Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций

Описание работы

Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

 

Существуют два способа оценки полезности. Кардиналистский подход  связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования  условной единицы – ютили. Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т. е. описать поведение потребителя путем ранжирования.

 

Графическое изображение различных  комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя, называетсякривой безразличия (U). Множество кривых безразличия  одного потребителя  образуют карту безразличия. При этом чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Информацию же о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя дает   линия бюджетного ограничения, уравнение которой можно записать следующим образом:

 

I = P1 Q1 + P2 Q2, где

 

I – доход потребителя;

 

P1; P2 – цена товаров А и Б;

 

Q1; Q2 – количество товаров А  и Б.

 

Точка касания кривой безразличия  с линией бюджетного ограничения  показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя).

 

Схема 25.

 

Потребительское равновесие

 

 

 

 

 

Оно достигается, когда отношения  предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны:  MU1 : P1 =  MU2 :  P2

 

Влияние на потребительский выбор  цен и дохода  описывается с  помощью эффектов дохода и замещения.

 

Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.

 

Эффект замещения- реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

 

Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса (схема 26).

 

Схема 26.

 

 

 

 

Функциональный спрос –спрос на товар, обусловленный качествами товара.

 

Нефукциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х.Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).

 

Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя.

 

Нормальное поведение  потребителя описывается законом  спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его  потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве.

 

Аномальное поведение  потребителя означает то, что поведение  потребителя не предсказуемом, он реагирует  на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при растущих ценах в условиях инфляции.

 

Важно отметить, что при любом  поведении потребителя его главным  принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.

 

На поведение потребителя в  рыночной экономике влияет также  асимметричная информация – ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Это означает наличие неопределенности и риска.

 

Неопределенность - ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях.

 

Риск - положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно какой из них наступит точно. Хотя по  отношению к риску все люди делятся на три основные группы: антипатичные к риску, нейтральные к риску и предпочитающие риск, большинство потребителей предпочитают уменьшать его последствия. Способы минимизации риска показаны на схеме 28.

Схема 28.

 

 

 

 

Страхование -  механизм распределния рисков между теми, кто хотел бы обезопасить себя от возможных последствий возникновения пагубных ситуаций. Страховка от риска предоставляется в обмен на внесение страховой премии. В случае наступления страхового события страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию за понесенный ущерб. Сумма внесенных премий формирует общий фонд для выплаты компенсаций, а также является источником покрытия административных затрат страховой компании.

 

Стоимость полной информации определяется разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

 

Диверсификация– распределение  капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы  для покрытия убытков в другой.

 

Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения

Исходным инструментом анализа  потребительских предпочтений в  данной теории являются кривые безразличия.

Кривая безразличия (idifference curve) показывает различные комбинации двух экономических  благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Кривые безразличия дают информацию о предпочтениях потребителя  продукту А или продукту В. Иначе  говоря, кривые безразличия показывают, что хочет приобрести потребитель  на определенный денежный доход. С

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.

Давайте построим эту карту кривых безразличия и опишем основные свойства этих кривых:

На нашем графике представлена карта кривых безразличия для  двух благ (А и В), она проиллюстрирована  тремя кривыми безразличия Ul, U2, U3 (мы обозначаем наши кривые безразличия через букву U от слова utility, полезность.

 Это служит нам дополнительным  напоминанием о том, что кривая  безразличия характеризует полезность).

                                                

На самом деле, подобных кривых может быть сколько угодно, так же, как и точек, из которых состоит каждая кривая безразличия.

Свойства кривых безразличия

  • Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
  • Кривые безразличия никогда не пересекаются друг с другом (они параллельны), а значит, через любую точку можно провести только одну кривую безразличия
  • Кривые безразличия выпуклы относительно начала координат

 

 

21. Фирма  (предприятие) – основное звено  в экономической системе общества. Классификация предприятий.

Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Может являться объектом купли и продажи. В этом случае предприятие является объектом деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

  • земельные участки
  • здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути
  • оборудование
  • инвентарь
  • сырьё
  • продукцию
  • права требования
  • долги
  • исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания)

Предприятия классифицируются в зависимости  от различных факторов

По цели деятельности

  • коммерческие Коммерческие предприятия (организации) ориентированы на получение прибыли и ее распределение, в том числе между участниками создания или функционирования предприятия. Коммерческие организации могут выступать в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий, частных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов.
  • некоммерческие..

По формам собственности

  • государственные
  • частные

По формам хозяйствования

  • хозяйственные товарищества и общества,
  • производственные кооперативы,
  • унитарные предприятия.

По размерам

  • крупные,
  • средние
  • малые.

Отраслевая принадлежность определяется рядом признаков: характером воздействия на предмет труда, экономическим назначением продукции, характером технологического процесса, временем работы в течение года. По отраслевому признаку предприятия относятся к сфере материального (промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт) и нематериального производства (здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и др.).

По подчиненности

  • дочерние предприятия,
  • филиалы
  • другие структуры с расчетным счетом и обособленным балансом (или без), с правом (или без) юридического лица.

По характеру воздействия  на предмет труда

  • предприятия добывающей промышленности.
  • предприятия обрабатывающей промышленности.

По времени работы в течение года различают предприятия круглогодичного и сезонного действия.

 

 

22. Производственный  процесс. Постоянные и переменные  факторы производстваи их оптимальное сочетание

Производственный процесс — это совокупность действий работников и орудий труда, направленных на изготовление продукции на данном предприятии в заданном количестве, качестве и ассортименте в определённые сроки. Производственный процесс состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

Основные процессы — это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции.

Вспомогательные процессы — это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обеспечение всеми видами энергий (электроэнергией, теплом, паром, водой, сжатым воздухом и т. д.)).

Обслуживающие процессы — это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов и не создающие продукцию (хранение, транспортировка, технический контроль и т. д.).

 

Фа́кторы произво́дства  — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

  • трудовые ресурсы, или труд;
  • инвестиционные ресурсы, или капитал;
  • природные ресурсы, или земля;
  • сырьевые ресурсы;
  • предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
  • информация; специфической формой информации является технология;

 

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

 

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. ошибочное мнение, что акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

 

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

 

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

Обладание достоверной информацией  является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»

Информация о работе Экономическая теория