Экономическая роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование экономической роли государства с рассмотрением практики использования государством регулирующих экономику механизмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ.…...………….…………….………….....................................

5
2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ…...……………………………
14
2.1. Нормативно-законодательная деятельность органов государственной власти……………………………………………………………………….

15
2.2. Регулирование денежно-кредитной сферы……………………………….
17
2.3. Воздействие на рыночные отношения…………………………………….
19
2.4. Налоговое обложение предпринимателей и граждан…………………….
21
2.5. Расходование бюджетных средств………………………………………...
23
2.6. Государственное предпринимательство и государственно-частное партнерство…………………………………………………………….…...

25
2.7. Проведение макроэкономической, промышленной, структурной и региональной политики…………………………………………………...

27
2.8. Внешнеэкономическое регулирование…………………………………....
31
2.9. Социальная политика и развитие социальной сферы…………………... 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….... 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…... 40

Работа содержит 1 файл

Экономическая роль государства.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

      XX в. в истории экономической  теории вполне можно рассматривать  как век глобальной дискуссии о роли государства в экономической жизни общества.

      Результат реализации В. Ленином и большевиками на практике своих теоретических постулатов, основанных на идеях марксизма, является появление в СССР командно-административной системы ведения хозяйства, в которой план заменил рынок и самостоятельность производителей.

      Главным итогом предвоенного развития СССР стало  его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после  США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции. В годы войны с гитлеровской Германией централизованное управление дало возможность сосредоточить все имеющиеся ресурсы на решении жизненно важных задач. В послевоенный период плановое управление позволило проводить целенаправленную структурную перестройку хозяйства, вести масштабное строительство, достигать определенных социальных целей (например, обеспечение населения жильем, развитие образования, здравоохранения, культуры). По ряду направлений (космическая промышленность, атомная энергетика, военная техника) экономика СССР занимала лидирующее положение.

      В то же время в ряде стран Западной Европы и США были воплощены идеи неоклассического течения, последователи  которого были на протяжении всего  века, среди которых необходимо выделить А. Маршалла, Дж. Мида, Р. Солоу. Вслед за классиками они признают действие рыночных регуляторов (конкуренция, цены, спрос и предложение, ставка процента 
и др.). Например, по мнению А. Маршалла, даже на монополистическом рынке будет установлена «оптимальная цена», отвечающая интересам покупателя, равняясь цене спроса, и давать прибыль производителю. Повышение цены сверх цены спроса вызовет угрозу сокращения спроса, что автоматически снизит ее до оптимальных размеров. Было обращено внимание на преимущества рыночных механизмов над государственным регулированием хозяйственной системы.

      Важнейшее преимущество рыночных регуляторов  перед государственными заключается  в том, что государственное регулирование  носит дискретный характер, а рыночное - постоянный, что и необходимо для быстрой корректировки объемов и структуры общественного производства, стимулирования развития потребностей и эффективных способов их удовлетворения, обеспечивая тем самым суверенитет потребителя и защиту всех участников рыночных отношений от внеэкономического принуждения. Государство в этих условиях должно (и в этом его роль в экономической системе) не вмешиваться в действие самокорректирующегося рыночного механизма и не допускать нерыночного вмешательства со стороны кого бы то ни было в экономическую жизнь.

      В целом, развитие экономической жизни  общества в XX в. показало, что обращение  только к саморегулированию рынка  с отказом от вмешательства государства  в хозяйственные процессы ведет  к развитию экономического кризиса, выхода из которого в рыночном механизме фактически нет. Подтверждением этому служит Великая депрессия – мировой экономический кризис 1929-1933 годов. Впервые на это обратил внимание Дж. Кейнс. Его теория является революционной по сути и содержанию.

      В 1936 году Дж. Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Дж. Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), то есть не порывало с классической традицией [19, 202].

      Успехи  послевоенного экономического роста  в западных странах и США убедительно  свидетельствовали в пользу кейнсианской модели макроэкономического регулирования. Однако кейнсианские методы, сформировавшиеся в экстремальной ситуации 1930-х годов, были слишком специфичны, чтобы сохранять эффективность в качественно новых условиях конца 1960-1970-х годов. В связи с этим с начала 1970-х годов и эта модель оказалась несостоятельной. Причиной стало чрезмерное государственное вмешательство в экономику.

      Подтверждением  отрицательного эффекта чрезмерного  государственного вмешательства в  экономику также может служить  кризис советской командно-административной системы в середине 1980-х годов. Стали очевидными такие недостатки, как незаинтересованность непосредственных производителей в эффективном труде, снижение планомерной управляемости народным хозяйством, хронический дефицит, невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса и др. Все это послужило основанием для реализации идей о переходе к рыночной экономике.

      В связи с несостоятельностью кейнсианской модели потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства вместо «административного». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал М. Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. М. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены же определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены, то есть при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег [17, 31].

      Реализацией монетаристских идей на практике в 1980-е  годы занимались правительства консервативного и правого толка, в первую очередь кабинет М. Тэтчер в Англии и администрация Р. Рейгана в США. Ими был предпринят ряд антиинфляционных мер, в частности, сокращен порождающий инфляцию дефицит государственных бюджетов, ограничено вмешательство государства в некоторые сферы экономики, проведена так называемая политика дерегулирования. Однако радикально уменьшить весьма значительную роль государства в экономике им явно не удалось. В 1990-е годы наблюдается заметный ренессанс кейнсианства, а государственная политика часто носит характер компромисса между кейнсианскими и монетаристскими рекомендациями.

      Монетаристской теорией и опытом достаточно успешных консервативно-либеральных преобразований, проводившихся Р. Рейганом в США и М. Тэтчер в Великобритании руководствовались российские реформаторы при переходе к рыночной экономике после развала СССР. Однако кризис 1998 года и его последствия привели к необходимости более тщательного анализа как итогов шокового эксперимента (либерализация цен, торговли и валютного обмена, приватизация государственного имущества), так и самой mainstream economics, на которую опирались практические рекомендации российскому руководству.

      Экономические и политические обстоятельства 90-х  годов в России, породившие целый  комплекс проблем, привлекли повышенное внимание к опыту и теоретическим разработкам западных мыслителей, в частности, по вопросам о масштабах и формах государственного присутствия в экономике, роли государственных и негосударственных институтов в формировании социально-экономической модели общества. Таким образом, со стремлением рассмотреть современные экономические (и не только экономические) процессы комплексно и всесторонне значительно возрос интерес к институциональной теории и в особенности к ее неоинституциональному направлению.

      Российские  реформы начала 90-х годов и  эволюционное развитие последних лет  показали, что переход к долгожданному  росту невозможен без полноценных  базовых институтов рынка, развития других рыночных институтов и соединения экономических механизмов в единую систему.

    Сейчас  нет сомнений в том, что экономические институты – ключевое понятие для объяснения происходящего в современной экономике, в частности, в экономиках переходного периода, таких, как российская. Как возникают экономические институты, как они далее развиваются, по каким законам – на эти действительно важные и актуальные сегодня вопросы и пытаются ответить как российские, так и западные исследователи, придерживающиеся основных принципов институционального подхода.

      В целом представители институциональной теории, говоря о экономической роли государства, придерживаются принципа: конкуренция – везде, где возможно, регулирование – везде, где необходимо.

      Таким образом, отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.

 

2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

     В современную эпоху почти полного  мирового господства капитализма реальная роль государства в разных странах  существенным образом различается  в зависимости от уровня социально-экономического развития стран, а также господствующих в них идеологических и политических представлений. Стабильное состояние экономики является результатом действия всей господствующей в данное время совокупности экономических институтов, то есть принципов экономической деятельности и учреждений, организаций, которые обеспечивают их соблюдение. Необходимым элементом общественного развития институционалисты считают различные формы вмешательства государства в экономику.

     Практическое  воздействие государства на происходящие в современной рыночной экономике процессы осуществляется по важнейшим направлениям, представленным на рисунке 1. 

 
 

2.1. Нормативно-законодательная деятельность органов

государственной власти

      Нормативно-законодательная  работа органов государственной власти носит всеобъемлющий характер и имеет своей целью установление обязательных для всех граждан и хозяйственных субъектов правил поведения во всех сферах их жизнедеятельности и системы мер, обеспечивающих их соблюдение. Правила общежития, установленные Конституцией страны и всевозможными законами, регулируют взаимоотношения между людьми и их организациями, включая государственные органы.

      Экономические субъекты вынуждены осуществлять свою деятельность в тех рамках, которые  установлены законодательством. Основу экономической деятельности в Российской Федерации составляют Гражданский и Налоговый кодексы. Помимо этого приняты специальные нормативные акты, регулирующие непосредственно ту или иную сферу экономики. К ним относятся Земельный, Водный, Лесной и Трудовой кодексы, федеральные законы «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и множество других актов.

      Экономические и социальные аспекты деятельности центрального правительства и региональных органов власти требуют принятия соответствующих постановлений  и решений, обязательными к исполнению всеми хозяйственными субъектами. Выполнение действующих нормативных актов экономического характера обеспечивается системой административных органов и органами правосудия общей юрисдикции, а также специальными арбитражными судами, решающими споры между хозяйствующими контрагентами и обеспечивающими выполнение положений контрактного права, без соблюдения которых невозможна никакая хозяйственная деятельность. Без разветвленной нормативно-правовой и арбитражной деятельности государственных органов современная экономика просто не смогла бы нормально функционировать.

      Среди важнейших событий конца 2008 года России в сфере законодательного и нормативного регулирования следует обратить внимание на: утверждение концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; разработку прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [22, 3]; одобрение основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.; принятие федерального бюджета на 2009–2011 гг.; внесение существенных изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации [23, 3] и т.д.

      Законы  требуют от предприятий такого поведения, которое не наносило бы ущерба обществу и другим хозяйственным субъектам. Особое внимание уделяется открытости, своевременности и полноте информации об их деятельности. Открытые акционерные общества, например, обязаны ежегодно публиковать бухгалтерскую отчетность, правильность которой подтверждается независимыми аудиторами. Это относится и к сделкам на финансовых рынках, к торговле на фондовых и валютных биржах акциями, облигациями, фьючерсными опционами, другими ценными бумагами, иностранной валютой и отечественными денежными средствами.

Информация о работе Экономическая роль государства