Эффективность белорусской экономической модели как компонента идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Основой развития любого государства, гарантией независимости, стабильности, эффективности жизнедеятельности общества является экономика страны. Экономика – это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Характер развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Содержание

Введение…….………………………………………….………………….…...………....3
Белорусская экономическая модель как компонент идеологии белорусского государства …………………………………..………………………….………….…4
Эффективность белорусской экономической модели ……..….....………………...7
Заключение ……………………………………………….………..…………………….10
Список использованных источников…………………………....….……………...…...11
Приложения……………………………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Реферат-основы идеологии.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономики предпринимательства  и права

 

 

 

          

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

             по дисциплине: «Основы идеологии белорусского государства»

 

на тему: Эффективность белорусской экономической модели как компонента идеологии белорусского государства.

    

 

 

 

Слушатель

ФП КТЦ, ПЭП       (подпись)  С.Р. Манякина

(Набор – октябрь 2012 г.)                                             

 

 

Руководитель

канд. полит. наук,

доцент                                 (подпись)                С.С. Давыденко-Кучинская                                      

                                                                         

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…….………………………………………….………………….…...………....3

  1. Белорусская экономическая  модель как компонент идеологии белорусского государства …………………………………..………………………….………….…4
  2. Эффективность белорусской экономической  модели ……..….....………………...7
Заключение ……………………………………………….………..…………………….10

Список использованных источников…………………………....….……………...…...11

Приложения……………………………………………………………………………..12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основой развития любого государства, гарантией независимости, стабильности, эффективности жизнедеятельности общества является экономика страны. Экономика – это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Характер развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

На современном этапе наблюдается тенденция к некоторой унификации механизмов государственного регулирования экономики, но, несомненно, что специфика национальных механизмов еще долго будет сохраняться.

На сегодняшний день нет универсальной  модели экономики. Это объясняется  целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями ее хозяйственной жизни; структурой экономики, территориального размещения стран, наличием и структурой ресурсного потенциала, национальными традициями, менталитетом народа и др.

Отсюда следует вывод, что практически невозможно перенести даже самую привлекательную модель на экономику другой страны.

Основными отличиями моделей  рыночных экономик являются:

• структура собственности;

• социальная политика;

• масштабы государственного вмешательства в экономику;

• участие государства  в перераспределительных процессах.

Основываясь на зарубежном опыте, используя  приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей  национальных экономик, мы строим свою, белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Белорусская экономическая  модель

как компонент  идеологии белорусского государства

 

Белорусская экономическая модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

Концептуальными основами белорусской  модели выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики, регулировании доходов населения; занятости; формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики.

Стержнем формирования белорусской  экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец экономической системы, ее цель и средство.

Характерными чертами белорусской  модели экономики являются:

• Во-первых, сильная и  эффективная государственная власть. В любой стране сильная, дееспособная, эффективная власть - важнейшее условие успешного государственного управления, способного обеспечить экономический правопорядок и экономическую безопасность государства, безопасность граждан.

Государственная власть исходя из критериев  общественного блага может и должна: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

• Вторая характерная особенность  нашей модели - это равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики. В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет, либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. Он используется как инструмент для решения широкого спектра социально-экономических задач.

На каждом этапе экономического развития масштабы государственного и  частного сектора могут быть различны, могут меняться. Их соотношения должны определяться с учетом национальных интересов. Именно национальные интересы государства должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны функционировать государственный и частный сектор.

• Третья отличительная особенность  нашей белорусской модели касается приватизации. Приватизацию следует  рассматривать не как самоцель, а  как средство найти заинтересованного  инвестора, создать эффективного собственника. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека. Поэтому при привлечении инвестиции речь может идти об инвесторах, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики; об инвесторах, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих, при условии, что инвестор пришел всерьез и надолго. В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства.

• Четвертая особенность белорусской модели - развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией.

Сегодня в мировой экономике  происходят глубокие преобразования. Это касается процессов глобализации и международной экономической  интеграции, которые так или иначе отражаются на развитии нашей национальной экономики. Либерализация международных отношений, развитие информационных, коммуникационных компьютерных технологий решающим образом способствуют росту международного обмена товарами, услугами и капиталом; способствуют объединению и взаимопроникновению разного рода рынков, развитию международного бизнеса, что и означает глобализацию в экономическом смысле. Но по мере развития процессов глобализации усиливается конкуренция - конкуренция между странами, регионами, отдельными предприятиями и фирмами, присутствующими на глобализирующихся рынках. Безусловно, положительным здесь является возможность ускорения экономического роста. Но одновременно глобализация усиливает неравенство, вызывает дальнейшую поляризацию в уровнях развития государств. И своеобразной оборонительной реакцией на глобализацию выступает международная интеграция, которую можно рассматривать как решающий фактор при выборе способа реализации национальных интересов, увеличения экономического потенциала страны. Фактор, способный усилить конкурентоспособность экономики страны, повысить эффективность ее функционирования, придать инновационный характер ее развитию и одновременно смягчить рост угроз для конкурентоослабленных отраслей, предприятий, обеспечить им определенный лаг времени для выхода на более высокий технологический уклад, адаптации к требованиям современных конкурентных рынков.

Беларусь развивает интеграционные процессы, ориентируясь в своей внешнеэкономической  деятельности, в первую очередь, на своих традиционных партнеров – Россию, страны СНГ.

• Пятая характерная черта  нашей модели - сильная социальная политика - краеугольный камень нашей государственной политики.

Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе главной  целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного  гражданина условий, позволяющих ему  своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

По мере развития нашей экономики  ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.

Сегодня государство должно решить важнейшую задачу - формирование человека нового типа -- предприимчивого, деятельного и творческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.

Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов.

 

Глава 2

Эффективность белорусской экономической модели

 

В условиях обострения борьбы за энергетические ресурсы и рынки сбыта продукции  особое значение приобретает задача поддержания устойчивого развития и конкурентоспособности белорусской экономики. Этого можно добиться за счет ускоренного перехода к инновационной, наукоемкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной экономической модели, призванной помочь Беларуси занять достойное место в мире.

Проанализируем предпосылки для успешного воплощения в жизнь принятого в Беларуси курса:

  1. Прирост ВВП.

3,1% составил прирост белорусского  ВВП в январе 2013 года по сравнению  с первым месяцем 2012 года, сообщает  Национальный статистический комитет.

В 2012 году прирост ВВП составил 1,5% при плане 5-5,5%. План прироста на 2013 год — 8,5%. 

Валовой внутренний продукт  Беларуси в январе-феврале 2013 года вырос  на 4,4% по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года до 81,5 трлн. рублей.

Годовые данные ВВП приведены в Приложении 1.

 

  1. Индекс развития человеческого потенциала.

 

14 марта 2013 г. Программой  развития Организации Объединенных  Наций (ПРООН) обнародован «Доклад о человеческом развитии 2013». Согласно указанному докладу Республика Беларусь по индексу человеческого развития поднялась с 65-го на 50-е место из 187 стран. Именно такая задача ставилась Программой деятельности Правительства на 2011 – 2015 годы.

 

Данные 2012 года: Республика Беларусь занимает в рейтинге государств по индексу человеческого развития 65-е место. По этому показателю Беларусь продолжает лидировать среди стран СНГ. Для сравнения Российская Федерация находится на 66-м месте, Казахстан – на 68-м, Украина – на  76-м месте.

 

Справочно: Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

 

  1. Кредитный рейтинг.

 

Российское рейтинговое  агентство "Эксперт РА" присвоило  Беларуси суверенный рейтинг ВВ- в  иностранной валюте и BB в национальной, сообщается в пресс-релизе компании.

"Эксперт РА" – ведущее  национальное рейтинговое агентство  в России и на территории  бывшего СССР, учрежденное в 1997 году журналом "Эксперт". Недавно  агентство запустило рейтинг  стран. В первую очередь "Эксперт  РА" присвоил рейтинги государствам, которые оказывают наиболее сильное влияние на инвестиционный процесс в России. Это страны БРИКС, участники ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, а также страны, в которые могут быть инвестированы средства Фонда национального благосостояния РФ.

В основе предложенной российским агентством модели лежит выделение  двух типов рейтингов. Первый – рейтинги кредитоспособности суверенного правительства (РКП, или суверенные рейтинги) –  оценка агентством способности правительства  своевременно выполнить все долговые обязательства в национальной и иностранной валюте. Эти рейтинги используются для оценки рискованности инвестиций в суверенные облигации. Второй – рейтинги кредитного риска стран, они отражают относительный уровень возвратности инвестиций не только в государственные, но и в частные долговые обязательства в стране. Эти рейтинги используются для оценки страновых рисков при присвоении рейтингов компаний и банков по международной шкале.

Информация о работе Эффективность белорусской экономической модели как компонента идеологии белорусского государства