Экономическая власть банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:21, реферат

Описание работы

Экономическая теория не выработала собственного концепта власти: работы, специально посвященные систематическому исследованию понятия «власть», практически отсутствуют в экономической литературе. Единого мнения по поводу содержания власти не существует. Практически каждый автор, пишущий о власти, определяет ее по-своему. Более того, до сих пор, как отмечают исследователи проблемы, фактически не было найдено взаимоприемлемого решения в отношении содержания и применения данного концепта. 1 «Власть» – понятие, которое постоянно бу

Работа содержит 1 файл

конечный вариант Экономическая власть банков.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Понятие «власть».

     Властные  отношения присущи всем хозяйственным  системам и являются составляющей разнообразных экономических взаимодействий: отношений собственности, отношений обмена, управления производством, распределительных отношений и т.д.

     Экономическая теория не выработала собственного концепта власти: работы, специально посвященные систематическому исследованию понятия «власть», практически отсутствуют в экономической литературе. Единого мнения по поводу содержания власти не существует. Практически каждый автор, пишущий о власти, определяет ее по-своему. Более того, до сих пор, как отмечают исследователи проблемы, фактически не было найдено взаимоприемлемого решения в отношении содержания и применения данного концепта. 1 «Власть» – понятие, которое постоянно будет вызывать споры».2 «Проблема власти оказывается зависящей от наблюдателя, многомерной, неопределенной и размытой».3

     Рассмотрим  простейшую (абстрактную) ситуацию, когда  взаимодействие осуществляется между двумя экономическими  агентами (А и Б), каждый из которых максимизирует свою индивидуальную функцию полезности (т.е. индивидуальную выгоду).

     Максимизация  полезности агента А зависит от того, каким образом будет использовать свои ресурсы агент Б. Ресурсы, контролируемые агентом Б, могут влиять на функцию полезности агента А двояко: положительно (выгода агента А может возрастать, если с данной целью применять ресурсы, принадлежащие Б) и отрицательно (выгода, которую получает агент А от использования собственных ресурсов, может сокращаться вследствие действий со стороны агента Б).

     Итак, условием максимизации полезности агента А при взаимной доступности к ограниченным ресурсам друг друга является такая деятельность агента Б, которая в той или иной мере подчинена (соответствует) интересам агента А. Это может означать либо предоставление (использование) агентом Б собственных ресурсов «в пользу» агента А, либо отказ от использования этих ресурсов таким образом, который может нанести «вред» агенту А.

     Стремление  к максимизации полезности порождает  у агента А необходимость в определенных действиях по подчинению контрагента (Б), которые бы выполняли, во-первых, положительные – по отношению к его выгоде – функции (и были направлены на привлечение ресурсов агента Б в свою пользу) и, во-вторых, защитные функции (цель которых – предотвращение и минимизация отрицательного воздействия со стороны агента Б и его ресурсов на максимизацию функции полезности агента А).

     Рассмотрим, каким образом агент А может  изменить выбор агента Б и подчинить  его поведение своим интересам.

     Подчинение  агентом Б собственных ресурсов интересам агента А или же его отказ от использования их для отрицательного воздействия на агента А связано с определенными издержками для агента Б. Данный вид издержек, которые несет агент Б и которые возникают при подчинении его (Б) ресурсов, тем или иным способом, в пользу агента А, будем обозначать как «издержки подчинения». Иначе говоря, издержки подчинения – это такие издержки данного экономического агента, результатом которых является создание полезности для другого агента. Они могут представлять собой или явные издержки (затраты ресурсов), которые несет агент Б при использовании своих ресурсов для максимизации функции полезности агента А; или скрытые (т.е. вмененные издержки), представляющие собой упущенную агентом Б выгоду – вследствие отказа от альтернативных подчинению действий и отвлечения собственных ресурсов на внешние цели.

     Вместе  с тем агент Б в такой  же степени, как и агент А, стремится  к собственной выгоде. Поэтому  первый из них (как рациональный агент) не склонен использовать свои ресурсы в пользу агента А и нести издержки (подчинения), связанные с этим, если это не влияет положительным образом на максимизацию собственной выгоды, т.е. если выгоды такого подчинения не будут превышать возникающие при этом издержки.

     Предположим, что агент Б независимо от агента А осуществляет деятельность, выгоды которой превышают соответствующие издержки. В этом случае готовность (мотивация) агента Б отказаться от независимой (от агента А) деятельности и нести издержки в пользу агента А будет иметь место при условии, что при подчинении эффективность его поведения будет выше, чем при отказе от подчинения: при подчинении величина издержек на единицу выгоды будет меньше, чем при отказе от подчинения, т.е. (что то же самое) при подчинении агенту А норма отдачи от издержек будет выше, чем при альтернативном (независимом) поведении.

     Чтобы подчинить агента Б агенту А, необходимо изменить для него соотношения издержек и выгод альтернативных вариантов поведения (подчинения или отказа от подчинения).

     Для этого агент А должен создать  для агента Б издержки. Издержки, которые агент А создает для  агента Б в случае его отказа от подчинения своих ресурсов в пользу А или же вследствие использования агентом Б собственных ресурсов в ущерб агенту А, будем обозначать как «издержки отказа».

     Создание  агентом А издержек отказа для  контрагента возможно двумя путями. Во-первых, агент А отказывается предоставить агенту Б собственные  ресурсы, которые представляют интерес  для максимизации его полезности в случае отказа со стороны агента Б от подчинения своих ресурсов в пользу агента А. Во-вторых, агент А с помощью собственных ресурсов создает издержки отказа для агента Б в виде прямых изъятий его ресурсов (или ущерба для него) или ограничения доступа к их использованию в случае отказа от подчинения в пользу агента А. Таким образом, издержки отказа могут выступать или в виде благ, которыми уже агент Б обладал и которые он теряет, или же в виде благ, которые он не получает вследствие отказа от подчинения.

     Создание  издержек отказа имеет результатом  изменение для агента Б соотношения  издержек и выгод при альтернативных вариантах поведения (подчинении или отказе от подчинения). При этом, если при отказе от подчинения величина издержек единицы полезности возрастает для агента Б настолько, что превышает величину издержек, необходимую ему для присвоения единицы полезности при подчинении агенту А, то независимая (от агента А) деятельность становится для агента Б неэффективной (в абсолютном или относительном смыслах).

     Как следствие, агент Б как рациональный агент вынужден отказаться от независимой (от агента А) деятельности и подчиниться  ему. Для агента Б сущность подчинения – в готовности нести издержки в пользу другого агента, а причина подчинения – принуждение, в основе которого лежит возникновение издержек при отказе от подчинения и изменение в этой связи сравнительных издержек единицы выгоды (полезности) альтернативных (подчинения или независимости) вариантов поведения.

     Отношение (или взаимодействие), при котором один индивид (агент) воздействует на поведение другого и при этом подчиняет его поведение, «заставляет сделать то, чего он сам по себе не сделал бы по своей воле», означает, как принято считать, власть. Таким образом, описанное взаимодействие агентов А и Б можно охарактеризовать как власть агента А над агентом Б. В нашем случае агент А выступает как субъект власти, а агент Б – как объект власти.

     Под экономической властью, в широком смысле этого слова, будем понимать всякую власть, оказывающую влияние на величину издержек единицы дохода экономических агентов: субъекта и объекта власти. 4

Институциональная среда власти

     Первоначально рассматривавшееся социальное множество включало в себя только двух экономических агентов: А и Б, но агент А может не обладать достаточными ресурсами, чтобы противостоять давлению − как на него, так и на объект власти со стороны социального окружения − и подчинить агента Б своим интересам. Таким образом, возникает необходимость в силе (внешней власти), которая бы стояла над экономическими агентами, регулировала их поведение, защищала их исключительные права (в частности, права собственности на ресурсы) и создавала тем самым внешние условия, необходимые для выполнения соответствующих властных функций. Необходима система правил (институциональная среда), в рамках которой, можно установить власть над контрагентом. Институциональная среда определяет границы, в которых становятся возможными и осуществляются единичные отношения власти. Институты делают возможной власть, а власть, в свою очередь, как отношение, регулируемое системой правил, становится институциональным отношением.

     Система власти в социально-экономической  системе включает в себя следующие основные институты:

    • Власть государства
    • Власть потребителей.
    • Власть фирмы (корпоративная власть)
    • Власть экономических коалиций.
    • Финансовая власть.
    • Власть международных агентов.
    • Неформальные институты власти (система неформальных правил, традиций, стандартов поведения, моральных норм, религиозных идей, связанных с хозяйственной деятельностью).
    • Криминальная власть.

     В данной работе нас интересует финансовая власть. Учитывая значение, особенности организации и функции финансовой власти в экономической жизни, целесообразно рассматривать это явление в качестве самостоятельного института власти. Институт финансовой власти включает в себя власть финансовых организаций (банков и пр.) и власть фондового рынка (рынка капитала).

     Власть  финансовых организаций основана на регулировании доступа фирм или  индивидов к финансовым ресурсам, контролируемым этими организациями. Их властные позиции реализуются через предоставление кредитных ресурсов, участие в собственности и в высших органах управления предприятием (наблюдательных советах, правлениях и пр.).

     Власть  фондового рынка носит безличный  характер и проявляется как «власть цен» (в данном случае биржевых курсов акций). 5

Институт  финансовой власти. Власть банков

     Каждый  из институтов власти можно описать  с помощью следующих параметров:

  • субъект и объект власти;

     При рассмотрении власти банков необходимо разделять центральные банки и коммерческие банки. Центральные банки наделены властными полномочиями в силу закона и выполнения роли регуляторов финансово-денежной политики.

     Банк  России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами.6

     Чем значительнее вес экономики страны в мире, тем важнее роль ее Центрального банка на международной арене.

     Власть  банков направлена на всех участников хозяйственной жизни, как на юридических  и физических лиц, так и на органы власти.

  • цели власти и функции, которые она выполняет в обществе;

     В современном обществе банки выполняют  самые разнообразные операции. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения: через них осуществляются финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Но основной целью деятельности банков остается получение прибыли.

  • цели власти и функции, которые она выполняет в обществе;

     Деньги! Есть ли что-нибудь другое в сегодняшнем мире, о чем бы больше мечтали, чтобы больше проклинали люди!

     Иметь деньги - значит выделиться из рядов пролетариата, погрузиться в солнечный свет. Иметь деньги - значит иметь здоровье, приобщиться к культуре. Деньги загоняют людей в глубину шахт, ввергают в круговорот больших городов, в безмолвие пустынь. Словно всеобщее сумасшествие охватило человечество: каждый борется, стремится, лезет из кожи вон, чтобы приобрести как можно больше странного добра - бумажек голубого, зеленого, красного, оранжевого цвета, которые не имеют никакой непосредственной полезности, которые нельзя использовать ни в качестве пищи, ни в качестве одежды, ни для развлечения. Однако хрустящие банкноты имеют одно удивительное свойство: их можно обменять на все, чего пожелает человек.

     Если человек располагает деньгами, в которых он некоторое время не нуждается, то он относит их в какой-нибудь денежный институт – чаще всего в банк и т. д. Там деньги не только сохраняются: возрастает их количество.

     Бывает и так, что нужно получить заем, поскольку удовлетворить свои потребности за счет текущего дохода не представляется возможным. В большинстве случаев люди берут деньги взаймы на производственные цели. Производство в сегодняшнем обществе есть по существу производство прибавочной стоимости. Тот, кто не имеет наличного капитала или же не имеет достаточно средств, охотно готов уступить владельцам денег часть прибавочной стоимости, произведенной чужими деньгами, чужим капиталом, в виде процентов за наличные деньги. Денежные институты фактически посредничают во встрече капиталистов, готовых дать деньги в заем, и капиталистов, желающих получить заем. Владельцы денег хотят разместить их в надежном месте. Они неохотно доверяют свои деньги отдельным лицам, но совершенно безбоязненно помещают их в денежные институты, которые своим капиталом вызывают большее доверие и где деньги можно получить сразу, как только они понадобятся.

Информация о работе Экономическая власть банков