Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций

Описание работы

Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

 

Неценовые факторы, влияющие на спрос:                        

1. Уровень доходов в  обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4. Наличие товаров-субститутов  (заменителей)

5. Инфляционные ожидания

 

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

 

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

 

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

 

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.

 

 

18. Конкуренция,  ее виды и формы. Механизм  совершенной и несовершенной конкуренции.

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

 

В экономике говорят о деловой  конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

  • Как степень состязательности на рынке;
  • Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
  • Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

 

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

 

Черты совершенной конкуренции  не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут  лишь приближаться к модели.

 

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

  • отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
  • отсутствие ограничений на количество участников рынка;
  • однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
  • свободные цены;
  • отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

 

Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке возможна совершенная  конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

 

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

  • демпинговые цены
  • создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  • ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  • использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  • распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  • замалчивание важной для потребителя информации

 

Потери от несовершенной  конкуренции:

  • неоправданный рост цен
  • увеличение издержек производства и обращения
  • замедление научно-технического прогресса
  • снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  • падение эффективности экономики

 

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

 

Модель монополии:

  • единственный продавец;
  • отсутствие близких продуктов-заменителей;
  • диктуемая цена.

 

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация  которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

 

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

 

Для рынка с монополистической  конкуренцией характерно следующее:

  • товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
  • на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
  • продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
  • на рынке есть условия для входа и выхода

 

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

 

 

19. Потребление.  Потребность и полезность. Закон  предельной полезности

Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.

 

Экономические потребности - это потребности, опосредованные производственными отношениями. В их систему входят прежде всего предметные потребности (материальные и духовные) - в продуктах питания, одежде, газетах, книгах и т. д., а также социальные потребности - в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночных отношений экономические потребности опосредуются деньгами и приобретают форму спроса. Это, прежде всего, относится к, личным потребностям. Общественные потребности, т. е. потребности во благах общественных реализуются частично вне спроса - через социальные функции государства (например использование страхового полиса в системе здравоохранения).

 

Любая экономическая потребность - результат реальных противоречий общественного производства, выражает несоответствие экономических потребностей сложившимся производительным силам. Разрешение этих противоречий приводит, в конечном счете, как к росту производительных сил, так и к удовлетворению постоянно возрастающих потребностей.

 

Полезность блага или товара есть способность его удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней.

 

Полезность блага тем выше, чем  большему числу потребителей оно  служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрёл меновую ценность.

ЗАКОН ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ объясняет связь ценности какой-либо вещи с ее полезностью.  Основные положения теории сводятся к следующему.

 

Проводится различие между полезностью  вещей и их ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, они не имеют никакой ценности, и наоборот. Иными словами, ценностью  обладают только те полезные вещи, запас  которых ограничен. Человек, умирающий от жажды в пустыне, готов отдать за стакан воды все имеющиеся у него вещи, а мельник, пользующийся рекой, позволит вам набрать ведро воды безо всякой оплаты. Иными словами, человек дает ту или иную субъективную оценку вещи в зависимости от того, какую пользу она ему принесет. Если, например, человеку для удовлетворения потребности необходимо иметь 10 ведер воды, а в его распоряжении имеется 50; то излишек воды в 40 ведер не будет обладать никакой ценностью.

 

Ценность вещи измеряется предельной (наименьшей) полезностью. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй принесет ему меньшее удовольствие, чем первый, в третий - меньшее, чем второй, и т. д. Так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана будет ровна нулю. Математически предельная полезность выражается в виде следующей формулы:

MU = DU

            Х

MU - предельная полезность;

U - полезность;

X - количество товара;

D-малое изменение.

Предельная полезность является одним  из фундаментальных понятий экономической  науки, на котором строятся многочисленные теории и концепции экономического поведения и выбора индивидуумов и фирм.

 

Работы представителей австрийской  школы, а также представителей английской политической экономии У. Джевонса и особенно А. Маршалла, подвергшего критическому пересмотру положения теории предельной полезности, положили начало формированию одного из важнейших разделов современной экономической теории - микроэкономики.

 

 

20. Основы  поведения потребителя: предпочтения  и бюджетные ограничения. Кривые  безразличия.

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного  бюджета в микроэкономике исследуется  теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

 

Полезность - степень удовольствия (удовлетворения) от потребления товара. Полезность товара – понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов. Основные факторы, влияющие на потребительское поведение, показаны на схеме 24.

 

Схема 24.

 

 

Если вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна, то любому бесконечно малому увеличению количества товара Q соответствует  прирост общей полезности TU. Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара MU (или добавочная стоимость приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению. Закон убывающей предельной полезностиможет быть представлен с помощью следующей таблицы.

Q

1

2

3

4

5

TU

4

7

9

10

10

MU

4

3

2

1

0


 

Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон спроса. Кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т. к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это  происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.

Информация о работе Экономическая теория