Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:33, реферат

Описание работы

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга

Содержание

Введение.
Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования.
Государственный долг, его виды и факторы воздействия.
Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга.
Последствия государственного долга и макроэкономические эффекты, влияющие на дефицит бюджета, на современном этапе развития.
Выводы.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит и государственный долг..doc

— 307.50 Кб (Скачать)

- эффект экономической зависимости страны: как отмечают некоторые экономисты, инвесторов волнуют большие объемы государственного долга еще с времен, когда король Англии Эдвард III провозгласил дефолт по своим обязательствам перед итальянскими банкирами в 1335 году. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъюнктуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала;

- эффект политической зависимости страны: в условиях большого объема государственного долга, кризиса ликвидности внутреннего финансового рынка и низкого уровня сбережений единственным выходом касательно избегания дефолта при сохранения надлежащего уровня правительственных расходов является привлечение внешнего финансирования. Однако в таких условиях кредиторы могут выдвигать ряд дополнительных условий и мероприятий касательно изменения экономического курса и международного политического позиционирования страны.

Некоторые исследователи выделяют и другие макроэкономические эффекты государственного долга, но, проанализировав их, можно  сделать вывод, что они являются по сути атрибутами выделенных нами эффектов и проявляют себя только в определенных условиях. В нашем списке мы выделили только те эффекты, действие которых является  
безусловным, так как они комплексно характеризуют влияние  
государственного  долга на социально – экономические процессы страны. 
3. Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения

государственного  долга

Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [7, с. 269]

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в  результате эмиссии денег, выпуска  государственных ценных бумаг, осуществления  внутренних и внешних займов.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать  исключительно с чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит может  быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения  правительства осуществлять крупные  государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего  дефицит отражает кризисные явления  в экономике, ухудшение показателей  финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.

В исключительных случаях  превышение расходов над доходами становиться  результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:

  • Чрезмерных государственных расходов;
  • Ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);
  • Циклических спадов в экономике.[9, с. 261]

Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны. Примером вынужденного бюджетного дефицита является циклический бюджетный дефицит.

Сознательный  бюджетный дефицит возникает вследствие дискреционной фискальной политики, которая предусматривает целенаправленные действия в размере государственных затрат, налогов и сальдо государственного бюджета. Сознательный дефицит бюджета возникает при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты.

Структурные затраты  и поступления в большинстве  состоят из дискреционных программ, введенных законодательством. А  циклические затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые автоматически приспосабливаются к состоянию экономики. Так, в случае спада производства каждый процентный пункт роста нормы безработицы увеличивает на соответствующую сумму циклический дефицит. Это происходит потому, что налоговые поступления уменьшаются, а государственная помощь с безработицы растет.

Когда же правительственные  структуры ставят за цель уменьшить  бюджетным путем повышения налоговых  ставок и снижение расходов, то соответственно уменьшается структурный дефицит при полной занятости или потенциальном объеме производства. Если государственный законодательный орган решит ввести программу, которая субсидирует социальное обеспечение материнства, это приведет к росту структурных затрат, соответственно увеличит структурный дефицит.

Статистические исследования показывают, что определенные мероприятия  правительства, которые изменяют структурный  дефицит, изменяют фактический дефицит  в том же самом направлении.

Активный бюджетный  дефицит является следствием сознательного увеличения государственных затрат, которое создает невозможность сбалансировать бюджет. Таким образом, отличие между структурный и активным дефицитом состоит в том, что последний возникает в результате проведения политики дефицитного финансирования с целью стимулирования достижения максимальной занятости имеющихся производственных ресурсов, что побуждает экономику развиваться относительно независимо от циклических колебаний. Таким образом, активный дефицит своим импульсным содержанием отличается от структурного дефицита.

Пассивный дефицит  бюджета возникает под действием экономической конъюнктуры как первопричина накопления запланированного объема бюджетных ресурсов и его можно сопоставить с циклическим бюджетным дефицитом [2, c. 20-23].

Всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой – причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом [5, c. 262].

Если правительству  удается увеличить долю выпуска  государственных ценных бумаг для финансирования первичного дефицита бюджета, то растут основная сумма государственного долга и коэффициент его обслуживания, т.е. в национальной экономике увеличивается бремя долга. Сумма процентов за государственный долг равняется произведению государственного долга и реальной процентной ставки. Если в национальной экономике реальная процентная ставка превышает темпы роста реального ВВП, то весь прирост последнего идет на выплату процентов по обслуживанию государственного долга, т.е. отношение государственного долга к ВВП.

Основные причины резкого  скачка бюджетного дефицита:

  • низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей.
  • нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам.
  • неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Важным фактором дестабилизации финансового состояния хозяйства  страны, снижения государственных доходов  и роста бюджетного дефицита явилась  финансовая система страны.

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна из главных задач.

При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.

Основными причинами  устойчивых бюджетных дефицитов  и увеличения государственного долга  являются:

 

 

  • увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
  • циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
  • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.
  • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.
  • сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
  • усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;
  • повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

  • увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения)
  • увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения)

Отсюда ясно, что в  условиях динамично развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное  – эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен. Поскольку в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Можно сделать  вывод о том, что основными  причинами бюджетного дефицита и  увеличения государственного долга являются:

1. Возникновение чрезвычайных  обстоятельств (войн, больших стихийных  бедствий).

2. Низкая эффективность  общественного производства; высокий  потенциальный вес убыточных  предприятий в общем их количестве;

3. Нерациональная структура бюджетных расходов.

4. Несовершенство налоговой  системы.

5. Некомпетентность руководства  государства, его неспособность  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране.

6. Большие расходы  на содержание силовых структур.

7. Предоставление бесплатной помощи другим государствам.

8. Невозможность получения  долгов от других государств.

9. Переход от административно-командной  экономики к рыночной.

10. Неудовлетворительная  работа государственных служб,  в компетенцию которых входят  сбор налогов и других отчислений.

11. Кража средств госбюджета.

12. Необходимость осуществления  в особенно больших размерах  государственных вложений (инвестиций) в экономику.

13. Кризис политической  системы государства.

14. Низкая покупательная  способность населения [3, c. 16].

4. Последствия государственного долга и макроэкономические

эффекты, влияющие на дефицит бюджета, на современном  этапе

развития.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом