Экономическая теория как наука (объект, предмет, методология, и функции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 08:06, контрольная работа

Описание работы

Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.03 Кб (Скачать)

 Процент в  рыночном хозяйстве выступает как  своеобразная цена, выравнивающая спрос  и предложение на рынке ссудного капитала.

 10. Собственность  в рыночной системе. Формы и  виды собственности.

 Права собственности – это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

 Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию  ресурса – вот что составляет собственность», состоит из следующих  элементов: 1. право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;

 2. право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

 3. право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

 4. право на  доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;

 5. право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

 6. право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

 7. право на передачу благ в наследство

 8. право на бессрочность обладания благом;

 9. запрет вредного использования, т.е. запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов;

 10. право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;

 11. право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

 Права собственности  понимаются как санкционированные  обществом (законами государства, традициями и т.д.) поведенческие отношения  между людьми, которые возникают  в связи с существованием благ, и касаются их использования.

 Виды  собственности: частная собственность. В этом случае исключительными правами пользуются отдельные индивиды (частные лица, граждане).

 государственная собственность. Исключительные права принадлежат государству, или точнее, тем, кто его контролирует.

 коммунальная  собственность. Исключительные права  принадлежат сообществу людей, которые  контролируют доступ к ресурсу.

 общая собственность, или свободный доступ

 11. Спрос.  Закон спроса. Эластичность спроса.

 Спрос (Платежеспособный) – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

 Закон спроса – если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большое количество какого-либо товара, то при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

 Закон спроса имеет силу в отношении практически  всех товаров. Важно различать  величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение остается неизменным.

 На величину спроса, кроме цены, влияют уровень  доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и  предпочтения, мода и т.п.

 То, в какой  мере  объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается  при данном повышении цены, характеризует  степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены. Он, как правило, является величиной отрицательной.

 На степень  эластичности спроса влияет целый ряд  факторов: наличие товаров-субститутов (взаимозаменяемых), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или  первой необходимости, ожидания потребителя  и т. д.

 Спрос на данный товар зависит не только от его  цены, но и от цен на другие товары, помимо товаров-субститутов, существуют и товары – комплименты (взаимодополняемые товары). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.

 При изменении  цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности оказывается больше нуля; при изменении цены товара-комплимента перекрестный коэффициент эластичности оказывается ниже нуля.

 Одним из важнейших  факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов

 12. Предложение.  Закон предложения. Факторы предложения.  Эластичность предложения.

 Предложение – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене

 Все продавцы будут стремиться получить на рынке  самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут  пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.

 Иными словами, у каждого продавца объем предложения  будет меняться в зависимости  от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения  на рынке данного товара.

 Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или, применительно к  сельскому хозяйству, в силу благоприятных  погодных условий удается снизить  издержки производства, кривая предложения  смещается вправо. Величина предложения  при неизменной цене возрастает. К  сдвигу кривой предложения приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов  – к сдвигу кривой вправо.

 Эластичность  предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменения цены.

 Эластичность  предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей,  наличия  свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли  в другую и т.д.

 Особенно  большое значение фактор времени  имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение  полностью приспособится  к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

 14. Конкуренция  (понятие, условия возникновения  и виды конкуренции).

 Конкуренция – это соперничество за рынок между товарами. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, и они относятся друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение любого товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкуренция между продавцами, а если спрос больше чем предложение, то конкурировать между собой вынуждены покупатели.

 Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма.

 Виды  конкуренции: Свободная, или совершенная конкуренция, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется: 1) множеством покупателей и продавцов; 2) высокой мобильностью факторов производства; 3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него; 4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции; 5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

 Виды несовершенной конкуренции: 1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают; 2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое количество фирм; 3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

 Основным  препятствием затрудняющим доступ новым фирмам на рынок является: 

Входной барьер - это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль.

 Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производств, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Чтобы лучше понять конкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка.

 Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

 По  масштабам развития конкуренция может быть:

 Индивидуальной  (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” – выбрать наилучшие условия купли – продажи товаров и услуг) ;

 Местной (введется среди товаровладельцев, какой – то территории) ;

 Отраслевой (в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода);

 Межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода) ;

 Национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

 Глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

    По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

    По методам введения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).

 Свободная конкуренция  означает, во – первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во – вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможности каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные

 средства  в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В –  третьих, предприятия никак не участвуют  в контроле за рыночными ценами.

 Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду  классического капитализма.

 Во всех существующих видах конкуренции в большей  или меньшей мере соблюдается  писаные и неписаные правила  рыночного соперничества.

 16. Монополистическая  конкуренция. Олигополия. Монополия.  Монополистические объединения.

 Монополистическая конкуренция с  дифференциацией  продукта – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся множеством конкурентов.

 Сущность  монополистической конкуренции  заключается в наличии большого числа конкурентов в отрасли, что не дает возможности использования  эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это  снижает барьеры вступления в  отрасль и усиливает конкуренцию, ослабляя монополистическую власть над ценой. Эти условия определяют высокую степень соперничества  между монополистическими конкурентами. Цены в условиях монополистической  конкуренции несут в себе более  точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого  следует, что монополистическая  конкуренция с дифференциацией  продукта приводит к меньшим потерям  в излишке потребителя и меньшим  чистым потерям общества, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции.

Информация о работе Экономическая теория как наука (объект, предмет, методология, и функции)