Эффект дохода и замещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:17, реферат

Описание работы

Целью моей контрольной является детальное рассмотрение эффекта замены и эффекта дохода.
В соответствии с целью можно сформулировать задачи работы:
- выявить сущность потребительского поведения;
- дать понятие эффекта дохода и эффекта замещения;
- рассмотреть эффект дохода и эффект замены по Хиксу;

Работа содержит 1 файл

микро реферат.docx

— 83.15 Кб (Скачать)

Введение

Снижение цены на некоторый  товар оказывает двоякое воздействие. Во-первых, потребители получают возможность  воспользоваться ростом реальной покупательской способности. Они могут купить то же количество товара, потратив меньше денег, и таким образом, у них  останется больше средств для дополнительных покупок. Во-вторых, они станут потреблять большее количество товара, который подешевел, и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже.

Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам. Изменение цены на товары, прежде всего, затрагивает  благосостояние потребителя: когда  цена на товар, который мы приобретаем, повышается – благосостояние потребителя  снижается, и наоборот. В своей  контрольной работе я рассмотрела  то, как поведёт себя рациональный потребитель (то есть, потребитель, максимизирующий  полезность) в создавшейся ситуации (после снижения или повышения  цены на товар). К примеру потратит ли он все высвободившиеся средства после снижения цены (возникает эффект дохода) на приобретение этого же товара или поведёт себя уже по-другому, т.е. возникнет эффект замены.

Целью моей контрольной является детальное рассмотрение эффекта  замены и эффекта дохода.

В соответствии с целью  можно сформулировать задачи работы:

-  выявить сущность потребительского поведения;

- дать понятие эффекта дохода и эффекта замещения;

-  рассмотреть эффект дохода и эффект замены по Хиксу;

- рассмотреть эффект дохода и эффект замены по Слуцкому;

-  дать понятие равновесия потребителя.

Предположим, что какая-то фирма разработала новый, усовершенствованный  вид товара, качество которого, превышает  уже производимые, ею изделия. Перед  фирмой стоит вопрос, по какой цене продавать этот товар? Насколько  выше может быть установлена цена на этот товар по сравнению с ценами на похожие товары? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое  количество нового товара они приобретут?

Для ответа на поставленные вопросы фирма должна провести анализ спроса на продукцию, изменения цен  и доходов покупателей, определить, от каких факторов зависит потребительский  выбор.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или  иного товара. Полезность - понятие  сугубо индивидуальное. То, что полезно  для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт  полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности  покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.

Предельной называют дополнительную, добавочную  полезность, полученную потребителем от каждой дополнительной единицы определенного вида продукции. В течение сравнительно короткого  периода времени, пока вкусы и  предпочтения потребителя не изменяются, предельная полезность  каждой последующей  единицы продукции будет уменьшаться. Это связано с тем, что потребность  в данном продукте будет постепенно насыщаться, и каждая последующая  единица будет приносить все  меньшее удовлетворение потребностей. Например, если человек потребляет одинаковые единицы определенного сорта яблок, то второе яблоко очевидно принесет ему меньшее удовлетворение потребностей, чем первое, третье – чем второе и т.д. Другими словами, общая полезность при увеличении количества потребляемых яблок будет возрастать, но прирост предельной полезности будет снижаться. В связи с этим еще в конце прошлого века экономисты сформулировали закон убывающей предельной полезности: по мере потребления дополнительных единиц или порций одного и того же товара общая полезность, получаемая потребителем, увеличивается все более медленными темпами, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы или порции снижается.

Таким образом, поведение  потребителя можно представить  как экономически сложный процесс  обобщения и анализа потенциальных  потребностей и привычек, которые  так или иначе формируют величину спроса и оказывают значительное влияние на структуру предложения  на потребительском рынке. Следует  отметить, что экономически человек  – существо рациональное, поэтому  он ищет наибольшую выгоду от сделок, т. е. стремится сделать такую покупку, которая удовлетворила бы его  потребности и в то же время  подходила по цене. Здесь не последнюю  роль играет система относительных  цен. Это означает, что потребитель  между двумя товарами, одинаковыми  по всем качественным характеристикам, но различающимися по цене, непременно выберет более дешевый.

1.Потребительское поведение

Предположим, что какая-то фирма разработала новый, усовершенствованный  вид товара, качество которого, превышает  уже производимые, ею изделия. Перед  фирмой стоит вопрос, по какой цене продавать этот товар? Насколько  выше может быть установлена цена на этот товар по сравнению с ценами на похожие товары? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое количество нового товара они приобретут?

Для ответа на поставленные вопросы фирма должна провести анализ спроса на продукцию, изменения цен  и доходов покупателей, определить, от каких факторов зависит потребительский  выбор.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или  иного товара. Полезность - понятие  сугубо индивидуальное. То, что полезно  для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт  полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности  покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.

Предельной называют дополнительную, добавочную полезность, полученную потребителем от каждой дополнительной единицы определенного вида продукции. В течение сравнительно короткого периода времени, пока вкусы и предпочтения потребителя не изменяются, предельная полезность  каждой последующей единицы продукции будет уменьшаться. Это связано с тем, что потребность в данном продукте будет постепенно насыщаться, и каждая последующая единица будет приносить все меньшее удовлетворение потребностей. Например, если человек потребляет одинаковые единицы определенного сорта яблок, то второе яблоко очевидно принесет ему меньшее удовлетворение потребностей, чем первое, третье – чем второе и т.д. Другими словами, общая полезность при увеличении количества потребляемых яблок будет возрастать, но прирост предельной полезности будет снижаться. В связи с этим еще в конце прошлого века экономисты сформулировали закон убывающей предельной полезности: по мере потребления дополнительных единиц или порций одного и того же товара общая полезность, получаемая потребителем, увеличивается все более медленными темпами, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы или порции снижается.

Таким образом, поведение  потребителя можно представить  как экономически сложный процесс  обобщения и анализа потенциальных  потребностей и привычек, которые  так или иначе формируют величину спроса и оказывают значительное влияние на структуру предложения  на потребительском рынке. Следует  отметить, что экономически человек  – существо рациональное, поэтому  он ищет наибольшую выгоду от сделок, т. е. стремится сделать такую покупку, которая удовлетворила бы его  потребности и в то же время  подходила по цене. Здесь не последнюю  роль играет система относительных  цен. Это означает, что потребитель  между двумя товарами, одинаковыми  по всем качественным характеристикам, но различающимися по цене, непременно выберет более дешевый.

2. Эффект дохода и эффект замещения

Закон спроса характеризуется  тем, что объемы покупок и благ, предназначенных для потребления, связаны с ценой обратной зависимостью. Сама структура спроса непосредственно  зависит от действия рыночного механизма  и условий купли-продажи, которые должны устраивать обе стороны: производителей, которые поставляют на рынок товаров и услуг готовую продукцию и покупателей, которые действуют в соответствии со своими потребностями. Таким образом, для того чтобы объяснить структуру и мотив действий субъекта, необходимо определить суть понятий «эффект дохода» и «эффект замещения».

Снижение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос:

1.При снижении цены  товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления. Если, например, цена на кофе увеличивается, а на чай остается неизменной, то часть потребителей для снижения расходов будет переключаться с покупок абсолютно подорожавшего кофе на более дешевый чай. Это эффект замещения. Он не будет действовать или будет проявляться незначительно, если у данного товара нет заменителей или их очень мало( например, соль)

2.При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться увеличением реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги. Например, более низкая цена на чай приведет к тому, что потребитель сможет приобрести его больше на ту же денежную сумму, что и раньше. При этом он не сократит покупки других товаров. Это эффект дохода. Он будет проявляться в меньшей степени, если изменяется цена на сравнительно дешевый товар, так как в этом случае его покупки существенно не изменятся (например, спички, шариковые авторучки и т.д.). При изменении цены на дорогой товар количественное воздействие эффекта дохода будет больше, и объем спроса изменится значительнее.

В случае с нормальными  товарами эффект дохода и эффект замещения  суммируются, т.к. происходит расширение потребления нормальных товаров.

Благо, спрос на которое  растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров  эффект дохода и эффект замещения вычитаются.

Эффект замещения и  эффект дохода происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить.

Эффект замещения – это изменение  структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.


            Спрос на Y


 


                                    Спрос на товарX

Графически зависимость  между спросом на данный товар  и на другие товары можно выразить так.

Если рассмотреть спрос  на отдельный товар, то данный эффект выражается классической кривой спроса. Нужно учитывать, что степень влияния  эффекта замещения определяется наличием товаров-субститутов.

Эффект дохода – это  изменение реального дохода потребителя  в результате изменения  цены одного из товаров, входящих в потребительский  набор.

Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального  спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.


 P


D2

D1

Q

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении  цены одного из товаров потребительской  корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Реальный доход есть максимальная полезность, которую может получить потребитель, обладающий данным денежным доходом. Таким образом, характер зависимости  объема спроса от цены товара определяется эффектом замены и эффектом дохода

Существуют два подхода  к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Слуцкого.

3.Эффект замещения и дохода по Хиксу.

Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной  и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода.

 

 

                         

Линия бюджетного ограничения (R1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней находится в точке C1 и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (R2), а рациональный выбор переместится в точку С2 на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (R3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке C3, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки C1 в точку C3 показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки C3 в точку С2 является результатом роста реального дохода.

Общий эффект, когда цена товара Х повышается и когда снижается - эффект замены характеризуется движением  вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода переходом  с одной кривой на другую.

Информация о работе Эффект дохода и замещения