Экономически рост, его тип и факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Постоянное повышение потребностей человечества, уменьшение
традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают
необходимость постоянного повышения экономического роста и эффективности
экономики.
Экономический рост и есть увеличение объема создаваемых полезностей а,
следовательно, повышение экономического благосостояния и жизненного уровня
населения.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие экономического роста.
3. Типы экономического роста.
4. Источники и факторы экономического роста.
5. Роль государственного регулирования в экономике и ее росте.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

куровая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

актов, призванных упорядочить и развивать отношения  между  всеми  элементами

рыночной системы, а косвенное вмешательство  государства  в  зависимости  от

его цели - направление  на стимулирование капиталовложений  и  восстановление

равновесия между  сбережениями и инвестициями, обеспечение  полной  занятости

населения, стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов  и  рабочей

силы, воздействие  на общий уровень цен в целях  их  стабилизации,  также  цен

на некоторые  специфические  товары,  поддержку  устойчивого  экономического

роста, и некоторые  другие цели.

      Одним из главных направлений  государственного регулирования  экономики

является  накопление  капитала,  который   всегда   служит   главной   целью

хозяйственной  деятельности  в  рыночной  экономике  и  в   первую   очередь

соответствует    экономическим    интересам    субъектов     хозяйствования.

Следовательно,  создавая   дополнительные   стимулы   и   возможности   всем

инвесторам или  их отдельным группам по отраслям и территориям,  регулирующие

органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

      Государственное регулирование  занятости - это поддержание  нормального

соотношения  между  спросом   и   предложением   рабочей   силы   и   должно

удовлетворять    потребность     экономики     в     квалифицированных     и

дисциплинированных  работниках,  заработная  плата  которых  служит  для  них

достаточной мотивацией к труду. Нежелательно резкое снижение занятости,  так

как  это  может  привести   к   увеличению   армии   безработных,   снижению

потребительского  спроса, налоговых поступлений, росту  расходов  на  пособия,

а самое главное, опасно социальными последствиями.

      Постоянным объектом внимания  государственных  органов   является  также

регулирование  денежного  обращения,  в  частности,  борьба   с   инфляцией,

представляющей  серьезную опасность для экономики.  Регулированием  денежного

обращения государство также воздействует и  на  другие  объекты,  такие  как

условия  накопления,  цены,  социальные  отношения.   Состояние   платежного

баланса является объективным показателем экономического здоровья страны.  Во

всех  странах  с  рыночным хозяйством  государство постоянно осуществляет

оперативное  и  стратегическое  регулирование   платежного   баланса   путем

воздействия на экспорт и импорт, движение капитала,  повышение  и  понижение

курсов  национальных  валют,  торгово-договорной  политики   и   участия   в

международной экономической интеграции. Также, к  одному из главных  объектов

регулирования государством необходимо отнести и  цены, динамика  и  структура

которых отражает состояние экономики. В то же время  сами цены сильно  влияют

на структуру  хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость  национальной

валюты, социальную атмосферу. Политика ценообразования  в  нашем  государстве

совершенствуется  и  становится  все  более  либеральной.  В  соответствии  с

белорусским законодательством регулированию в настоящее время подлежат  цены

и тарифы на социально  значимые товары и услуги. И если в  июне-июле  1999г.,

когда утверждался  их перечень, в нем значилось около 30 позиций,  то  сейчас

осталось 10.

      Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять  и  на  другие

объекты государственного регулирования экономики,  например,  заинтересовать

частные фирмы  в развитии научных исследований и внедрении их результатов,  в

экспорте товаров, капиталов  и  накопленных  знаний  и  опыта.  Изучаются и

совершенствуются  законы о соблюдении правил конкуренции, социальной  защите,

охране окружающей среды.

      Государственное регулирование  экономикой и  ее  ростом  осуществляется

административными и экономическими средствами.

      Административные  средства  не  связаны  с  созданием  дополнительного

материального стимула или опасностью финансового  ущерба. Они  базируются  на

силе государственной  власти и включают в себя  меры  запрета,  разрешения  и

принуждения. Административные средства регулирования в  развитых  странах  с

рыночной  экономикой  используются  в  незначительных  масштабах.  Их  сфера

действия в  основном ограничивается  охраной  окружающей  среды  и  созданием

минимальных бытовых  условий относительно слабо  социально  защищенных  слоев

населения. Однако,  в  критических  ситуациях  их  роль  сильно  возрастает,

например,  во  время  войны,  критического  положения  в  экономике.  Самыми

крупномасштабными административными акциями  по  регулированию  экономики  в

послевоенной  Японии  были  денежная   реформа   и   разукрупнение   ведущих

концернов.

      Экономические средства государственного  регулирования можно  разделить

на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики.

      Самостоятельным объектом и инструментом  государственного регулирования

экономики  является  государственный  сектор  в  экономике.   Высшая   форма

государственного   регулирования    экономики    -    это    государственное

экономическое программирование,  охватывающее  многочисленные  цели  и  весь

набор инструментов  государственного  регулирования  экономики.  К  основным

экономическим средствам необходимо  отнести:  регулирование  учетной  ставки

(дисконтная  политика, осуществляемая  центральным   банком);  установление  и

изменение  размеров  минимальных  резервов,  которые  финансовые   институты

страны  обязаны  хранить  в  центральном  банке;  операции   государственных

учреждений  на  рынке  ценных  бумаг,  такие  как  эмиссия   государственных

обязательств,  торговля  ими  и  погашение.  При  помощи  этих  инструментов

государство  стремиться  изменить  соотношение  спроса  и   предложения   на

финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении.  По  мере

относительного  снижения роли рынков  свободных  капиталов  в  финансировании

капиталовложений  и, особенно в связи с уменьшением  роли  фондовой  биржи  и

ростом   самообеспечения    крупных    компаний    финансовыми    средствами

действенность  этих  инструментов  в  наиболее  развитых  странах  несколько

ослабела.

      Главным  инструментом  мобилизации финансовых  средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также  широко используются  для

воздействия на деятельность субъектов хозяйствования.  Это  фискальная  роль

налогов.  Но  главная   роль   налогов   -   регулирующая.   Государственное

регулирование при помощи  налогов  зависит  в  решающей  степени  от  выбора

налоговой системы, а также от видов и размеров  налоговых  льгот.  Налоги  в

государственном регулировании экономики играют  двоякую  роль. Это главный

источник  финансирования  государственных  расходов,   материальная   основа

бюджетной политики,  а  с  другой  стороны,  это  инструмент  регулирования.

Задача государственных  бюджетных органов - не просто  обложить  налогами  те

или иные  источники  поступления  средств,  а  создать  тонко  настраиваемый

механизм воздействия  на хозяйственное  поведение  юридических  и  физических

лиц.  Для  этого  используются  временно  или   селективно   предоставляемые

налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

      Государственные капиталовложения  осуществляются в значительной  степени

в   государственном   секторе   экономики,   играющем   важнейшую   роль   в

государственном регулировании экономики. Он является  одновременно  объектом

и инструментом воздействия на частное хозяйство.

      Значительная   часть   государственного   сектора   -   это    объекты

инфраструктуры, в большинстве случаев  нерентабельные.  Другая  их  часть  -

государственные  предприятия  в  сырьевых  и  энергетических  отраслях,  где

требуются  большие  инвестиции,  а   оборачиваемость   капитала   медленная.

Рентабельность  государственных фирм, как правило, ниже, чем  частных.  Часть

государственного  сектора  -   это   пакеты   акций   смешанных   частно   -

государственных компаний.

      Существование в условиях рыночного  хозяйства секторов, которые в  своей

деятельности  руководствуются   принципами,   несколько   отличающимися   от

принципов частных  фирм, позволяет использовать  государственный  сектор  для

решения  общегосударственных  экономических  задач,  повышения  прибыльности

частного хозяйства.

      В целом государственный сектор  служит дополнением частного  хозяйства в

такой мере, где  и насколько  мотивация  для  частного  капитала  оказывается

недостаточной.  В  результате  государственный   сектор   служит   повышению

эффективности народного хозяйства в целом  и является одним  из  инструментов

перераспределения валового внутреннего продукта.

      Размеры государственного сектора,  его доля в  национальной  экономике,

изменяются не только в результате нового строительства  и приобретения, но  и

как  следствие  приватизации  -  продажи  рентабельных,   реконструированных

объектов государственного сектора частному капиталу. В  80-х  и  90-х  годах

эта тенденция  заметно усилилась.

      Практически все рычаги воздействия  на процесс  воспроизводства   внутри

страны  оказывают  существенное  влияние   на   внешнеэкономические   связи:

изменение учетной  ставки,  налогообложения,  новые  льготы  и  субсидии  на

инвестиции в  основной капитал и др.

      Государственное  регулирование   экономики  является  необходимым   для

осуществления социальной политики, вообще стратегии  социализации  в  широком

смысле.   Коллективное   потребление   или    удовлетворение    общественных

потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих,  безработных

Информация о работе Экономически рост, его тип и факторы