Эффективность государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного научного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов,
способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие
задачи:
1. Определить само понятие “управление”.
2. Рассмотреть специфику государственного управления.
3. Выявить составляющие эффективности государственного управления.
4. Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

гму.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

  В этой связи представляется необходимым  выявить  те  черты,  которые

наиболее  сильно  влияют   на   невысокую   эффективность   государственного управления и, которые могут усугубить то кризисное положение, сложившееся  в России. 

   1. В сентябре 1997 г., выступая на  первом  заседании осенней сессии

Совета  Федерации, Президент РФ Б.Н. Ельцин сделал весьма важное заявление  о необходимости "нового экономического  порядка",  в  соответствии  с  которым механизм рынка и государственное  регулирование  работали  бы  слаженно.  К сожалению, однако, 6 лет  понадобилось  для того,  чтобы убедиться в неэффективности разрушительных мер и сделать очевидно вытекающий  из  истории нашей страны и развитых капиталистических  стран  вывод:  "...надо  повышать роль государства  в  экономике...  От  политики  невмешательства  решительно переходим к политике  упреждающего  регулирования  экономических процессов, контроля  за  жизненно  важными  отраслями  и  эффективностью   расходования бюджетных   средств.   Это...   возвращение   государства   к    продуманной экономической стратегии. Теперь  именно  оно  начинает  определять основные  направления экономической   деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Необходимо  достигнуть   разумного  соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и  традициями,  устойчивостью  и   адаптивностью,  многословностью  и

самоуправляемостью.  Речь  идет  о  широкой  социализации   государственного управления, в процессе  и  результате  которой  оно  сблизится,  сольется  с обществом,  станет   общественно  актуальным  компонентом   его   свободной, демократической    и    эффективной    организации    и    функционирования. Представляется,  что  государственное  управление  не  может   быть   просто изжито, отброшено народом,  а должно быть  трансформировано  в  него,  стать его составной частью и занять  то  место,  которое   объективно  обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными  организующее регулирующими возможностями.

Исходя  из анализа научной  литературы,  исторической  практики  и  тенденций социального прогресса (в рамках и социализма,  и  капитализма,  и  смешанных форм), просматривается несколько направлений движения к данной цели.

    1.   Особая  роль   принадлежит,   разумеется,   широким,   открытым,

полнокровным  и активным прямым и обратным связям  между  всеми  компонентами субъекта государственного управления, их  решениями  и  действиями  с  одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни  людей  –  с другой.

      2.  Государство только в том  случае может считаться адекватной  формой

выражения интересов гражданского  общества,  если  оно  посредством  системы своих органов, служащих аппарата и участников управленческих процессов,  во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных  и   личных, общих  и  специфических,  долгосрочных  и  кратковременных,  исторических  и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо  и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и  представляет их в своих  правовых  велениях   и  организационных  действиях,  равнозначно относится  ко  всем  субъектам  интересов;  в-третьих,  способствует  своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации  интересов,  реально обеспечивает удовлетворение запросов людей.

       3.  При анализе взаимосвязей  государства  и  общества  следует  также

учитывать,  что  социально-классовая  и   национальная  структура   общества

находится  в  динамике,  в  стране  идут  активные  миграционные   процессы,

меняются  половозрастной состав  населения  и  демографическая   ситуация,  а значит  все  время  преобразовываются   потребности   и    интересы   людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие  отношений между государством и обществом не может быть устойчивым, раз  заданным:  оно будет постоянно нарушаться и должно  столь же  постоянно восстанавливаться. Должный  уровень  социальности  государственного   управления  немыслим  без сильно развитых  в  его  системе  механизмов  познания  общественной  среды, адаптации и самосовершенствования.

     4.  Высокие требования  выдвигает общество  перед государ-ственным

управлением с точки зрения уровня  его   демократичности.  Причем,  в  самом понимании демократичности  вырисовываются  два  аспекта.  Первый  определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в  выработке, принятии  и   реализации   государственно-управленческих   решений.   Второй связывает   управление  с  государственной  властью,  что  обеспечивает    и гарантирует практическую реализацию  государственно-управленческих  решений. Управление без опоры на власть , без ее введения в управленческие  процессы, является  мнимым, призрачным, создает нередко  видимость  деятельности.  Оба аспекта взаимозависимы  и  в  общественном  движении  представляют  ценность тогда, когда выступают в единстве.

Конец XX столетия   актуализирует  научную  обоснованность  государственного управления. Ведь сегодня, при всей  значимости  накопленного  опыта,  только наука   обладает   способностью   и   необ-ходимыми   данными   объективного определения  тенденций  общественного  развития.  Опыт  обращен   обычно   к прошлому, искусство – интуитивно, научное  же  знание  может  с  достаточной степенью  достоверности  прогнозировать  и  даже  программировать   пути   и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только  подлинная наука, а не  ее суррогат, наука,  освобожденная  от  обязанности   объяснять текущую политику  или  оправдывать  неудавшуюся  практику.  Поэтому  научная

обоснованность   государственного    управления    в    перспективе    будет

определяться  взаимодействием  двух  факторов:  уровнем  развития   научного знания  (общественного,  естественного  и   технического)   и   готовностью, способностью  и  умением  государственного  управления   его   впитывать   и использовать. Правда, в этом  взаимодействии  многое  зависит  и  от  самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.

   Еще  одно важное  общественное  требование  к   государственному  управлению приобретает все более громкое звучание. Два столетия  индустриального типа производства показали ограниченность  и  опасность  производственного,  или, как чаще называют, технократического  подхода   к  организации  общественной жизни и, естественно, к государственному  управлению.  Именно  под влиянием этого  подхода   идеи   Возрождения   и   Просвещения,    взрастившие   нашу цивилизацию, идеи  глубоко  гуманистического  характера  были  отодвинуты  в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух  ипостасях: как производитель  и как  потребитель, с применением к нему одного –  экономического  –  критерия оценки развития. Фактически  в системе  таких координат  со  времен  Тейлора развивалась и  наука  управления  производством,  многие  постулаты  которой

позднее  были  взяты и восприняты  теорией государственного   управления. Положение,  складывающееся  на  грани   тысячелетий,   требует   конкретного изменения всей  философии  и  методологии  государственного  управления.  Во главу  угла  должен  быть  поставлен  человек,  государственное   управление призвано  приобрести   подлинно   гуманистическую   окраску.   Надо   искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей  с  природой,  со своим  прошлым  и  будущим.  А  это   возможно   при   широкой   гуманизации государственного   управления,   при    внимательном   учете    философских, социологических, психо-логических, правовых, педагогических знаний.

С позиций  именно интересов  человека,  его  самосохранения,  продления  рода людского придется, наверное,  государственному  управлению  анализировать  и оценивать имеющиеся и но водимые  технологии,  орудия  и  предметы  труда, используемое сырье и материалы, качество  продукции,  образ  жизни,  условия быта и многое другое.

И, конечно,  общество  хочет  видеть  государственное  управление  социально эффективным. Не  "спешащим  следом"  за  общественными  процессами  и  вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим  комплексным подходом  и  прогностическим  видением.  Управление,   в   котором   широкое распространение получит опережающее,  эвристическое  начало,  основанное  на знании  объективных   закономерностей,   способное   удерживать   за   собой субъективные   факторы,   действенное,   активное,    эффективно    решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.

     Хотелось  бы  отметить,  что   в  обществе  все  главное:  производство,

распределение, обмен и потребление, социальная сфера,  наука,  литература  и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации,  история  и  духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но  все  это может тогда создать благоприятный и рациональный образ  жизни,  когда  будет сведено  в  целостную,  динамичную,  гармоничную  систему  и  "работать"  на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи  между  всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность  и экономичность  общественной  жизни  придает   управление.   Ибо   только   и исключительно оно обладает единством таких способностей, как  целеполагание, организация и регуляция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

1. Атаманчук  Г.В.  Управление - социальная ценность  и эффективность. М.,    2007

2. Эффективность  государственного управления ред. С.А Батчико  и С.Ю Глазьев  М., 2000  (пер. с англ.)

3. Государственное  и муниципальное управление ред. А.Я Понамарева   С-П., 2000

4. Чиканова  Л.А  Государственные служащие

5. Государственное  управление и государственная  служба за рубе-жом. Ред.

    В.В Чубинского  С-П.

6. Атаманчук  Г.В  Общая теория управления  М., 2003

7.Эффективность государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В.Г   Ростов на Дону

8.Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России  ред. Игнатов В.Г  2003

9. Батанина  И.А  Политическое управление  в регионе Тула 

10.Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата     управления М.,2006

11.  Краткая философская энциклопедия.  М., 2008

14. Оптимизация государственного управления в переходном обществе //

       Проблемы теории и практики управления номер 4

15. Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и

       практики управления  номер 1

16. От чего зависит действенность государственного управления // Проблемы

      теории и практики управления 2009 номер 1

17.  Аков.Р,  Эмери.Ф. О целеустремленных системах. М.,

18. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и                  практики управления  номер 2

19.  Стратегическая  эффективность управленческих решений  // Проблемы   теории и практики управления. 2008номер 5

20.  Бачило  И.Л. Организация советского государственного управления. М.

  

Информация о работе Эффективность государственного управления