Экономически эффективное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Мировой финансовый кризис дал понять всему миру, что экономика крайне не стабильна, в частности это касается нашей страны. У нас уже два десятка лет существует одни и те же проблемы в экономике: внешняя и внутренняя экономическая отсталость, слабое развитие малого и среднего бизнеса, хроническая коррупция, примитивная сырьевая экономика и т.д. Все эти факторы, в комплексе не дают нам развиваться, стать экономически эффективным государством.
Цель данной курсовой работы: проанализировать экономически эффективное государство на примере зарубежных стран и сделать вывод, какие меры необходимы Российской Федерации для становления экономически эффективным государством.
Государство есть сложная политическая организация со своим социально-эконом

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Историческое развитие экономически эффективного государства.
1.2 Понятие экономически эффективного государства в экономической теории
1.3 Признаки экономически эффективного государства
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 Анализ экономически эффективных зарубежных стран
2.2 Отличия Российской Федерации от экономически эффективных государств
2.3 Меры для становления Российской Федерации, как экономически эффективного государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

1 часть.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

     Уже в XVII в. Англия начала обгонять мирового лидера — Голландию сначала по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII в. Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство. Англия является родиной промышленного переворота.

     Российское  государство в XVIII в. наконец встало на верный путь развития экономики: значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

     Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты. В конце XVII—начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.

     В целях преодоления опасности  потери национальной независимости, приобретения достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости, России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка.

     Хотя  необходимость социально-экономических  и политических перемен и назрела, но Россия, в силу специфики своей общественной системы, не могла пойти на столь решительные преобразования эволюционным путем. Требовались смелость и решительность сверху, широкий спектр государственных реформ и сильный, неутомимый, по-своему одержимый лидер, способный взять на себя реализацию накопившихся проблем. Петр I, обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества. В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала экономическая политика государства.

     Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

     И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства  оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30—40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные.

     Рост  товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования  денежной системы. В 1700—1704 гг. была проведена  реформа монетного дела. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка — для мелкой торговли, серебряный рубль — для более крупных торговых сделок. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую. Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII века.

     Конец XX—начало XX вв. — период перехода капитализма к монополистической стадии — ярко проявился в экономическом развитии США. Эта молодая капиталистическая страна переживает расцвет практически во всех сферах хозяйства и завоевывает первое место в мире не только по общему объему выпускаемой продукции, но и качественным параметрам (производительности труда, концентрации производства, формам его организации, монополизации). Центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. Став лидером капиталистического мира, США вышли на арену внешней и колониальной экспансии.

     Американские  ученые для объяснения успехов экономического развития страны выдвинули теорию «американской исключительности», согласно которой закономерности общественно-экономического развития, выдвинутые в тот период К. Марксом, по их мнению, не подходили для США, представляющих собой исключение из правил. Однако эта теория на практике не подтвердилась, о чем можно судить по циклическим экономическим кризисам конца XIX—начала XX вв.

  Чем же тогда  объяснить успехи экономического развития США?

     1. Самое важное значение имел радикальный характер Гражданской войны 1861—1865 гг.

     2. Существенную роль в ускорении темпов роста промышленного производства сыграл природно-географический фактор — наличие мощной сырьевой базы, разнообразные полезные ископаемые, обширные массивы плодородных почв, богатство лесных ресурсов, множество рек и незамерзающих озер, благоприятный климат.

     3. Способствовала успешному развитию экономики и капиталистическому накоплению проводимая США внешнеторговая политика — ввозимые товары облагались высокими пошлинами при одновременной свободе для ввоза иностранного капитала.

     4. Важной составляющей быстрого развития США стало всемерное использование достижений научно-технического прогресса, научно-технической революции.

     5. Не последнюю роль играл демографический фактор. Вследствие малой плотности заселения территории США постоянно испытывали недостаток рабочей силы, что стимулировало механизацию производственных процессов, развитие технической мысли и обусловливало более высокую заработную плату, чем в европейских странах.

     6. Следует учитывать и историко-географический фактор. Удаленность от Европы и близость к Южной Америке позволили этой молодой капиталистической стране усилить свои позиции в Западном полушарии.

     Первая  и Вторая мировые войны, подорвали  экономику всего мира, США —  единственная страна, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей.

     «От поражения к чуду», только так можно охарактеризовать послевоенную экономику Японии. Стране, практически разрушенной, удалось разработать и последовательно осуществить стратегический план превращения в мощную экономическую державу в кратчайший срок. В Японии была разработана программа экономической стабилизации. Главные составляющие этой программы — установление бюджетного равновесия, повышение налогов, ограничение на выплату заработной платы и банковский кредит. Экономический аспект японской модели может быть описан по трем параметрам: количественному — экономико-статистические характеристики, качественному — оценка эффективности экономической модели, прогностическому — оценка ее развития в перспективе.

     За  почти пять послевоенных десятилетий  масштабы и географическая структура  мировой экономики существенно  изменились. В целом мировой ВВП  за 46 лет возрос почти в 5,9 раза. При  этом экономический потенциал наиболее развитых регионов середины 20 века – Северной Америки, Европы, Австралии и Океании – увеличивался медленнее, чем мировой экономики в среднем. В результате их доля в ВВП мира заметно снизилась. Сокращение доли Северной Америки в мировой экономике полностью произошло за счёт снижения в ней удельного веса США, в то время как доля остальных североамериканских стран возросла.

     2008-2009 г.г. в экономике характеризуются  мировым финансовым кризисом. В  такой сложной ситуации как  раз таки и проявляется один  из признаков экономически эффективного государства, как способность «безболезненно» преодолеть кризис.  

     Российская  экономика пострадала во время кризиса: запредельные колебания фондового  рынка, во многих субъектах уменьшилось  производство, кризис в банковской сфере. Но так как наша экономика развивается самостоятельно, практически изолированно от зарубежных стран, проблемы во время кризиса у нас совершенно иные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие экономически эффективного государства в  экономической теории.

     Только  продуманная и ответственная политика государства может вывести экономику на новый, более качественный уровень, соответственно эффективность также зависит напрямую от политики государства.

     Основные  направления действий экономически эффективного государства:

     Первое  направление связано с тем, что в качестве представителя всех своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп в экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и осуществляя или регламентируя взаимоотношения с другими государствами от имени и в интересах всех своих граждан. Государство формирует правовые рамки  функционирования экономики и гарантирует исполнение законов и других правовых актов. Иными словами государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования).

     Второе  направление отражает господствующее положение государства в общественной системе. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную форму связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный механизм рынка – конкуренцию. На практике защита конкуренции означает обеспечение формально свободного доступа на рынки и правовое ограничение крайних проявлений монопольной власти, снижающих эффективность использования ресурсов, носящих вред, как производителям, так и потребителям. В целом государство стремиться поддержать конкурентные процессы – свободу входы-выходы с рынка, определённую степень соперничества с фирмами, ограничить недобросовестную конкуренцию и крайние проявления монопольной власти.

     Третье  направление деятельности экономически эффективного государства, во многом пересекается с двумя первыми – функциями государства как представителя всех членов общества и интересов общества как единого целого и его функциями по поддержке экономической системы и её рыночной формы. Однако вследствие её важности это направление деятельности государства можно рассматривать и как самостоятельное.

     Для нормальной жизнедеятельности общества в целом необходимо устойчивое, по возможности бесконфликтное, согласованное развитие всех его подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Экономика как господствующая подсистема предлагает рыночную форму связей в качестве основной для других сфер общественной жизни. Но на практике оказывается, что рыночная организация деятельности таких отраслей, как здравоохранение, образование, наука, культура и др., не всегда обеспечивает их прибыльное функционирование, а значит, и интерес к ним частного сектора. Тогда государство, заинтересованное в нормальном развитии всех сторон жизнедеятельности общества, либо берет организацию работы этих отраслей на себя, либо стимулирует частный сектор к организации бизнеса в этих отраслях таким образом, чтобы их услуги были доступны потребителям в необходимом объеме.

     Четвёртое направление экономической деятельности государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

     Из  этих четырёх направлений  можно  сделать вывод о том, что именно государство регулирует весь сектор экономики в стране, обеспечивает конкуренцию на рынке внутреннего и внешнего производства, а также с помощью комплекса различных мер, поддерживает экономическую систему и её рыночную форму.

     Если  же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Информация о работе Экономически эффективное государство