Экономическая власть банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:21, реферат

Описание работы

Экономическая теория не выработала собственного концепта власти: работы, специально посвященные систематическому исследованию понятия «власть», практически отсутствуют в экономической литературе. Единого мнения по поводу содержания власти не существует. Практически каждый автор, пишущий о власти, определяет ее по-своему. Более того, до сих пор, как отмечают исследователи проблемы, фактически не было найдено взаимоприемлемого решения в отношении содержания и применения данного концепта. 1 «Власть» – понятие, которое постоянно бу

Работа содержит 1 файл

конечный вариант Экономическая власть банков.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

     В то время когда, временно потерпевший  поражение от Англии (при финансовой помощи Ротшильдов), Наполеон находился в ссылке, Америка также пыталась избавиться от своего центрального банка.

     В 1811 году на рассмотрение Конгресса  был предложен законопроект о возобновлении лицензии Банка Соединенных Штатов. Разгорелась горячая дискуссия, и законодатели из Пенсильвании и Вирджинии приняли резолюцию с просьбой Конгрессу об отзыве лицензии банка. Пресс-корпус того времени атаковал банк, открыто называя его жуликом, стервятником, вампиром и коброй. Таким образом, если в Америке что-то оставалось независимым, так это пресса. Конгрессмен по имени Пи Ди Портер предпринял наступление на банк с трибуны Конгресса, заявив, что если лицензия банка будет возобновлена, то Конгресс (цитата) «…пригреет на своей груди одобренную Конституцией змею, которая рано или поздно укусит эту страну в сердце и лишит ее завоеванных свобод».

     В результате тучи над банком сгустились. Ряд исследователей даже утверждают, что Натан Ротшильд пригрозил, что если банковская лицензия не будет возобновлена, то США навлекут на себя катастрофическую по своим последствиям войну. Но это не помогло.

     И хотя менялы на какое-то время потерпели  поражение, они еще крепко держались на плаву. Им понадобилось всего 2 года, чтобы снова реанимировать свой банк, еще более мощный и влиятельный, чем прежде.

     Но  давайте вернемся к Наполеону. 1815 году, через год после окончания войны 1812 года в Америке, Наполеону удалось сбежать из ссылки и возвратиться в Париж.

     Ряд исследователей считают, что для  перевооружения армии Наполеон занял у Банка Англии 5 млн. фунтов стерлингов. Однако на самом деле эти деньги пришли из банковского дома Губерта в Париже. Тем не менее, именно с этой исторической вехи для частных центральных банков стало обычной практикой во время войны поддерживать противостоящие друг другу стороны. Зачем центральному банку финансировать обе воюющие стороны? Причина в том, что война лучший в мире генератор долгов. Для победы в войне страна готова занять любую сумму. Поэтому предположительному неудачнику дадут взаймы ровно столько, чтобы поддерживать надежду на победу, а вероятному победителю столько, сколько необходимо для победы. Кроме того, такие кредиты обычно сопровождаются гарантией того, что победитель оплатит долги проигравшего.

     Тем временем в Вашингтоне в 1816 г. американский Конгресс одобрил законопроект об очередном частном центральном банке. Этот банк получил название «Второй Банк США». Устав нового банка был точной копией уставов предыдущих - 20% акций передавалось правительству США.

     12 лет манипуляций с американской экономикой со стороны Второго Банка США показали американскому народу «кто есть кто». Тогда противники банка выдвинули в качестве кандидата на пост Президента США почтенного сенатора от штата Теннеси, героя битвы под Новым Орлеаном Эндрю Джексона. Лозунгом кампании Джексона было: «Джексон и никакого центрального банка!».

     Председатель Второго американского банка, Николас Бидл, в припадке редкостного высокомерия, пригрозил вызвать депрессию в случае непродления лицензии банку.

     «Если этот почтенный Президент полагает, что после того, как он снимал скальпы с индейцев и садил в тюрьму судей, может самочинно обращаться с центральным банком, он заблуждается» (Николас Бидл).

     Затем в беспрецедентном для центрального банкира приступе откровения, Бидл признал, что Банк собирается сократить объем денежной массы в обращении, чтобы заставить Конгресс возобновить его работу. «Ничто, кроме всенародного бедствия, не произведет впечатления на Конгресс… Единственная наша гарантия безопасности - четко следовать политике жесткого сдерживания (денежной массы)… и я не сомневаюсь, что это приведет к возобновлению хождения национальной валюты и продлению лицензии банка» (Николас Бидл). Бидл исполнил свои угрозы – вскоре банк действительно сократил объем денег в обращении, потребовав возврата всех кредитов и отказавшись выдавать новые. Как результат, последовала паника на финансовом рынке и глубокая экономическая депрессия. Естественно, что вину за экономический кризис Бидл возложил на президента Джексона, обосновав это тем, что причина кроется в отзыве бюджетных средств со счетов банка. К сожалению, эта задумка сработала. Сократились заработные платы, резко подскочили цены и безработица, не говоря уже о многочисленных банкротствах предприятий. Народ начал роптать. Буквально в каждой передовице тех лет редакторы проклинали президента Джексона. Кроме того, центральный банк пригрозил заморозить платежи, идущие на поддержку различных политических сил.

     Джексон в свою очередь, набросился на банк: «Вы ядовитые змеи внутри государства! Я собирался вас высечь и я сделаю это!». Судьба Америки держалась на волоске. Но произошло чудо – в поддержку Джексона с серьезной критикой центрального банка выступил губернатор Пенсильвании. Сверх того, Бидл был уличен в принародном хвастовстве о том, как банк собирается обрушить экономику. Джексон был избран на второй срок. В 1936 году, по истечении срока действия лицензии, Второй Банк США прекратил свое существование. Бидл бы арестован и отдан под суд по обвинению в мошенничестве.

     После истечения своего второго президентского срока президент Джексон вышел в отставку и прожил остаток жизни в своем поместье недалеко от Нэшвилла. Его здесь до сих пор помнят за решимость в борьбе с центральным банком. Действительно, ему удалось так хорошо «ликвидировать» частный центральный банк, что менялам понадобилось целых 77 лет, чтобы «зализать раны». Когда Джексону задавали вопрос, что он считает самым важным достижением в своей жизни, он отвечал: «Я ликвидировал банк».

     Национальные  банки был возвращен в Америку  во времена гражданской войны между Севером и Югом Абрахамом Линкольном. Новые национальные банки должны были работать на принципах полного отсутствия налогообложения и в совокупности владеть исключительной монополией на эмиссию новой формы денег – банкнот. С этого времени вся денежная масса США начала создаваться за счет выкупа банками правительственных облигаций и выпуска адекватного количества банкнот. Если бы Линкольн не был бы убит, он бы наверняка уничтожил денежную монополию центральных банков, обретенную ими во время войны. Он писал: «власть денег охотится за нашим народом во время мира и плетет против него заговоры, когда идет война. Власть банков более деспотична, чем монархия более нагла, чем автократия и более эгоистична, чем бюрократия. Они обвиняют врагами общества всех, кто ставит вопросы об их методах и кто проливает свет на их преступления. У меня два врага – армия южан передо мной и банкиры в тылу. Из этих двух, тот, кто сзади меня – больший враг»9.

     Рассмотрим последний пример, из современности.

     Мировой финансовый кризис сегодня спустя два года после своего начала отнюдь не приказал еще долго жить. Все основные источники и финансовые институты кризиса не только не ликвидированы, но и даже усилены за счет государственной поддержки. Бесконтрольная и безответственная деятельность гипертрофированных банков (в первую очередь, американских) стала одной из основных причин нынешнего спада мировой экономики. Самое страшное, что эти же финансовые гиганты стали главными бенефициарами глобального кризиса. Для поддержки национальных финансовых институтов правительства разных стран выделили около 9 трлн. долларов. При этом фактически средства налогоплательщиков ушли на пополнение капитальной базы банков, выкуп у них проблемных активов и обеспечение гарантий по их долговым обязательствам.

     В результате государственной поддержки  и банкротства более мелких банков рыночная доля и соответствующая экономическая власть крупнейших американских банков существенно усилилась за прошедшие год-полтора. На долю пяти крупнейших кредитных организаций США (JP Morgan, Bank of America, Wells Fargo & Wachovia, Citi) приходится почти половина всех активов национальной банковской системы. В июне 2009 г. их доля на рынке банковских вкладов населения составляла 35%, а два года назад у четверки крупнейших банков было 28%.

     При этом крупнейшие банки не спешат кредитовать  реальный сектор экономики, продолжая  увлекательную игру на рынке финансовых деривативов. В результате Goldman Sachs объявила о гигантской прибыли в 13,6 млрд. долл. за 2009 г. и выплатила своим сотрудникам 16,19 млрд. долл. или 35,8% выручки – меньше, чем когда-либо в своей истории. В 2008 году вознаграждение банкиров группы достигло 48% выручки. Эти цифры выглядят крайне занимательно, особенно учитывая, что Goldman почти не кредитует не только малый, но и средний бизнес, не выпускает кредитных карт, и с процентами вернул налогоплательщикам всю навязанную ему помощь.

     В целом по итогам 2009 года топ-менеджеры, инвестиционные банкиры, портфельные управляющие, трейдеры и другие сотрудники ведущих финансовых компаний США получили вознаграждение на сумму свыше 140 млрд. долл., что значительно выше показателей 2008 и даже 2007 годов.

     В результате продолжающейся «неправильной» линии поведения банковских лидеров мировая финансовая система продолжает терять активы. По данным Bank for International Settlements (BIS), в третьем квартале 2009 г. она недосчиталась еще 323 млрд. долл. И хотя падение замедлилось, до восстановления, несмотря на государственную поддержку и вливания акционеров, еще далеко. А виной всему – худеющие кредитные портфели. В третьем квартале они съежились еще на 235 млрд. долл., а за полтора года не досчитались около 2,5 трлн. долл. В то же время инвестиции в ценные бумаги со стороны банков выросли за третий квартал 2009 г. на 108 млрд.  долл. Тем самым реальный сектор мировой экономики продолжает испытывать нехватку кредитных ресурсов, тогда как финансово-спекулятивный сектор быстро отошел от шока схлопнувшихся деривативов и снова начал раздуваться. Уровень безработицы в США и европейских странах достиг рекордных значений и продолжает расти, тогда как финансовые институты рапортуют об уверенных «бумажных» прибылях.10

     Теперь  вернемся к нашим параметрам.

  • особенности организации контроля со стороны обладателя власти (характер применяемых санкций, механизм измерения и оценки, содержание диспозиции власти);

     Основным  «оружием» центральных банков является эмиссия денег, и, как следствие, ограничение денежной массы или же наоборот ее наращивание. Этот прием зародился еще у древних менял.

     Коммерческие  банки, особенно крупные, регулируют объемы кредитных портфелей. Особенно ярко этот рычаг воздействия проявился в период кризиса ликвидности.

  • соотношение потенциалов власти сторон властного взаимодействия;

     Безусловно, нельзя сравнить объемы власти центральных банков и не являющихся таковыми. Также размеры власти банков прямо пропорциональны их капитализации, так как власть банков, это все же власть денег.

  • границы власти данного субъекта над данным ее объектом;

     С возрастанием роли денег в нашей жизни расширяются и границы власти банков. Из средства обмена деньги превратились в самый вожделенный товар. Сегодня на каждом углу мы видим кредитные предложения банков, но любой кредит требует возврата приращенной суммы.

  • формальные и неформальные правила, регулирующие распределение прав и ответственности сторон  властного отношения.

     Лучшей  иллюстрацией данного принципа было создание государственных частных банков. Формально являющихся государственными, но реально обладающих полномочиями властных органов. Ответственность за их действия в итоге несли граждане, а формально эти банки нельзя было ни в чем обвинить.

     Президент Вудро Вильсон, вспоминая о создании Федеральной Резервной Системы:

     «Я  случайно разрушил свою страну».

     «Наша промышленная держава контролируется кредитной системой, и наша кредитная система сосредоточена в частных руках. Рост нашей страны и вся наша деятельность находится под контролем нескольких человек. которые, даже если бы были честны и действовали бы ив интересах народа, все равно озабоченны тем бизнесом в котором вращаются их деньги, и которые непременно, по роду своей деятельности, уничтожают экономическую свободу…мы больше не правительство народной воли, но правительство под властью кучки людей».11

 

Список  использованной литературы

  1. Варга Е.С., Будапешт, 1917 г.  - OCR www.fintrest.ru
  1. Дементьев В.В. Экономика как система власти, Монография, Донецк, «Каштан», 2003 - http://ie.boom.ru/dementiev/dementiev1.htm
  2. Дмитрий Карасев  «БАНКИ-УБИЙЦЫ» - http://malchish.org/lib/economics/Banki.htm#a1
  3. http://globalizm.ucoz.ru
  4. http://www.bankru.info
  5. http://www.cbr.ru/
  1. http://www.kapital-rus.ru
  1. http://www.slovensk.su
  2. www.za-nauku.ru - ДЗВОН  - движение за возрождение отечественной науки

Информация о работе Экономическая власть банков