Бюджетный дефицит: монетаристская и неокейнсианская модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит является той макроэкономической величиной, по отношению к которой можно представить все многообразие подходов по регулированию экономики любого государства.
На протяжении всего XX века в экономике велась длительная борьба между различными школами, прежде всего кейнсианством и монетаризмом. В последние 20-25 лет наиболее популярной в противовес кейнсианству становится Чикагская школа - школа монетаризма. Сейчас практически во всём мире идеи этой экономической школы положены в основу государственной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ……5
1.1. Понятие бюджетного дефицита………………………………………….5 1.2. Причины возникновения дефицита бюджета…………………………...8 1.3. Бюджетный дефицит и инфляция………………………………………14
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ………18
2.1 Неокейнсианская модель…………………………………….…………..18 2.2 Монетаристская модель………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……...23
Список использованнойлитературы………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Например, многие рабочие после окончания первого года работы по 3-летнему контракту наверняка захотели бы изменить уровень своей зарплаты на следующие 2 года, но не могут сделать это, так как он зафиксирован в контракте. Более того, даже если бы до них дошла какая-то информация, благодаря которой изменились бы их ожидания относительно темпов инфляции и уровня цен, они ничего не смогли бы предпринять, будучи скованными рамками трудового соглашения.

Даже несмотря на высокий ожидаемый уровень цен, уровень зарплаты не изменится. Только через два года, когда будут пересматриваться условия договора, рабочие и фирма смогут внести в соглашение пункт об ожидаемом уровне инфляции, но немедленно сделать это невозможно.

Вторым источником жесткости является нежелание фирм часто пересчитывать заработную плату даже в отсутствие подробного трудового соглашения, потому что это может повлиять на отдачу рабочего. Например, фирма едва ли захочет снижать заработную плату в период высокой безработицы в стране, поскольку это может привести к ухудшению качества работы.

Кроме того, причинами жесткости цен могут служить наличие у фирмы долгосрочных контрактов с ее поставщиками или высокий уровень издержек, с которыми связаны частые изменения цен. Все перечисленные факторы жесткости, снижающие гибкость заработной платы и цен, доказывают, что рост ожидаемого уровня цен может не привести к немедленному и полному изменению заработных плат и цен.

Хотя неокейнсианцы не соглашаются с предположением сторонников неоклассической макроэкономической теории о полной гибкости заработной платы и цен, все же и они признают важную роль ожиданий в формировании совокупного предложения и готовы принять теорию рациональных ожиданий в качестве разумного описания процесса формирования ожиданий вообще.

В неокейнсшнской модели допускается, что ожидания могут быть рациональными, но не допускается полная гибкость цен и заработной платы. Вместо этого предполагается, что цены и заработные платы малоподвижны.

Главный же вывод сводится к тому, что внезапное вмешательство сильнее влияет на совокупный выпуск, чем ожидаемое (как и в неоклассической модели). Однако в противовес неоклассической модели неокейнсианская не придерживается постулата о неэффективности политики: по их мнению, ожидаемая политика тоже влияет на совокупный выпуск и циклы деловой активности.

Из неокейнсианской модели следует, что ожидаемая политика может воздействовать на совокупный выпуск, т.е. в противоположность неоклассической концепции она не исключает положительного влияния стабилизирующей политики государства. Она предупреждает о том, что разработка такой политики будет далеко не легкой задачей, потому что результаты ожидаемых и неожиданных мероприятий экономической политики могут оказаться совсем разными.

Как и в неоклассической модели, правительству придется тщательно изучить ожидания населения относительно собственных действий, прежде чем прогнозировать результаты своей политики. Представления о трудностях, с которыми сталкивается правительство при разработке успешной политики, аналогичны и в неокейнсианской, и в неоклассической моделях.

 

2.2. Монетаристская модель

 

За 20-й век рыночная экономика развитых стран претерпела ряд значительных изменений. Были проведены разные экономические политики в свое время и в соответствующем месте. Особую роль играет политика государства при решении экономических проблем. Во времена кризиса 30-х годов в Америке, а также в некоторых других странах, возникла потребность в разработке экономической модели функционирования государства, чтобы вывести страну из кризиса. В то время была разработана кейнсианская модель рынка. Было признано, что рыночная экономика имеет недостатки и что она не регулируется сама. Необходимо увеличить роль государства в регулировании экономики. Главная проблема госрегулирования обозначена как подстегивание эффективности спроса, а не борьба с инфляцией. Инфляция даже является дополнительным регулятором спроса. Люди покупают сегодня товар, потому что знают, что он завтра подорожает. Кейнсианский подход сыграл свою роль в первой половине 20-го века, а также в 60-е годы с целью поднятия экономики после второй мировой войны. Однако в 70-е годы было обнаружено, что и в кейнсианской модели есть некоторые недостатки. Новый подход в США известен как рейганомика, а в Великобритании как тетчеризм. Этот подход называется монетаризм. Под именем монетаризма возродилась давняя историческая традиция в области денежной теории, которая, казалось, была разгромлена и подверглась интеллектуальной изоляции в ходе кейнсианской революции. Новое течение вновь акцентировало внимание на роли денег в объяснениях колебаний экономической активности и инфляции. Давняя историческая традиция - это количественная теория денег, которая прошла долгий путь и была важной составной частью неоклассических взглядов.

Монетаристы поставили целью оживить и модернизировать количественную теорию, которая потерпела чувствительное фиаско в 30-х годах и в последующем находилась в состоянии глубокого застоя. Они попытались придать ей большую гибкость, снять наиболее сомнительные ее утверждения и выводы, перестроить структуру, систему доказательств, аналитический аппарат. В таком обновленном виде эта теория стала стержнем учения, которое, говоря словами Фридмена, утверждало, что "деньги имеют значение и что любая оценка краткосрочных колебаний хозяйственной активности будет, по-видимому, чревата серьезными ошибками, если при этом не учитывается изменение денежных показателей".[3]

Высшей и конечной целью монетарной политики государства является обеспечение стабильности цен, полной занятости и роста реального объема ВНП. Проводником монетарной политики является центральный банк страны. Объекты политики – предложение и спрос на денежном рынке.

Предложение денег – это общее количество денег, находящееся в обращении. Спрос на деньги состоит из спроса на деньги как средство обращения (или деловой, операционный спрос для совершения сделок) и как средство для сохранения стоимости. Общий спрос определяется уровнем номинального ВНП. Операционный спрос не зависит от процентной ставки ЦБ. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки.

Монетарная политика действует в краткосрочном периоде. С точки зрения кейнсианцев основа монетарной политики – уровень процентной ставки. С точки зрения монетаристов – сам уровень предложения денег.

Суммируя вышеизложенное можно заключить, что монетаризм – это одно из направлений экономической мысли 20-ого столетия. Монетаризм создавался как альтернатива кейнсианскому подходу в экономике. Вот его основные положения:[4]

1) Существует "последовательная, хотя и не абсолютно точная связь" между темпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода;

2) Изменения номинального дохода следуют за изменениями денежной массы с отсрочкой в 6-9 месяцев. В краткосрочном периоде сдвиги оказывают влияние главным образом на производство, а в долговременном - на цены;

3) Инфляция "всегда и везде представляет собой денежное явление", будучи связана с опережающим ростом денег по сравнению с производством. При этом рост государственных расходов может иметь или не иметь инфляционных последствий в зависимости от того, покрываются ли они за счет дополнительного выпуска денег;

4) "Передаточный механизм" влияния денежных сдвигов на величину номинального дохода связан с изменением относительных цен обширного круга активов, а не только с изменениями нормы процента; эти изменения (на которых, как мы помним, делали акцент кейнсианцы) служат "обманчивым и ненадежным" ориентиром денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Так, например, в США в 1992 году дефицит бюджета составлял 4.9 % к ВВП.

Принятие продуманных  законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении совокупного общественного продукта в странах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю оказывают экономические теории финансового регулирования. С 60-х годов наибольшее распространение получили монетаристская и неокейнсианская концепции, которые обосновывают разные способы эффективного воздействия денежного обращения, кредита и государственных финансов на хозяйственное развитие.

В основе взглядов монетаристов лежит количественная теория денег. Эта теория объясняет уровень товарных цен изменениями количества денег: чем больше денег (металлических и их бумажных заменителей) в обращении, тем цены выше, и наоборот.

Во второй половине XX в. западные экономисты выдвинули новый вариант количественной теории денег - теорию избыточного спроса. Причину инфляции они усмотрели не в росте денежной массы, а в увеличении потребительского спроса. Исходя из этого были разработаны практические методы изъятия избыточного спроса населения: повышение налогов, выпуск займов, замораживание заработной платы, осуществление «принудительных сбережений». С этих позиций после второй мировой войны в странах Запада проводились денежные реформы, в том числе применялось так называемое блокирование счетов вкладчиков в банках. Подобную же политику западные государства и Международный валютный фонд применяли к развивающимся странам, имевшим большую внешнюю задолженность.

В противовес монетаризму современные последователи концепции Дж. Кейнса - неокейнсианцы считают необходимой денежную экспансию (путем выпуска облигаций, государственных займов и других операций на открытом рынке). Они отдают предпочтение таким финансовым рычагам, как предоставление фирмам льготных государственных кредитов (особенно при экспорте товаров), субсидирование крупного капитала в прямой или скрытой форме, дефицитное финансирование государственных закупок товаров и услуг (в первую очередь - вооружений). Главное внимание неокейнсианцы уделяют разработке фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Финансы. Под ред. В. М. Родионовой, Финансы и статистика, 1995

2.      «Национальная Экономика», М. К. Бункина, Москва, изд. «Дело», 1997

3.      «Денежный мир Милтона Фридмена», В.М Усоскин

4.      «История экономических учений», С. А. Бартнев, 2001

5.      «Монетаризм и Россия», Вопросы экономики, 1997, №8

6.      Сеть интернет:

http://ecmoney.ru

http://www.budgetrf.ru

http://ru.wikipedia.org

 

26

 



[1] Финансы. Под ред. В. М. Родионовой, Финансы и статистика, 1995

[2] «Национальная Экономика», М. К. Бункина, Москва, изд. «Дело»

[3] «Монетаризм и Россия», Вопросы экономики, 1997, №8

[4] Денежный мир Милтона Фридмена», В.М Усоскин


Информация о работе Бюджетный дефицит: монетаристская и неокейнсианская модели