Бюджетный дефицит: монетаристская и неокейнсианская модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит является той макроэкономической величиной, по отношению к которой можно представить все многообразие подходов по регулированию экономики любого государства.
На протяжении всего XX века в экономике велась длительная борьба между различными школами, прежде всего кейнсианством и монетаризмом. В последние 20-25 лет наиболее популярной в противовес кейнсианству становится Чикагская школа - школа монетаризма. Сейчас практически во всём мире идеи этой экономической школы положены в основу государственной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ……5
1.1. Понятие бюджетного дефицита………………………………………….5 1.2. Причины возникновения дефицита бюджета…………………………...8 1.3. Бюджетный дефицит и инфляция………………………………………14
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ………18
2.1 Неокейнсианская модель…………………………………….…………..18 2.2 Монетаристская модель………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……...23
Список использованнойлитературы………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем доходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о бюджете следует сократить профицит в следующей последовательности:

1) уменьшить доходы от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - от реализации государственных запасов и резервов);

2) направить средства на дополнительное погашение долговых обязательств;

3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления в бюджет, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшение налоговой нагрузки на экономику и способствовать повышению экономической активности.

В соответствии с указанными требованиями Бюджетного кодекса в законе о федеральном бюджете на 2003 год были предусмотрены направления использования профицита. В сумме 51,4 млрд. рублей (71%) эти средства были направлены на погашение государственного долга и в сумме 20,7 млрд. рублей (29%) - на пополнение финансового резерва. Средства финансового резерва, в свою очередь, могут использоваться для замещения внутренних и внешних источников финансирования дефицита бюджета и погашения государственного долга. Порядок управления финансовым резервом устанавливается Правительством РФ в соответствии с законом о бюджете.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития и др.

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96).

В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники:

      кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

      государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

      бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

2) внешние источники:

      государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

      кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы

 

1.3. Бюджетный дефицит и инфляция

 

Даже при полной занятости в, экономике всегда имеется безработица, возникающая вследствие негибкости рынка труда, которая мешает полностью состыковать интересы наемных работников и работодателей. Безработный автомобилестроитель в Детройте может не знать о наличии рабочих мест в электронной промышленности в Калифорнии, а даже если бы и знал, то, возможно, не захотел бы переезжать туда или переучиваться по другой специальности.

Таким образом, и в условиях полной занятости уровень безработицы будет выше нуля (это так называемый естественный уровень безработицы). Если политики устанавливают слишком низкие целевые значения нормы безработицы (ниже естественного уровня), то это может создать предпосылки для высоких темпов роста денежной массы и, как следствие, инфляции. Рассмотрим, как это происходит, используя диаграмму совокупного предложения и совокупного спроса.

В том случае, если политики ставят своей целью поддерживать безработицу на каком-либо уровне (скажем, 4%) ниже естественного (по оценкам, он составляет около 6%), то они будут пытаться увеличить совокупный выпуск выше его естественного значения. Если бы безработица осталась на естественном уровне (6%), то проблемы возникло бы.

На этом можно было бы остановиться, но поскольку безработица вновь поднялась выше целевого показателя, правительство опять сдвинет кривую совокупного спроса вправо в положение ADV чтобы достичь целевого значения совокупного выпуска в точке 2. Весь процесс будет повторяться снова и снова и соответственно равновесие сдвинется в точку 3 и далее. Конечным результатом станет устойчивый рост уровня цен - инфляция. Каким образом правительство может добиться непрерывного движения кривой совокупного спроса вправо?
         Мы уже выяснили, что методами фискальной политики сделать это невозможно, поскольку существуют пределы повышения государственных расходов и сокращения налогов. В таком случае придется прибегнуть к расширительной денежно-кредитной политике - непрерывному увеличению предложения денег, а значит, высокому темпу роста денежной массы.

Установление слишком высокого целевого значения совокупного выпуска или соответственно слишком низкого целевого уровня безработицы является в этой ситуации стимулом к осуществлению инфляционной денежно-кредитной политики, однако в конечном счете такая политика оказывается бессмысленной.

Она не дает положительных результатов в виде устойчиво высокого уровня совокупного выпуска, а приводит только к отрицательным последствиям - инфляции. В связи с тем что такая инфляция является результатом политики правительства, направленной на сдвиг кривой совокупного спроса вправо, она называется инфляцией спроса.

В отличие от нее инфляция издержек имеет место, когда наемные работники добиваются повышения своей заработной платы. Легко ли на практике установить различия между этими типами инфляции? На самом деле нет, поскольку, как мы установили, оба они связаны с высоким темпом роста денежной массы.[2]

Для того чтобы определить, какой тип инфляции имел место в какой-то период времени, мы можем обратить внимание на то, была ли тогда безработица выше или ниже своего естественного значения. Сделать это было бы просто, если бы экономисты и политики точно знали, как определить естественный уровень безработицы. К сожалению, это достаточно сложный теоретический вопрос, еще не полностью решенный экономистами.

Кроме того, различия между инфляцией издержек и инфляцией спроса недостаточно четкие, поскольку инфляция издержек может быть инициирована инфляцией спроса. Инфляция спроса ускоряет темп роста цен, при этом ожидаемая инфляция, вероятно, возрастет и наемные работники выдвинут требования о повышении заработной платы, чтобы не допустить ее снижения в реальном выражении. Таким образом, инфляция спроса может вызвать инфляцию издержек.

Эмпирические данные подтверждают предположение, что бюджетный дефицит может служить еще одной причиной проведения инфляционной денежно-кредитной политики. (В США это делается путем продажи Казначейством облигаций населению и последующей скупкой этих облигаций другим государственным органом - ФРС.)

Продажа облигаций населению не оказывает непосредственного влияния на денежную базу (а потому и на предложение денег), следовательно, явное воздействие на совокупный спрос отсутствует, и инфляционных последствий быть не должно. Эмиссия же денег, напротив, влияет на совокупный спрос и может вызвать инфляцию.

Ранее мы выяснили, что инфляция развивается только при непрерывном увеличении денежной массы. Покрытие бюджетного дефицита с помощью эмиссии приводит к инфляции, если дефицит наблюдается в течение длительного времени. Сначала, если дефицит покрывается дополнительной денежной эмиссией, происходит увеличение предложения денег, смещающее кривую совокупного спроса вправо.

Затем, если бюджетный дефицит еще не ликвидирован и требует дальнейшего финансирования, правительство вынуждено вновь увеличить предложение денег, и кривая совокупного спроса опять сместится вправо, что повлечет за собой повторный рост уровня цен. Этот процесс продолжается до тех пор, пока сохраняется бюджетный дефицит и правительство покрывает его путем выпуска денег. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег влечет за собой устойчивую инфляцию.

Данное утверждение верно в ситуации постоянного дефицита государственного бюджета. Однократный выпуск денег для финансирования временного дефицита, конечно же, повлечет за собой сдвиг кривой совокупного спроса вправо и рост уровня цен. Но если в течение следующего периода дефицит исчезнет, необходимость печатания новых денег отпадет.

Кривая совокупного спроса уже не будет смещаться вправо, и рост уровня цен прекратится. Следовательно, однократное увеличение денежной массы с целью покрытия бюджетного дефицита влечет за собой только разовое увеличение уровня цен и не приводит к инфляции. Зачем же правительство зачастую финансирует устойчивый дефицит путем выпуска денег, если это ведет к инфляции?

Ответ на этот вопрос позволит понять, каким образом бюджетный дефицит может породить инфляцию существуют хорошо развитые рынки денег и капитала, на которых можно продать огромное количество и краткосрочных, и долгосрочных государственных облигаций, но такая ситуация не характерна для многих развивающихся стран. Если они испытывают бюджетный дефицит и не могут финансировать его за счет размещения облигаций, то вынуждены печатать деньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

2.1. Неокейнсианская модель

 

В неоклассической модели зарплаты и цены гибко реагируют на ожидаемые изменения в уровне цен. Это означает, что рост ожидаемого уровня цен немедленно приводит к росту зарплат и цен на ту же величину. Однако многие из тех экономистов, которые воспринимают теорию рациональных ожиданий как рабочую гипотезу, не принимают предположения неоклассической модели о гибкости зарплат и цен.

Эти критики неоклассической модели, так называемые неокейнсианцы, не признают полной гибкости цен и заработных плат и перечисляют факторы, препятствующие росту части цен и зарплат при увеличении ожидаемого уровня цен. Первым источником жесткости, не позволяющим заработной плате и ценам в полной мере реагировать на изменения ожидаемого уровня цен (эта ситуация получила название негибкости или малоподвижности цен и зарплат), являются долгосрочные трудовые контракты.

Информация о работе Бюджетный дефицит: монетаристская и неокейнсианская модели