программы влияния государственного долга на экономику, то есть его макроэкономические эффекты в долгосрочном периоде:

1. Сбережения ↓, →  инвестиции ↓, →объем основного  капитала ↓, → НД ↓, уровень процентных ставок ↑, реальная заработная плата ↓.

2. Сбережения ↓, инвестиции  ↓, → чистый экспорт ↓.

Увеличение совокупного  спроса в краткосрочном периоде  рядом с изменением сбережений и  объема основного капитала в долгосрочном периоде являются наиболее важными макроэкономическими эффектами государственного долга, однако следует помнить, что долговая политика имеет ряд других эффектов на экономику. [10, c. 23].

В конечном итоге выделим такие макроэкономические эффекты государственного долга:

- эффект монетарной политики: государственный долг может привести к повышению уровня процентных ставок, вследствие чего государственные органы, ответственные за денежно-кредитную политику, будут вынуждены проводить экспансионистскую монетарную политику с целью уменьшения уровня процентных ставок. Крайним случаем может стать финансирование бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии;

- эффект потери налоговых поступлений: обслуживание государственного долга требует использования части налоговых поступлений или увеличения государственного долга на сумму его обслуживания;

- эффект фискальной политики: возможность использования займов влияет на уменьшение дисциплины бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных расходов за счет государственного долга не требует увеличения налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой;

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом