Экономическая теория как наука (объект, предмет, методология, и функции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 08:06, контрольная работа

Описание работы

Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.03 Кб (Скачать)

 Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. В олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает предельной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок.

 Если рынок  разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия – частный случай олигополии, который чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Олигополия же насчитывает от трех участников и более.

 Важной чертой олигополии, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты – не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. Ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.

 Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

 Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе

 концентрации  производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.

 Характеристика  монополий: Во-первых, монополию можно  рассматривать как тип фирмы, она представляет собой крупное  объединение, занимающее ведущее положение  в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в  какой-либо стране или в мире в  целом. Обычно монополия ассоциируется  с крупными и известными всему  миру компаниями, хотя они могут  держать незначительную часть рынка.

 Во вторых монополия - это экономическое поведение  фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного  вида. В этом случае

 монополистом  может оказаться сравнительно небольшое  по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке  невелика.

 Обращаясь к  монополии как виду экономической  структуры рынка, ее следует рассматривать  как определенный тип экономических  отношений, который дает возможность  одному из участников этих отношений  диктовать свои условия на рынке  определенного товара.

 Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью  контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление

 коммунальных  услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

 5.Экономические  блага и потребности. Классификация.  Закон Энгеля. Закон возвышенных потребностей.

 Благо – это средство удовлетворения потребностей человека.

 Экономическое благо является редким благом. Неоклассическая  школа подчеркивает, что товар  – это экономическое благо, предназначенное  для обмена.

 Важнейшими  характеристиками товара является потребительная ценность и меновая ценность.

 Полезность  блага, его свойства, благодаря которым  оно может удовлетворять ту или  иную потребность людей, делают благо  потребительной ценностью.

 Меновая ценность – это количественное отношение, в котором потребительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценности другого рода.

 Потребности – это внутренние мотивы, побуждающие к действиям. Потребности бывают: индивидуальными, коллективными, материальными, духовными, социальными. Первичные потребности (безопасность и защита, и физиологические), вторичные (самовыражение, уважение, социальные).

 Все потребности  подвержены действию двух законов. Закон Энгеля – по мере роста дохода семьи расходы ее на продовольствие сокращаются, а расходы на одежду, жилье остаются неизменными, но при этом возрастают расходы на все другие нужды.

 Закон возрастающих потребностей гласит, что динамика потребностей постоянно растет в количественном отношении и особенно качественном отношении. 

  1. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов.

 Экономические ресурсы – это потенциальные ресурсы, для ведения какой либо деятельности.

 Традиционные  ресурсы (Природные ресурсы, предметы труда) – это элементы природы, впервые выделенные из нее или уже обработанные и которые вещественно воплощаются в создаваемом продукте.

 Капитал – (инвестиционные ресурсы средства труда) – это элементы природы, но целесообразно преобразованные и скомпанованые с помощью которых осуществляется контакт с предметом труда (инструменты). Деньги не капитал – это финансовые ресурсы.

 Труд (трудовые ресурсы, рабочая сила) – это совокупность физических сил и интеллекта человека, которые соединяют два предыдущих фактора.

 Предпринимательская способность – это творческий талант бизнесмена, который организует, предыдущие ресурсы с целью получения прибыли.

 Труд и  предпринимательство – людские  ресурсы. Воспроизводимые ресурсы  – труд, невоспроизводимые –  природа. Эндогенные (внутренние) ресурсы, экзогенные (внешние).

 Использование каждого ресурса приносит доход: земля – рентный доход, капитал  – проценты, труд – зарплата, предпринимательство  – прибыль.

 Мы живем  в мире ограниченных возможностей и  редких ресурсов. Все что окружает человека и чем он пользуется количественно  и качественно ограничено, за исключением  атмосферного воздуха и солнечного света. Редким ресурсом является время  – в сутках всего 24 часа, а жизнь  человека измеряется количеством лет. Человек несовершенен, его физические и интеллектуальные способности  небезграничны. Ресурсы не только количественно  и качественно ограничены, они  имеют множество вариантов использования.

 Редкость  ресурсов в экономике понимается как их недостаточность для достижения огромного количества целей, которые  ставят перед собой люди. Наличие  безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило перед  людьми проблему выбора использования  редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые  они перед собой ставят. 

  1. Экономическое содержание издержек. Виды и структура  издержек предприятия (фирмы)

Экономическое содержание издержек: 1) Доход и прибыль, 2)Оптимальный объем продукции, который  будет приносить прибыль, 3) Эффективно минимизировать издержки и максимально  увеличить прибыль, 4) Для потребителя, который обладает независимостью (суверенитетом), 5) Цена, которая выполняет ориентирующую  функцию.  

 Издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что - бы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Классификацию издержек производства нужно начать с того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д. Эти издержки можно классифицировать множеством способов: явные (внешние), неявные (внутренние, имплицитные) издержки

   Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.

   Существуют  также неявные издержки (имплицитные). К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме).

   Классификация издержек: Постоянные издержки (FC) – это те затраты, которые несет фирма на постоянной основе (фиксированные) и которые не связаны с производством (арендная плата за землю, помещение, плата ЖКХ, амортизационные исчисления, зарплата административно-хозяйственному аппарату). Переменные издержки (VC) – это затраты которые непосредственно связаны с производством и осуществляют на переменной основе (увеличивается объем производства – увеличиваются издержки) материалы, сырье, зарплата наемных работников. Сумма этих издержек составляет общие издержки или валовые издержки TC = FC + VC . MC – это предельные или морженальные издержки это издержки связанные с производством еще одной дополнительной единицы продукции MC = TC/Q или TC каждой последующей единицы продукции за вычетом TC каждой предыдущей единицы продукции.

   MC – позволяет применить метод морженального анализа, который показывает производство каждой дополнительной единицы продукции с целью определения оптимального объема производства, оптимальной цены, а также для принятия решения, а следует ли заниматься дополнительной единицей продукции. Общий доход или выручка (TR) – это цена n-го количества произведенной продукции TR=PQ. Общая прибыль (TP) TP =TR – TC. 

   При любых обстоятельствах понятие "издержки" подразумевают "альтернативные издержки" и, следовательно, в него входят как  явные денежные, так и неявные  издержки

   Безвозвратные издержки.

   Безвозвратные издержки обладают отличительной чертой, которая позволят их выделять среди  других затрат. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою производственную деятельность в данной сфере.

   Если  фирма планирует начать работу в  некотором новом для себя направлении  бизнеса или расширить свои операции, то безвозвратные издержки, связанные с этим

   решением, как раз и представляют собой  альтернативные издержки, сопряженные  с началом новой деятельности.

   Как только решение об осуществлении  издержек такого рода принято, безвозвратные издержки перестают быть для фирмы альтернативными, ибо она раз и навсегда потеряла возможность вложить эти средства, куда бы то ни было.

   Фактор  издержек не только немаловажен, но и  во многом является определяющим в  стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении издержек, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств, как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы.

      21. Организационно-правовые формы  предприятия (фирмы). Коммерческие  и некоммерческие организации.

   Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма  юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию  определенный правовой статус.

   Юридические лица могут представлять собой организации, основная цель которых извлечение прибыли  – коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением  прибыли – некоммерческие организации.

Информация о работе Экономическая теория как наука (объект, предмет, методология, и функции)