Бюджетный дефицит и инфляционный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Целью данной курсовой работы является детальное изучение бюджетного дефицита и инфляционного налога.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие бюджетного дефицита ……………………………………….4

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения ………..4

1.2. Виды Бюджетного дефицита ………………………………………………..9

1.3. Концепции государственного бюджета …………………………………..11

1.4. Источники финансирования бюджетного дефицита …………………….13

Глава 2. Сущность инфляции и инфляционного налога ……………………...16

2.1. Понятие, причины инфляции и инфляционного налога …………………16

2.2. Формы и виды инфляции …………………………………………………..17

2.3. Социально- экономические последствия инфляции ……………………..21

Заключение ………………………………………………………………………24

Список литературы ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

эконом. теория.rtf

— 1.30 Мб (Скачать)

     Федеральное государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования

     «Калининградский государственный технический университет»

     Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

     Курсовая работа 

     По экономической теории

     На тему: «Бюджетный дефицит и инфляционный налог» 
 
 
 
 

                                                         Выполнила:

студентка группы  010-ВМО

                                                          Попова Р. О.

                                                                             Научный руководитель

                                                                                к.э.н. доц. Некрасов В.А. 
 
 
 

     2010

     Калининград

 

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие бюджетного дефицита ……………………………………….4

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения ………..4

1.2. Виды Бюджетного дефицита ………………………………………………..9

1.3. Концепции государственного бюджета …………………………………..11

1.4. Источники финансирования бюджетного дефицита …………………….13

Глава 2. Сущность инфляции и инфляционного налога ……………………...16

2.1. Понятие, причины инфляции и инфляционного налога …………………16

2.2. Формы и виды инфляции …………………………………………………..17

2.3. Социально- экономические последствия инфляции ……………………..21

Заключение ………………………………………………………………………24

Список литературы ……………………………………………………………...26 

 

      Введение 

     На протяжении последних лет инфляция остается одной из основных российских экономических проблем, а сдерживание инфляционных процессов -- одной из целей экономической политики правительства. Вследствие этого анализ причин инфляции подчеркивается актуальность данной темы.

     Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

     Целью данной курсовой работы является детальное изучение бюджетного дефицита и инфляционного налога.

     Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.  В первой главе мы рассмотрим сущность виды бюджетного дефицита и причины его возникновения, концепции государственного бюджета.  Во второй главе раскроем понятие, причины инфляции и инфляционного налога, формы и виды инфляции. Изучим социально-экономические последствия;

     Предмет исследования составляют сущность, виды, причины бюджетного дефицита и инфляционного налога.

     Объектом исследования является бюджетный дефицит и инфляционный налог.

     При выполнении данной работы использовались труды ученых : Дж.М.Кейнс,. Дементьев И.П.,  Матвеева Т.Ю., Приходько С. С. 

     Выводы по работе содержатся в заключении.

 

      Глава 1. Понятие бюджетного дефицита

     1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 

     Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит .

     Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ. 1

     Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели. Известный английский экономист Дж.М.Кейнс в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено.

     Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны.

     Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

     В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». 2

     Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 - 3 %.

     Таким образом, сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.3 Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

     Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.4 В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

     Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

 

      1.2. Виды Бюджетного дефицита 

     Различают следующие виды бюджетного дефицита:

     1) Циклический дефицит госбюджета - результат действия встроенных стабилизаторов.

     2) Структурный дефицит госбюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

     3) Операционный дефицит госбюджета - общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

     4) Первичный дефицит госбюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

     5) Квазифискальный дефицит госбюджета - скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. 5

     Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

     Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Информация о работе Бюджетный дефицит и инфляционный налог